На базе ОНФ будет сформирован экспертный совет по мониторингу госзакупок в сфере оборонного заказа

ОНФ На базе ОНФ в течение недели будет сформирован экспертный совет по мониторингу госзакупок в сфере оборонного заказа. Об этом во вторник было заявлено на круглом столе "ОНФ: поставить государственные закупки в сфере обороны под общественный контроль", прошедшем на площадке Фонда института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ). Напомним, что с 1 сентября Общероссийский народный фронт запустил интернет-проект "Зачестныезакупки.онф.рф" по борьбе с коррупцией при проведении государственных закупок. На прошлой неделе ОНФ объявил о том, что привлечет к работе интернет-портала "За честные закупки" пул экспертов по вопросам государственного оборонного заказа (ГОЗ).

Расходы государства на оборону являются самой большой статьей расходов российского бюджета – от 1 трлн рублей ежегодно. Соответственно, коррупция в военной отрасли наносит наибольший ущерб стране, приводя к снижению качества производимой в стране военно-космической техники и обеспечения войск, потерям страны в оборонном экспорте. Параллельно с этим снижается уровень защиты граждан и падает международный имидж страны. При этом ответственность чиновников в военной отрасли за злоупотребления в сфере оборонных закупок минимальна. Из-за сложной специфики закупок в этой сфере и закрытости военной отрасли общественный контроль за оборонными поставками установить очень сложно. Между тем, усиление общественного контроля в данном направлении необходимо.

В круглом столе, организованном ОНФ, приняли участие эксперты в сфере оборонного комплекса, в числе которых — руководители предприятий ОПК, представители Минобороны, ветеранских и патриотических организаций, депутаты Госдумы, ученые. Основная тема – как использовать площадку проекта "За честные закупки" для того, чтобы наладить систему общественного контроля в этой области государственных расходов. Экспертная группа, которую предполагается сформировать при сайте Зачестные закупки.онф.рф будет целенаправленно проводить анализ закупок ОПК, сообщать о нарушениях не только в ФАС, но и в Минобороны и Военную прокуратуру, вырабатывать системные решения проблем злоупотреблений и качества исполнения оборонного заказа. Сообщить на сайт о нарушениях в сфере оборонных поставок может любой гражданин или общественная организация.

"Проект Общероссийского народного фронта "За честные закупки" — это новый уникальный инструмент, который должен способствовать открытости и прозрачности в сфере госзакупок, в том числе в сфере ОПК, — отметил в своем выступлении член Центрального штаба ОНФ, глава "ОПОРЫ России" Александр Бречалов. — Важно, что принять участие в этом процессе теперь может каждый гражданин или общественная организация. Проект существует с начала сентября, на сегодняшний день его постоянными участниками стали 13 общественных организаций, благодаря которым выявлено 89 сомнительных закупок на сумму более 35 млрд рублей. Сумма уже опротестованных закупок составила более 6 млрд рублей".

Главная цель, подчеркнул Александр Бречалов – изменение самой модели госзакупок в части ответственности тех лиц, которые сознательно нарушают законодательство: "Плюс этого ресурса — в том, что мы сопровождаем полностью весь процесс проведения госзакупки, от момента исполнения закупки до решения суда".

Александр Бречалов привел данные анализа, проведенного экспертами проекта. Согласно этим данным, в 2012 году доля закупок, приходящаяся на малый бизнес, составила не более 4,5% от всех закупок, что соответствует примерно 250 млрд руб. При этом по действующему законодательству доля закупок у малого бизнеса должна составлять не менее 10% от общего годового объема. "С 1 января 2014 года минимальная квота закупок у малого бизнеса возрастает до 15%, — напомнил Бречалов, - Таким образом, малым предпринимателям "в теории" будет открыт рынок сбыта объемом не менее 900 млрд. рублей. Если ситуация с исполнением данной нормы не изменится в лучшую сторону, малый бизнес продолжит недополучать около 650 млрд руб.в год".Президент "ОПОРЫ России" привел данные с сайта Администрации малого бизнеса США. По этим данным, квота для малого бизнеса по гособоронзаказу в США составляет 22%, через субконтракты – 36%. "Всего сумма, выделенная на американский оборонный заказ для малого бизнеса — это только на прямой, без субконтрактов — составила 56 млрд.долларов! Больше чем весь наш отечественный ГОЗ (2 трлн рублей)", — констатировал Бречалов. По словам члена Центрального штаба ОНФ, во всем мире оборонный заказ – это мощнейший стимул для развития малых компаний, особенно занимающихся наукоемкими технологиями и инновациями и огромный рынок сбыта. "У меня нет сомнений, что при правильном подходе малый бизнес может быть полноценным участником системы ГОЗ", подчеркнул Бречалов. "Однако на сегодняшний день в нашей стране сложилась совершенно иная ситуация".

В числе примеров Александр Бречалов привел установленную российским законодательством практику предквалификации для участникам торгов. "Для большинства малых компаний это является серьезным барьером для того чтобы стать участником торгов по гособоронзаказу", подчеркнул Бречалов. По мнению президента "ОПОРЫ России", необходимо включать в контракты, заключаемые крупным бизнесом по гособоронзаказу, механизм размещения части заказа у малого бизнеса — до 20% полученного госконтракта. "Еще одно предложение — выделить квоту на участие в гособоронзаказе для предпринимателей инвалидов, хотя бы 1-2% от всего заказа", — заявил Бречалов. "Я предлагаю нам с вами очень четко и качественно сформулировать свои предложения, проработать вопрос с экспертами, а главное — с самими предпринимателями, и благодаря площадке Общероссийского народного фронта все же добиться того, чтобы наш малый и средний бизнес был допущен к участию в гособоронзаказе на приемлемых и прозрачных условиях".

Гендиректор Омского производственного объединения "Радиозавод им. А.С. Попова" Иван Поляков отметил, что от гособоронзаказа, который сегодня составляет более 1 трлн. рублей в год, напрямую зависит национальная безопасность нашей страны и уровень защищенности российских граждан от различного вида угроз. "Кроме того, это огромный ресурс для инноваций, модернизации всех отраслей промышленности и развития науки и высокотехнологичного производства", — уточнил Иван Поляков. Но, в то же время, регулярно выявляется значительное число нарушений в области формирования, размещения и исполнения в сфере оборонных поставок. Так, в 2011 году Федеральной службой по оборонному заказу (Рособоронзаказ) и Федеральной антимонопольной службой было выявлено нарушений на сумму свыше 25 млрд рублей, в 2012 – более чем 16 млрд рублей.

"Основные нарушения касаются формирования требований к исполнителям ГОЗ, определения максимальной стоимости контрактов, завышения стоимости и объемов выполненных работ, оплаты фактически невыполненных работ, выполнения работ, непредусмотренных техническим заданием или сметной стоимостью объектов, — поясняет Иван Поляков. — При оценке Рособоронзаказом фактического ущерба в 16-25 млрд рублей ежегодно, скрытый ущерб от различного рода действий и ухищрений недобросовестных исполнителей и ненадлежащего исполнения ГОЗ намного больше. По самым скромным подсчетам экспертов речь может идти о сумме в 100-150 млрд рублей. Проблема состоит и в том, что вскрыть эти нарушения достаточно сложно. Вследствие весьма успешных мер государства по ограничению прямого доступа зарубежных транснациональных групп на рынок оборонных заказов в качестве головных исполнителей многие зарубежные производители стали встраиваться в цепочки кооперации более низкого уровня, поставляя российским производителям вооружения и военной техники комплектующие, отдельные узлы и элементы несоответствующего российским военным стандартам качества. Применение подобных деталей приводит к резкому снижению свойств и тактико-технических характеристик отдельных видов вооружений. Особенно остро эта проблема стоит в области создания высокотехнологичных систем связи и управления, космической отрасли, ракетостроении. Сложность заключается в том, что выяснить наличие такого рода отклонений или "закладок" чаще всего удается только на этапе практического применения образцов вооружения и военной техники. Свидетелями чего мы, к сожалению, являемся: неудачные космические запуски с падениями спутников, неуспешные испытания "Булавы", пробуксовывание практического внедрения Единой системы управления войсками и многие другие. Все это происходит на фоне крупных ассигнований из федерального бюджета. На решение этих задач ежегодно расходуются десятки миллиардов рублей. В результате подобных научно-технических и производственных провалов наносится колоссальный репутационный ущерб России, как высокотехнологичной державе, создается искаженное представление о неспособности российских предприятий создавать и производить наукоемкие системы и комплексы. Заложниками ошибок или преступлений отдельных людей и коллективов становится вся страна, вся наука, все отрасли производства. Реальная возможность исправить ситуацию состоит в создании системы общественного контроля в области госзаказа. Мы начинаем сбор и обобщение фактов и материалов, посвященных проблемам исполнения государственного оборонного заказа в интересах повышения качества оборонной продукции и усиления ответственности за производство некачественной продукции".

Главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко предложил отследить с помощью площадки ОНФ, чтобы выделяемые на отечественную оборону средства были направлены на конкретные разработки, а не "распилены": "Давайте проведем под эгидой Народного фронта общественное антикоррупционное расследование. Значительный объем недвижимости оборонного предприятия ГСКБ "Алмаз-Антей" в свое время путем мошеннических схем переведено в оффшоры, расположенные на Британских Виргинских островах. И непонятно, кто его бенефициары — есть предположения что это граждане Российской Федерации". "Такие жуткие случаи нужно расследовать до конца", поддержал выступающего Александр Бречалов.

Председатель межрегиональной ассоциации профсоюзов Александр Самгин предложил привлекать к процессу общественного контроля профсоюзные организации: "Трудовые коллективы должны стать частью этого общественного контроля. Если конечный исполнитель продукции не будет вовлечен в систему общественного контроля, то ни о каком результате говорить не придется". "Необходимо категорирование госзаказов по величинам возникающих рисков, — предложил глава Научного совета Российской академии наук по проблеме "Надежность, ресурс и безопасность технических систем" Николай Махутов. — Надо определять, где нужен заказ, а где не нужен. Многомиллиардные заказы открывают пути к участию крупных компаний, однако не везде нужны общепринятые тендерные технологии". "Следует активнее привлекать экспертов, которые могли бы сказать, нужна ли та или иная техника или не нужна, чтобы структурировать систему госзаказов, — подчеркнул генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза Николай Антошкин. - По большому счету, гособоронзаказ — это жизнь или смерть государства".

Председатель совета Общероссийской общественной организации "Союз семей военнослужащих" Мария Большакова в своем выступлении подчеркнула, что общественный контроль должен стать системным: "При Россоборонзаказе необходимо создать общественный совет, в который вошли бы профессионалы". В свою очередь, помощник генерального директора Рособоронзаказа Артем Бондаренко сообщил участникам круглого стола о том, что такой совет формируется при ведомстве. "Много проблем, как со стороны исполнителей, так и со стороны заказчиков, и контролирующих органов госзакупок", — признал Бондаренко и привел следующие цифры: "В США в закрытые закупки попадает только 2.2 % гособоронзаказа. А в России — более 30 %".

Председатель совета Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов Светлана Аполлонова убеждена в том, что при объявлении новых тем на НИОКРЫ должна быть "независимая, внятная экспертиза того, что нужно разрабатывать. Кроме того, нужно привлечение малого и среднего бизнеса: сейчас он не может попасть в гособоронзаказ". О необходимости вернуть НИИ по родам войск, которые могли создавать соответствующие разработки вооружений, и институт военпредов говорил на круглом столе вице-президент международной общественной организации бывших военнослужащих "Марс-Меркурий" Олег Комаров.
Источник информации
Опубликовано 25.09.2013