Вопросы защиты от коррозии авиационной техники обсудили на конференции в ВИАМ

ВИАМ 27 марта 2014 года во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов (ВИАМ) прошла научная конференция "Перспективные технологии для защиты от коррозии авиационной техники", посвященная 100-летию со дня рождения профессора, доктора технических наук Лии Яковлевны Гурвич.

В рамках конференции выступили ведущие ученые ВИАМ, а также специалисты в области материаловедения, защиты от коррозии, представители предприятий авиационной отрасли и ведущих конструкторских бюро.

Открыл мероприятие заместитель Генерального директора ВИАМ, кандидат технических наук Владислав Валерьевич Антипов. В своем выступлении он рассказал о том вкладе, который внесла Лия Гурвич в развитие технологий защиты от коррозии. "Под научным руководством и при непосредственном участии Лии Яковлевны в ВИАМ был выполнен комплекс работ по фундаментальным исследованиям в области создания окислителей и материалов применительно к ракетной и космической технике, химической, электрохимической обработки, а также защиты нержавеющих сталей и коррозионностойких сплавов", – отметил Владислав Антипов.

Кроме того, он напомнил, что проблема защиты от коррозии на сегодняшний день является актуальной для всех развитых стран мира. "К примеру, ежегодные мировые потери от коррозии оцениваются в 2,2 трлн долларов (3,1% мирового ВВП), а в таких странах, как США, Великобритания, Германия, достигают 3% ВВП", – подчеркнул представитель ВИАМ.

С докладом "Покрытия РОКОР. Защита и восстановление оборудования в энергетике и промышленности" выступил представитель НПО "РОКОР", профессор, доктор технических наук Владимир Анатольевич Головин.

Сотрудник ВИАМ Семен Анатольевич Демин рассказал о шликерном покрытии – новом направлении в развитии технологии защиты стальных изделий от коррозии.

Специалист ВИАМ Андрей Александрович Никифоров подготовил доклад "Разработки ВИАМ, направленные на повышение защитной способности цинковых покрытий".

Сотрудник ВИАМ Валентина Яковлевна Белоус подробно рассказала о жизни и деятельности профессора, д.т.н. Л.Я. Гурвич.

Сотрудник ВИАМ Виктория Евгеньевна Варламова представила доклад "Исследование стойкости к коррозионному растрескиванию высокопрочной стали ВНС-65 в контакте со смазками и титановым сплавом ВТ23".

Представитель ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" Вадим Борисович Дюдин проинформировал собравшихся об анализе эффективности антикоррозионной защиты самолетов Бе-200ЧС, эксплуатирующихся в МЧС России и ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева".

Тема доклада специалиста ВИАМ Кирилла Евгеньевича Захарова – "Низкотемпературное уплотнение сернокислотных анодно-оксидных покрытий деталей из алюминиевых сплавов".

Специалист ВИАМ Илья Андреевич Козлов осветил вопрос применения технологии плазменного электролитического оксидирования для защиты от коррозии магниевых сплавов.

Сотрудник ВИАМ Дмитрий Владимирович Чесноков рассказал о составах для химической обработки деталей из металлических материалов.

Представитель филиала ОАО "Компания "Сухой" "ОКБ Сухого" Дмитрий Александрович Лукьянычев выступил с докладом "Автономный прибор измерения времени увлажнения и температуры для выявления коррозионно-активных зон планера".

Специалист ВИАМ Марина Александровна Фомина представила доклад "Проведение исследований по оценке коррозионного состояния самолетов типа "Су".

"Химическая обработка для повышения адгезионной способности титановых сплавов" – тема доклада представителя ВИАМ Андрея Леонидовича Ботаногова.

Сотрудник ВИАМ Янис Юрьевич Никитин проинформировал об исследовании механических свойств и коррозионной стойкости высокопрочной стали ВНС-73 в различных климатических условиях.

По общему мнению участников конференции, ВИАМ уделяет особое внимание испытаниям и исследованиям свойств материалов в различных климатических зонах и условиях. Необходимость проведения таких испытаний для сложных технических систем как авиационно-космической техники, так и других отраслей промышленности, подтверждается наличием больших непредвиденных потерь в результате коррозии, случаями отказа техники, что зачастую приводит к разрушениям и катастрофам.

Также участники выразили искреннюю благодарность руководству ВИАМ за предоставленную возможность ознакомиться с интересными научными докладами и за высокий уровень организации мероприятия. По их мнению, создание в Геленджике центра климатических испытаний является важнейшим шагом на пути решения вышеупомянутых проблем.

Следует отметить, что накануне конференции ВИАМом был издан специальный буклет, приуроченный к 100-летию со дня рождения д.т.н., профессора Л.Я. Гурвич.

По итогам конференции было принято решение.

***

РЕШЕНИЕ

конференции "Перспективные технологии для защиты от коррозии

авиационной техники", посвященной 100-летию профессора,

д.т.н. Л. Я. Гурвич


На конференции присутствовало 65 человек из 29 организаций.

Из них сотрудников ФГУП "ВИАМ" 11 человек.

Ветеранов ФГУП "ВИАМ" 6 человек.

Всего 85 человек.

Из приглашенных гостей конференции доклады были сделаны следующими участниками:

Головин В.А. – профессор, д.т.н., директор по науке НПО "РОКОР"

Дюдин В.Б. – заместитель главного металлурга ТАНТК им. Г.М. Бериева, Лукьянычев Д.А. – начальник отдела ОАО "Компания "Сухой" "ОКБ Сухого".

На конференции сделано 14 докладов, из них 8 посвящены информации о новых перспективных покрытиях и технологиях для антикоррозионной защиты сталей, алюминиевых, магниевых сплавов и химической обработке титановых сплавов. Два доклада посвящены анализу коррозионного состояния самолетов и разработке рекомендаций по предотвращению коррозии в эксплуатации. Один доклад – использованию прибора для выявления зон в большей мере подверженных возникновению коррозионных поражений. Дана информация о функционировании двух климатических станций во ФГУП "ВИАМ", отвечающих всем требованиям, предъявляемым к натурным коррозионным испытаниям, а также - о необходимости расширения климатических испытаний, для чего требуется восстановить на новом техническом уровне национальную сеть климатических испытаний в РФ, у истоков создания которой стоял выдающийся ученый, член-корреспондент АН СССР Георгий Владимирович Акимов. В двух сообщениях докладчики остановились на исследовании коррозионной стойкости новых перспективных нержавеющих сталей. Разработке, исследованию, защите от коррозии, методам испытаний этого класса сталей в большей мере была посвящена деятельность Гурвич Лии Яковлевны. Несколько выступлений были посвящены жизни и деятельности профессора, д.т.н., известного ученого коррозиониста Гурвич Лие Яковлевне, к 100-летию которой приурочена данная конференция.

Участники конференции отмечают следующее:

- коррозионное состояние изделий во многом определяет его работоспособность и календарный срок эксплуатации;

- применение комплексной системы защиты от коррозии, включающей помимо конструктивной приспособленности к противокоррозионной защите выбор коррозионностойких сталей и сплавов, применение покрытий с более высокими защитными свойствами, обслуживание в эксплуатации и качественное, своевременное выполнение ремонта – является основным направлением для исключения возникновения и развития коррозионных поражений;

- научное и практически важное значение проведения подобных конференций для специалистов предприятий, создающих сложные технические системы;

- актуальность технологий и направлений исследований, которым были посвящены сообщения конференции;

- интерес специалистов присутствующих на конференции к новым технологиям для защиты от коррозии и ремонта, представленных докладчиками.

Участники конференции особо отмечают внимание, которое уделяет ФГУП "ВИАМ" проведению наряду с ускоренными испытаниями материалов и покрытий широкомасштабному проведению натурных климатических испытаний, а также инициативу ВИАМ по созданию национальной сети центров климатических испытаний в России с привлечением зарубежных зон с морским тропическим климатом, отсутствующим в РФ. Необходимость проведения таких испытаний для сложных технических систем как авиационно-космической техники, так и других отраслей промышленности, подтверждается наличием больших непредвиденных потерь в результате коррозии, наличием отказов, разрушений, катастроф.

Отмечается, что нормативно-техническая документация на обеспечение методов и средств защиты от коррозии требует пересмотра. Отсутствует нормативно-техническая документация по обязательному проведению климатических испытаний конструктивных образцов и элементов конструкций для оценки их работоспособности в условиях, приближенных к эксплуатационным. Опыт использования авиационной техники в США показывает, что техника может эксплуатироваться только в тех зонах и в таких условиях, применительно к которым проведены натурные климатические испытания.

Участники конференции отмечают значительный вклад в науку о коррозии и защите металлов, а также большое практическое значение работ Лии Яковлевны Гурвич, являющейся примером служения отечественной науке.

Участники конференции решили:

- поддержать инициативу ВИАМ по созданию национальной сети центров климатических испытаний в России с привлечением зарубежных зон с морским тропическим климатом, отсутствующим в РФ;

- активизировать работу по пересмотру и актуализации нормативной документации в интересах обеспечения эффективности средств и методов защиты от коррозии, старения и биоповреждений техники и элементов конструкций при их хранении и эксплуатации, в том числе в странах с тропическим климатом;

- выпустить нормативно-техническую документацию на проведение обязательного комплекса ускоренных и натурных климатических испытаний образцов и элементов конструкций, в том числе при воздействии механических усталостных и статических нагрузок, для оценки эффективности защитных покрытий и прогнозирования работоспособности наиболее ответственных узлов конструкций в эксплуатационных условиях;

- включить новую специальность "Защита от коррозии, старения и биоповреждений" в перечень направлений высшего профессионального обучения для подготовки соответствующих специалистов с учетом потребностей предприятий.

- после проработки и обсуждения на предприятиях отрасли объема, номенклатуры деталей и возможности использования предлагаемых технологий сообщить во ФГУП "ВИАМ" о необходимой потребности в их отработке и внедрении;

- ФГУП "ВИАМ" в рамках договоров сопровождения научно-технической деятельности предприятий обеспечить отработку и внедрение новых технологий;

- активизировать работы по созданию ремонтных технологий для двигателей;

- продолжить работы по созданию покрытий и технологий с улучшенными экологическими характеристиками, менее трудоемких и энергоемких, с более высокими защитными и функциональными свойствами;

- ФГУП "ВИАМ" регулярно проводить конференции по вопросам разработки покрытий и технологий для защиты от коррозии, а также по методическим подходам к проведению ускоренных и натурных климатических испытаний материалов, покрытий, конструктивных образцов и элементов конструкций.
Источник информации
Пресс-служба ВИАМ
Компании
Опубликовано 31.03.2014