В ОПЖТ обсудили вопросы инновационного развития локомотивостроения

ОПЖТ 7 ноября в Москве состоялось совместное заседание Комитета по координации локомотивостроения и их компонентов НП "ОПЖТ", Комитета по инновациям и технологическому развитию НП "ОПЖТ" и Рабочей группы по тяговому, моторвагонному, скоростному и высокоскоростному подвижному составу Координационного совета по вопросам транспортного машиностроения Минпромторга России, посвященное обсуждению особенностей и перспектив развития инноваций в железнодорожном транспорте.

Заседание провели Председатель Комитета по координации локомотивостроения и их компонентов, вице-президент НП "ОПЖТ", председатель Рабочей группы по тяговому, моторвагонному, скоростному и высокоскоростному подвижному составу Координационного совета по вопросам транспортного машиностроения Минпромторга России Владимир Шнейдмюллер и Председатель Комитета по инновациям и технологическому развитию, вице-президент НП "ОПЖТ" Антон Зубихин.

В заседании приняли участие представители федеральных органов власти, ОАО "РЖД", российских и зарубежных предприятий, а также профильных институтов. Среди них, в частности, Минпромторг России, ОАО "Первая грузовая компания", ЗАО "Трансмашхолдинг", ОАО "Синара-Транспортные Машины", ООО "Уральские локомотивы", ООО "НПО САУТ", ОАО "ЭЛАРА", ООО "Тимкен-Рус Сервис Компани", ЗАО "НТЦ "ПРИВОД-Н", ООО "Кнорр-Бремзе Системы для Рельсового Транспорта", ABB Russia, ООО "Шэффлер Руссланд", Alstom Transport RUS, ОАО МТЗ ТРАНСМАШ, ООО "Русинвестпром", ЗАО "Диэлектрик", ОАО "НПК "Уралвагонзавод", ООО "Фейвели Транспорт", ОАО "ВНИКТИ", ОАО "ВНИИЖТ" и другие.

В ходе заседания были рассмотрены вопросы инновационного развития тягового и мотор-вагонного подвижного состава. Участники обсудили вопросы применения инновационных технологий при производстве мотор-вагонного подвижного состава, предложения по формированию критериев инновационности локомотивов, а также продления их срока службы.

Руководитель департамента по разработке новых продуктов ЗАО "Трансмашхолдинг" Сергей Перов рассказал о предложениях по направлениям инновационного развития тягового и мотор-вагонного подвижного состава. По его словам, повышение эффективности перевозочного процесса зависит от технико-экономических параметров транспортных средств, их надежной работы, высоких допустимых скоростей, пониженного воздействия на инфраструктуру и окружающую среду и малых энергозатрат.

"Развитие подвижного состава должно быть ориентировано на инновационные решения. К примеру, в 2012 году Минпромторг утвердил основные критерии инновационного товара. Согласно определению, "товар считается инновационным, если его новые качества превосходят аналогичные показатели существующих образцов", - сообщил он.

По словам Сергея Перова, критериями инновационности для локомотивов могут стать следующие параметры: конструкционная скорость - не менее 120 км/ч; нагрузка от оси на рельсы - 294 кН; поосное регулирование; модульный принцип компоновки на основе базовой платформы; управление в виде автоведения с функцией управления распределенной тягой; пробег колеса до замены - не менее 1 млн.км; коэффициент технической готовности - не менее 0,97 и т.д.

Руководитель департамента по разработке новых продуктов ЗАО "Трансмашхолдинг" Сергей Перов также предложил критерии инновационности и для мотор-вагонного подвижного состава.

В ходе заседания главный конструктор ОАО "ВНИКТИ" Игорь Сазонов выступил с предложениями по налоговому стимулированию инновационной деятельности предприятий ОАО "РЖД" и железнодорожного машиностроения. Они включают в себя следующие пункты: введение льготных ставок страховых платежей; освобождение на период 5-7 лет энергоэффективных инновационных технических средств от налога на имущество; снижение налога на прибыль от реализации инновационной продукции.

По словам начальника Центра инновационного развития – филиала ОАО "РЖД" Александра Корчагина, высокий технический уровень и новые потребительские свойства продукции, прежде всего, проявляются через улучшение потребительских характеристик. "Разработанные критерии инновационности могут применяться для решения задач инновационного развития ОАО "РЖД", - отметил он.

В ходе заседании вице-президент НП "ОПЖТ" Антон Зубихин отметил, что в силу объективных обстоятельств, а именно снижения погрузки на сети железных дорог, на следующий год снизятся закупки локомотивов со стороны ОАО "РЖД". Падение по закупкам локомотивов прогнозируется на уровне 30-35%, что станет критичным, как для производителей локомотивов, так и для производителей компонентов.

По мнению экспертов, падение закупок локомотивов особенно сильно повлияет на малый средний бизнес, а именно производителей компонентов в области локомотивостроения и производства электропоездов.

По словам вице-президента НП "ОПЖТ" Антона Зубихина, одним из возможных решений в сложившейся ситуации может стать государственная поддержка потребителя – Российских железных дорог – на закупку локомотивов, а также внедрение в практику закупок локомотивов со стороны РЖД в лизинг.

В свою очередь, вице-президент НП "ОПЖТ" Владимир Шнейдмюллер добавил, для того чтобы получить государственные формы поддержки, производители намерены сформулировать критерии инновационности в области производства локомотивов и электропоездов. Это необходимо, для того чтобы государство поддержало отрасль локомотивостроения и производства мотор-вагонного подвижного состава так же, как уже поддерживает производство грузовых вагонов. Для производителей главная поддержка – это объем заказов, поэтому форма господдержки может быть разной. Если государство будет поддерживать ОАО "РЖД" по заказу локомотивов и электропоездов, тогда и отрасль машиностроения будет продолжать развиваться", - отметил он.
Источник информации
Пресс-служба НП "ОПЖТ"
Компании
Опубликовано 11.11.2014