В ОПЖТ обсудили актуальные вопросы по стандартизации

ОПЖТ 20 декабря в Москве состоялось заседание Комитета по нормативно-техническому обеспечению и стандартизации Некоммерческого Партнерства "Объединение производителей железнодорожной техники", посвященное рассмотрению проектов ГОСТов и обсуждению проблем переходного периода, связанного с вводом Технических регламентов Таможенного Союза.

Заседание возглавил Председатель Комитета по нормативно-техническому обеспечению и стандартизации, вице-президент НП "ОПЖТ" Владимир Матюшин.

В заседании приняли участие представители РЖД, российских и зарубежных предприятий, а также профильных институтов. Среди них, в частности, Департамент технической политики ОАО "РЖД", Центр технического аудита ОАО "РЖД", Альстом-Транспорт рус, ОАО "ТВЗ", ООО "Железнодорожные технологии", ОАО "ВНИКТИ", ООО "ПО "Вагонмаш", ОАО "ВМЗ", АНО "ИПЕМ", ЗАО "НТЦ "ПРИВОД-Н", ЗАО "ОМК", ООО ПКФ "ИНТЕРСИТИ", МТЗ-Трансмаш, ООО "РСП-М", ЗАО "ВСП", ОАО "ВМЗ", ОАО "НПК "Уралвагонзавод", ОАО "Электровыпрямитель", ООО "ПО Вагонмаш", ОАО "МСЗ", ОАО "ВНИИЖТ" и МИИТ.

В ходе заседания участники рассмотрели окончательную редакцию проекта ГОСТ "Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство".

По словам вице-президента "ОПЖТ" Владимира Матюшина, этот документ крайне важен. Он многократно рассматривался, и его необходимо доработать в сжатые сроки. "Этот ГОСТ необходимо принять одновременно с вводом Технических регламентов Таможенного Союза. Регламент - это, по сути, переход на другую организационную структуру. Он упорядочивает весь процесс производства, действует на обеспечение надежности, качества и, прежде всего, безопасности. А этот стандарт во многом и определяет, как проводить всю работу, начиная с разработки конструкции, чтобы на выходе была хорошая продукция. Поэтому логично, чтобы одновременно с переходом на Технические регламенты Таможенного союза перешли и на работу и по этому новому стандарту ", - сообщил он.

Участники сошлись во мнении, что необходимо доработать документ и внести все замечания, которые были выявлены в ходе обсуждения. После окончательного согласования документ будет передан на рассмотрение в Межгосударственный технический комитет-524.

В рамках заседания Комитета собравшиеся также обсудили ход разработки ГОСТов на сварные рельсовые соединения.

Сегодня разработка этих документов финансирует семь предприятий.

Заведующий лабораторией отделения "Сварка" ОАО "ВНИИЖТ" Аркадий Николин отметил, что первые редакции трех ГОСТов на сварные соединения будут представлены до 25 декабря этого года.

Между тем, разработка еще двух ГОСТов пока переносится. По его словам, эти работы будут завершены только в январе 2014 года.

Участники заседания отметили, что затягивать сроки по этим документам более недопустимо, и попросили разработчиков поторопиться. Кроме того, было решено провести рабочее совещание по обсуждению первых редакций трех ГОСТов на сварные соединения до 16 января 2014 года.

Особое внимание участники уделили проблемам переходного периода, связанного с вводом Технических регламентов Таможенного Союза.

По словам Владимира Матюшина, одна из главных проблем возникает у предприятий, планирующих выпуск и освоение новой продукции на конец 2014 года. "Длительность испытаний продукции, в особенности сложного типа, достаточно большая. Следовательно сегодня, когда появляется опытный образец продукции, нужно уже начинать процесс испытаний и контроля на соответствие Техническим регламентам. Сложность заключается в том, что пока в России не аккредитовано ни одного соответствующего органа. Производителям по сути некуда обратиться, чтобы начать этот процесс. И оттягивание этого процесса каждый месяц означает, что у производителей запаздывает процесс освоения продукции. Все это в результате приведет к экономическим потерям для таких производителей. Кроме того, и у потребителей, ожидающих эту новую продукцию, также могут возникнуть непрямые потери. Эту задачу необходимо решить как можно быстрее", - подчеркнул он.

Ожидается, что все работы по стандартам будут завершены к моменту ввода Технических регламентов Таможенного Союза. По словам Владимира Матюшина, в этом году проведена огромная работа по подготовке стандартов. Больше половины стандартов уже приняты, часть пока не готова, но стандарты в первой редакции отработаны, а главные правки введены. Что касается методик, не все стандарты разработаны, но сегодняшние методики могут после надлежащего оформления действовать, поэтому этот процесс не помешает общей работе.

Кроме того, в ходе заседания участники затронули тему стендовых испытаний литых деталей грузового вагона. Ожидаются, что такие испытания будут проходить на испытательном центре при Алтайвагонзаводе. "Испытания позволят производить оценку долговечности, а значит и безопасности боковой рамы грузового вагона. Ситуация с изломами серьезная. Ранее испытания проходили не совсем корректно. Режимы нагружения не соответствовали реальным нагружениям в эксплуатации. Новая система приведет все в полное соответствие. Следовательно, мы в ходе этого контроля будем полностью проверять конструкцию. Эта оценка позволит прогнозировать совершенно однозначно поведение конструкции в эксплуатации. Конечно, это не исключает и некие браки, но это уже другая система контроля самого производства. Мы ожидаем резкого снижения излома боковым рам, когда их контроль будут производить по этим новым методикам. Опыт Американских железных дорог показывает, что путем улучшения технологий и контроля можно снизить на порядок эти столь опасные повреждения. Это очень важная задача. Мы планируем, завершить работы по этой важной методике к концу следующего года", - рассказал вице-президент НП "ОПЖТ" Владимир Матюшин.

Алтайвагон закупил в США современное оборудование, которое позволяет воспроизвести ту нагрузку, которая реально действует в эксплуатации. Это так называемая трехмерная нагрузка. На оборудовании будет проходить испытания серийная продукция. Новая методика позволит проводить мноцикловые испытания, которые дадут реальную оценку. Ожидается, что первая фаза таких испытаний будет проведена в феврале-марте 2014 года.

"Будет проведен отбор образцов боковых рам с литейных заводов. Финансирование будет осуществляться за счет самих производителей литых деталей тележек. И, безусловно, для производителей выгоднее проводить такие испытания совместными силами", - отметил Владимир Матюшин.

Подводя итоги заседания, вице-президент НП "ОПЖТ" Владимир Матюшин подчеркнул, что все заседания на площадке ОПЖТ проходят активно. "На заседаниях обсуждаются актуальные проблемы в отрасли, в результате принимаются взвешенные, выдержанные, объективно необходимые решения", - добавил он.
Источник информации
Пресс-служба ОПЖТ
Компании
Опубликовано 24.12.2013