Союз машиностроителей России инициировал процедуру перевода автомобильной и сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо

В Государственной Думе РФ состоялось заседание Экспертного совета при Думском Комитете по промышленности по развитию предприятий оборонно-промышленного комплекса и Комитета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению Союза машиностроителей России. Ведущие специалисты в области машиностроения обсудили возможность развития рынка газомоторного топлива. По мнению большинства, переход транспортных средств на газовое топливо способен принести стране существенную экономию, выражающуюся цифрой с двенадцатью нулями после единицы. Однако на настоящий момент для этого существует ряд проблем: прежде всего, отсутствие необходимой инфраструктуры – развитой сети газовых заправочных станций.

По словам депутата, члена Думского Комитета по промышленности Альфии Когогиной, мультипликативный эффект перехода транспортных средств на газомоторное топливо превысит 1 триллион рублей. "По прогнозам, мировой рынок грузовиков на природном газе ежегодно будет расти на 14% в год, а рынок газовых автобусов – на 19% в год. В России на природном газе передвигаются всего 86 тысяч машин, что составляет всего 0,57% от 15 миллионного мирового парка. Хотя 20 лет назад мы были первыми", - заметила Когогина.

Зарубежные страны, по ее словам, сегодня все активнее продвигают газомоторное топливо, в качестве основного для заправки автомобилей. Чтобы активизировать этот процесс, в США, к примеру, ежегодно выделяют огромные субсидии – от 15 миллиардов долларов. "Более половины из них выделяются на закупки городских автобусов и создание инфраструктуры, еще часть – на гранты в области энергоэффективности. Кроме того, используются и другие финансовые меры – от уменьшения размеров сборов до полного освобождения выплат в бюджеты", - рассказала депутат о зарубежном опыте внедрения газовых двигателей.

В России, к сожалению, к этому вопросу вернулись совсем недавно – в 2011 году на рассмотрение депутатов Государственной Думы РФ были направлены два проекта Федеральных законов "Об использовании альтернативных видов моторного топлива" и "Об использовании газового моторного топлива". Однако оба законопроекта были отклонены. По инициативе Союза машиностроителей России и Думского Комитета по промышленности вопрос перевода транспорта на газомоторное топливо вновь становится актуальным. Как отметил Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, этому способствует общая ситуация, которая в последнее время складывается в экономике. Причем не только экономики российской, но и других стран. "Мы идем в фарватере изменений технической политики. Накоплен уникальный потенциал, прошли успешные испытания газотурбовозов. Наработана критическая масса амбициозных планов по использованию газового топлива в авиации, автомобильной промышленности. Поэтому в такой щедрой на газ стране, как Россия преград для активных изменений в области газомоторного топлива существовать не должно", - отметил Владимир Гутенев.

При этом речь идет не только о повышении эффективности отечественной экономики, сельского хозяйства, транспортных услуг за счет снижения издержек. "Речь идет о снижении затрат на всем жизненном цикле продукции, ну и, конечно, о загрузке отечественных машиностроительных предприятий, которые способны разрабатывать и выпускать продукцию на газовом топливе", - добавил Первый вице-президент Союза машиностроителей России.

Однако, как заметили присутствующие эксперты, несмотря на очевидные плюсы газомоторного топлива, производители и население не спешат отказываться от дизеля и бензина. Так, начальник отдела координации энергетического обеспечения Департамента научно-технологической политики и образования Минсельхоза РФ Александр Щетников рассказал о проблемах перевода сельскохозяйственной техники на газ. "В большинстве российских регионов сдерживающими факторами, наряду с неразвитой системой сервисного обслуживания, являются физический и морально-устаревший парк техники. По примерным подсчетам, более 60% сельскохозяйственной техники – устарело. И перевод такой техники на газомоторное топливо – экономически нецелесообразен", - заметил он.

Еще одно осложнение связано с отсутствием инженерной инфраструктуры и сети газо-заправочных станций, которые были бы приближены к сельским районам и населенным пунктам. Как заметил Председатель Комитета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению Союза машиностроителей России, генеральный директор ООО "ККУ "Концерн "Тракторные заводы" Михаил Болотин, помимо развития сети газозаправочных станций нужно организовать некий промежуточный этап – газо-баллонные станции, где будет проводиться замена пустых баллонов на заполненные. Такой подход, на мой взгляд, позволит начать использование газа более массово", - подчеркнул глава Концерна "Тракторные заводы". При этом, по его словам, если на создание развитой инфраструктуры газозаправочных станций потребуется около десяти лет, то сеть обменных пунктов можно организовать в течение двух лет.

По итогам совещания участники единогласно приняли резолюцию с рекомендациями Союзу машиностроителей России и профильным министерствам. По словам Владимира Гутенева, на основании этого документа будет сформирован документ, который будет содержать поэтапные рекомендации по стимулированию использования газомоторного топлива на сельскохозяйственной, дорожно-строительной и коммунальной технике. "Готовность в продвижении этого проекта и у федеральных органов исполнительной власти, и у предприятий тяжелого машиностроения есть. Мы же, как представители законодательной власти, подготовим необходимые изменения в законы, чтобы интенсивно внедрять газомоторное топливо на рынок автотранспорта России", - резюмировал он.
Источник информации
Пресс-служба Союза машиностроителей России
Опубликовано 19.09.2013