В Екатеринбурге обсудили перспективы международной стандартизации

ОПЖТ 9 июля в г. Екатеринбург в рамках VI-ой Международной промышленной выставки ИННОПРОМ-2015 состоялась открытая сессия "Наилучшие практики использования международных стандартов для развития промышленного производства. Перспективы международной стандартизации".

Модераторами мероприятия выступили председатель Совета директоров ЗАО Группа Синара, вице-президент РСПП, председатель Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Дмитрий Пумпянский и первый заместитель председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, председатель Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России Андрей Лоцманов.

В конференции приняли участие представители российских и зарубежных компаний, федеральных органов власти, а также общественных организаций.

В рамках сессии участники обсудили вопросы развития международной стандартизации, сотрудничества в области стандартизации стран БРИКС, а также взаимодействие Евразийской комиссии с международными органами по стандартизации.

В ходе заседания с докладом выступил старший вице-президент ОАО "РЖД" - Президент НП "ОПЖТ" Валентин Гапанович.

По его словам, в целях реализации Федерального закона "О техническом регулировании" и повышения эффективности работ по стандартизации в области железнодорожного транспорта по инициативе ОАО "РЖД" в 2008 году создан и успешно действует национальный технические комитет ТК 45 "Железнодорожный транспорт", объединивший 300 организаций и 1000 экспертов в области железнодорожного транспорта. Следующим важным этапом развития системы стандартизации стало создание в 2010 году межгосударственного технического комитета МТК 524 "Железнодорожный транспорт", в составе которого 1500 экспертов из более чем 400 предприятий государств-участников Содружества и стран Балтии.

Кроме того, с 2012 года ОАО "РЖД" представляет позицию Российской Федерации в работе технического комитета ИСО/ТК 269 "Железные дороги", а также активно участвует в разработке стандартов МЭК в рамках технического комитета ЕЭК/ТС 9 "Электрическое оборудование и системы для железных дорог". Компания является одним из активных участников работ в рамках Платформы по стандартизации Международного Союза железных дорог и разработки Памяток Организации сотрудничества железных дорог.

"Созданный механизм позволил в течение последних пяти лет выполнить значительный объем работ. Подготовлены и приняты технические регламенты Таможенного союза. Для обеспечения обязательного выполнения их требований утверждены и подготовлены к утверждению 217 ГОСТ и ГОСТ Р, а также 71 стандарт организации. В настоящее время в разработке находятся 114 нормативных документов. Кроме того, наши предложения по колее 1520 вошли в утвержденные Технические спецификации интероперабельности Евросоюза по 5-ти подсистемам железнодорожного транспорта. При этом основную долю расходов по разработке нормативной базы Компания взяла на себя", - отметил Валентин Гапанович.

В 2007 году Европейской ассоциацией железнодорожной промышленности разработан и принят международный стандарт железнодорожной промышленности IRIS, созданный на базе стандарта ISO 9001.

По словам старшего вице-президента ОАО "РЖД" - Президента НП "ОПЖТ" Валентина Гапановича, с момента его принятия ОАО "РЖД" совместно с Некоммерческим партнерством "Объединение производителей железнодорожной техники" активно реализует этот проект. Для чего в России и странах СНГ была организована подготовка и сертификация предприятий, поставляющих продукцию для нужд железнодорожного транспорта.

Компания уделяет самое серьезное внимание результатам прослеживающих аудитов и при выявленных несоответствиях информирует органы по сертификации и Центр менеджмента IRIS о необходимости приостановки действия сертификата. Так, в прошлом году действия сертификатов приостановлены на трех российских предприятиях.

Эффективному внедрению стандарта способствует взаимодействие Некоммерческого партнерства "Объединение производителей железнодорожной техники" и Европейской ассоциации железнодорожной промышленности. Оно базируется на восьми совместных документах, которые ежегодно обновляются и актуализируются. "Одним из важнейших шагов развития IRIS в России стало официальное признание русского языка. Это единственный пример официального признания русского языка в области международных стандартов и возможность получить сертификат IRIS на русском языке", - подчеркнул Валентин Гапанович.

С 1 июля 2015 года Центр менеджмента IRIS ввел в стандарт новую область сертификации "Инфраструктура". Следует отметить, что именно ОАО "РЖД" инициировало включение этого дополнения.

"Мы на практических примерах убедились в том, что IRIS действительно значительно способствует улучшению качества продукции. Поэтому приступили к сертификации своих структурных подразделений в области технического обслуживания электропоездов и ремонта грузовых вагонов", - добавил старший вице-президент ОАО "РЖД" - Президент НП "ОПЖТ" Валентин Гапанович.

Стандарт является мощным инструментом повышения эффективности бизнеса и качества железнодорожной техники.

Наряду с внедрением стандарта IRIS на предприятиях поставщиках, в ОАО "РЖД" разработана группа нормативных документов по стандартизации УРРАН, обеспечивающая принятие управленческих решений по повышению надежности и функциональной безопасности на всех стадиях жизненного цикла.

Ключевые положения этих документов разработаны на базе европейских стандартов EN 50126, а также IEC 62278 и предусматривают комплексное управление не только надежностью и безопасностью, но и стоимостью жизненного цикла объектов железнодорожного транспорта на основе риск-менеджмента. В развитие RAMS, определяющей требования к производителям, методология охватывает дополнительно не только эксплуатационную деятельность в области долговечности, живучести, энергоэффективности, но и выстраивает систему управления человеческим фактором на стадиях жизненного цикла объектов, а также техногенными рисками, в том числе пожарными, профессиональными и экологическими. И что особенно важно - управление техническим содержанием инфраструктуры и подвижного состава в условиях недостаточного ресурсного обеспечения.

В рамках этого проекта разработаны 109 документов, позволяющих оценивать техническое состояние объектов железнодорожного транспорта, проводить оценку ущерба и формировать матрицы рисков для каждого вида объектов инфраструктуры и подвижного состава. И на этой основе обеспечивать принятие решений по организации технического обслуживания и ремонта, планирования инвестиций на модернизацию и обновление основных средств, контролировать эффективность реализованных мероприятий.

"Мы постоянно проводим совместные консультации по разработке и внедрению нормативной базы УРРАН со своими коллегами из Германии, Австрии, Франции, Швейцарии и Чехии", - отметил старший вице-президент ОАО "РЖД" - Президент НП "ОПЖТ" Валентин Гапанович.

Результаты внедрения стандартов УРРАН в ОАО "РЖД" представляют не только повышение уровня надежности и безопасности, но и прямой экономический эффект снижения издержек в перевозочном процессе.

По словам Валентина Гапановича, результатом совместной деятельности в области стандартизации является возможность реализации крупных бизнес - проектов. Одним из них является проект создания объединенной транспортно-логистической компании. Это один из немногих реальных бизнес-проектов в рамках интеграционных процессов Единого экономического пространства.

"Безусловно, стандартизация является фундаментом для инновационного развития и повышения эффективности работы железнодорожного транспорта при нашем постоянном международном взаимодействии", - отметил он.
Источник информации
Пресс-служба ОПЖТ
Опубликовано 13.07.2015