Перспективы развития российского судостроения обсудили в Государственной Думе РФ

Есть ли потенциал у российского судостроения производить продукцию быстро, качественно и недорого?

Об этом шла речь в Государственной Думе РФ, где состоялось совместное заседание Экспертного совета при Думском Комитете по промышленности по развитию предприятий ОПК, Общественного совета при Минпромторге России, Комитета по оборонной промышленности СоюзМаш России, Комитета по совершенствованию законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса и высокотехнологичной промышленности ЛСОП под председательством Первого зампреда Комитета ГосДумы по промышленности, Первого вице-президента Союза Владимира Гутенева.

Изначально заявленная тема заседания предполагала обсуждение перспектив развития судостроительной отрасли в контексте Госпрограммы РФ "Развитие судостроения на 2013-2030 годы" и стратегии развития ОАО "ОСК" до 2030 года. Но изменившаяся конфигурация за периметром страны внесла коррективы и ход Думского мероприятия. Помимо представителей законодательной и исполнительной власти, генеральной прокуратуры и счетной палаты, в ГосДуму были приглашены руководители судостроительных и судоремонтных заводов Крыма и Севастополя.

Открывая заседание, Владимир Гутенев подчеркнул, что развитие судостроения в России – одно из приоритетных направлений государственной политики, в значительной мере определяющее национальную безопасность страны в оборонной, транспортной, продовольственной, энергетической и технологической сферах. В качестве иллюстрации парламентарий привел следующие цифры: в общем объеме мирового гражданского судостроения доля России составляет всего лишь 0,6% и занимает 21 место. В мировом военном кораблестроении наша страна занимает 2-е место. Развитие судостроительной отрасли осуществляется на основе ряда документов, среди которых Государственная программа РФ "Развитие судостроения на 2013-2030 годы". "Считаю, что эта программа прошла чрезвычайно полезную процедуру: она заслушивалась на площадке Общественной палаты РФ, что помогло разработчикам избежать ряда стратегических ошибок и сделать ее более эффективной", - подчеркнул Гутенев.

"Серьезный позитив мы видим в вопросе финансирования гособоронзаказа. Благодаря этому наблюдается рост объемов производства в военном судостроении. В 2013 году было спущено на воду 12 больших и 43 малых судна. Приняты в строй две подводные лодки проекта 955 "Борей". Некоторый рост объемов производства имеет место и в гражданском судостроении за счет политической и экономической поддержки российского Правительства. Продолжается реализация ряда крупных проектов. Завершены работы по строительству морской ледостойкой платформы "Приразломная" и плавучей буровой установки "Арктическая", построен ряд крупных танкеров, несколько пассажирских и скоростных судов различных проектов", - перечислил достижения российского судостроения Гутенев.

"Но проблема в том, что российским верфям достается менее 10% по тоннажу от тех заказов, которые наши судовладельцы и государство генерируют. Почему? Потому, что мы сталкиваемся с низким качеством продукции, долгим сроком иполнения заказа и достаточно серьезными объемами коррупции", - считает парламентарий, подчеркнувший, что в настоящий момент по линии "Объедененной судостроительной корпорации", являющейся ключевой системообразующей интегрированной компанией, в Архангельской области возбуждено 8 уголовных дел, в Ленинградской области – 9, в Приморском крае – 4, в Мурманской области – 5 уголовных дел. Эти данные подтвердил и заместитель начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства генеральной прокуратуры РФ Олег Опенышев, подчеркнувший, что только в 2014 году после проведенных проверок деятельности компании возбуждено 19 уголовных дел.

"Критика в адрес ОСК – абсолютно справедливая. Поэтому нам необходимо привлечь внимание и законодателей, и общественности к проблемам отечественного судостроения, поскольку потенциал и у отрасли, и у ОСК – есть. Нужно победить три российские проблемы: строить долго, дорого и порой некачественно. Для этого нужно иметь серьезную научно-техническую базу, управляемый и понятный бизнес в лице ОСК и выстроенные отношения с заказчиком", - заявил в своем выступлении заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Рахманов.

Государственный чиновник уделил особое внимание гражданскому судостроению. "Одна из главных проблем этого сектора – производство комплектующих. Гражданский пароход максимум на 30 процентов состоит из отечественных комплектующих. Остальное – мы покупаем. Зачастую зарубежом. Нужно сделать так, чтобы большинство из того, что мы покупаем, производилось на территории нашей страны", - подчеркнул Рахманов, отметивший, что без научно-технического задела ни о каких передовых позициях российского судостроения не может быть и речи.

Говоря о стратегии развития ОАО "ОСК", вице-президент по финансовому контролю и управлению рисками Сергей Гайдаржи выделил шесть основных проблем в ходе ее реализации: "Первое - усиление отечественного инжиниринга. Второе - развитие производственных мощностей. Третье - концентрация центра ответственности за реализацию крупных отраслевых проектов. Четвертое - переход от территориальной модели управления активами к дивизионному принципу. Пятое – стимулирование внедрения инноваций. И последнее – социальная и кадровая политика, направленная, в первую очередь, на изменение мотивационной модели".

"Мы нацелены на формирование штатной струкуры ОСК с учетом пересмотра корпоративной системы управления, на загрузку предприятий в разрезе основных секторов рынка и заказчиков, проведение глубокого анализа активов корпорации, реализацию программы технологического развития, разработку кооперационных структур", - рассказал об основных пунктах разработанной "Дорожной карты" представитель ОАО "ОСК". "Совершенно новое для направление – это предприятия Крыма и Севастополя, но сейчас мы вплотную занимаемся проработкой этого вопроса", - отметил Гайдаржи.

Генеральный директор Севастопольского морского завода Константин Картошкин подтвердил, что такого внимания к судостроительной отрасли новые российские регионы не видели многие годы: "Динамика, в которой мы жили в последние годы, несколько иная. Теперь нам нужно принимать ответственные решения ежечасно и ежеминутно. Вопросы, с которыми мы сталкиваемся - как заплатить заработную плату и забрать с материковой части то, что уже оплачено. При этом задел прочности у нашего завода, к примеру, небольшой – всего 8 ремонтный заказов. На этом заделе предприятие продержится 2 месяца. Что дальше – пока неизвестно", - рассказал Картошкин.

В итоговой резолюции совместного заседания, в том числе, содержался и пункт, имеющий непосредственное отношение к деятельности судостроительных предприятий Республики Крым и города Севастополь. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации рекоментовано внести коррективы в Государственную программу "Развитие судостроения на 2013-2030 годы" с учетом интеграции судостроительных предприятий новых регионов России в существующую судостроительную промышленность.
Источник информации
Пресс-служба Союза машиностроителей России
Отрасли
Опубликовано 04.04.2014