"Ангара" обеспечит России независимый доступ в космос

Первый испытательный запуск космического ракетного комплекса "Ангара-А5.1Л" прошел успешно. Комплекс, целиком созданный из отечественных комплектующих и стартовавший с российской территории, призван обеспечить России независимый гарантированный доступ в космос.

Комплекс "Ангара-А5.1Л" состоит из трехступенчатой тяжелой ракеты-носителя "Ангара-А5", созданной на основе универсальных ракетных модулей (УРМ), и космической головной части. Космическая головная часть включает в себя неотделяемый габаритно-массовый макет спутника, установленный на разгонный блок "Бриз-М" под головным обтекателем. В двигательных установках ракеты-носителя используются экологически чистые компоненты топлива – кислород и керосин. Стартовая масса "Ангары-А5.1Л" – приблизительно 768 тонн, масса макета полезной нагрузки – 2,04 тонны. Об этом говорится в сообщении головного разработчика и производителя ракет-носителей семейства "Ангара" Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева.

В рамках первого испытательного старта "Ангары-А5" с космодрома Плесецк 23 декабря ракета запустила разгонный блок "Бриз-М", который, в свою очередь, вывел на геостационарную орбиту габаритно-массовый макет спутника с полезной нагрузкой 2 тонны.

Технические решения космического ракетного комплекса "Ангара" позволят осуществлять с одной пусковой установки запуски всех ракет этого семейства – от легкого до тяжелого. Изначально планировалось, что для "Ангары" построят четыре стартовых комплекса – по два на Плесецке и в создаваемом в Амурской области космодроме Восточный. Впоследствии осенью Федеральное космическое агентство (Роскосмос) предложило уменьшить количество стартовых комплексов вдвое, зато начать строительство комплекса на Восточном уже в 2014 году вместо 2015 года.

Ожидается, что именно на "Ангаре" в 2018 году будет произведен первый пилотируемый запуск с Восточного. Правда, модификацию ракеты под пилотируемые запуски еще только предстоит разработать.

Кроме ГКНПЦ им. Хруничева в создании комплекса принимала участие целая группа российских предприятий.

Пять УРМ ракеты снабжены двигателями РД-191 производства научно-производственного объединения "Энергомаш" им. академика В.П. Глушко, ведущего российского разработчика и изготовителя жидкостных ракетных двигателей. В будущем в качестве УРМ планируется применять первые в мире многоразовые ускорители первой ступени "Байкал". Этот проект разработан ГКНПЦ им. Хруничева совместно с авиакосмическим НПО "Молния", входящим в состав Госкорпорации Ростех. Основная идея проекта состоит в том, чтобы выполнивший задачу ракетный ускоритель, отделившись от носителя, автоматически возвращался к месту старта и приземлялся на самолетную взлетно-посадочную полосу, как крылатый беспилотный летательный аппарат.

Головные обтекатели и несколько локальных силовых конструкций из полимерных композитных материалов для ракеты изготовлены на Обнинском научно-производственном предприятии "Технология", входящем в холдинг "РТ-Химкомпозит". Система управления комплексом разработана московским Научно-производственным центром автоматики и приборостроения им. Н.А. Пилюгина.

Согласно данным Центра имени Хруничева, в следующем году предприятие построит одну ракету семейства "Ангара". В 2016–2017 годах ракеты этого семейства производить не планируется. С 2018 по 2020 год центр будет выпускать по две ракеты ежегодно, а в 2021–2022 годах – уже по четыре. В 2023 году планируется произвести шесть ракет, а в 2024–2025 годах предприятие выйдет на производство семи носителей "Ангара-А5" ежегодно.
Источник информации
Опубликовано 26.12.2014