Закон "О гособоронзаказе" будет откорректирован

Предложения по корректировке закона №275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" были рассмотрены на заседании Думской Комиссии по развитию предприятий ОПК под председательством главы Комиссии Владимира Гутенева.
 


Открывая заседание, Владимир Гутенев отметил, что за время действия закона "О гособоронзаказе" удалось повысить надежность и прозрачность расчетов при выполнении государственного оборонного заказа и применить возможности банковской системы к осуществлению контроля за целевым использованием бюджетных средств: "Но для того, чтобы выполнить задачи по повышению качества военной продукции и снижению издержек по ее производству, требуется совершенствование механизмов закона "О ГОЗ". Предложения по корректировке документа озвучиваются и в бизнес-сообществе, и в профильном Комитете Совета Федерации, и на площадке Коллегии ВПК. Последняя и выступила инициатором обсуждения поправок в закон "О гособоронзаказе" в рамках заседания Комиссии по развитию предприятий ОПК". 
 

Парламентарий напомнил, что еще со времени первых согласований механизма межведомственного контроля за расходованием бюджетных средств при выполнении ГОЗ, наибольшие вопросы у предприятий вызывала и вызывает необходимость открытия спецсчетов в уполномоченных банках предприятиями всех уровней кооперации – от головного исполнителя до поставщиков комплектующих. "Такая цепочка, создаваемая по каждому госконтракту, приводит к лавинообразному росту договоров и взаимоотчетности, нарушениям технологических процессов, невыполнению обязательств по контракту, кассовым разрывам и ухудшению финансового состояния предприятий. А на низших уровнях кооперации, где объемы работ по гособоронзаказу не велики, часто возникают ситуации, когда мотивация к участию в ГОЗ сводится к нулю. Поэтому наиболее значимые поправки в предложенном законопроекте меняют порядок открытия специальных счетов исполнителей при выполнении ГОЗ", - подчеркнул Гутенев.
 

Разработанные поправки в документ представил заместитель Председателя коллегии ВПК РФ, вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям Олег Бочкарев. Он напомнил, что основной целью введения новых требований в закон "О гособоронзаказе" было обеспечение надежности взаиморасчетов и недопущение нецелевого расходования денежных средств при выполнении ГОЗ. "Нормы закона повлекли за собой существенные изменения в текущей производственной и финансовой деятельности предприятий. В той корректировке закона, которая произошла в 2016 году, не все замечания промышленности были учтены. Поэтому в сентябре 2016 года по итогам Военно-промышленной конференции, состоявшейся на базе концерна "Алмаз-Антей", документ был доработан и одобрен большинством руководителей предприятий ОПК", - рассказал Олег Бочкарев.
 


Обсуждая предложенные поправки, Президент ОСК, вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям Алексей Рахманов отметил, что, несмотря на декларируемые цели, 275-ФЗ не создает стимулов сокращать издержки: "Более того, госкомпании практически потеряли функцию казначейства. Кредитование для закрытия кассовых разрывов стало проблемой, а проценты по кредиту ложатся на чистую прибыль. Добиваться высокой экономической эффективности в условиях все большего регулирования, мягко говоря, сложно".
 


Генеральный директор ООО "Экспертно-аналитический центр ценообразования в оборонной промышленности "Эксперт 275" Елена Гончарук, говоря о порядке расчетов с использованием специального счета, также заявила об острой необходимости прописать в законе четкую формулировку, которая искоренит возможности двойного толкования закона и будет понятна всем - и ФАС России, и прокуратуре, и государственному заказчику, и военному представителю, и предприятию.
 

Председатель Комиссии по развитию предприятий ОПК Владимир Гутенев пояснил, что также предлагается изменить и уточнить порядок компенсации собственных затрат предприятия при выполнении ГОЗ, механизм и сроки перечисления денежных средств и прибыли исполнителям при частичном исполнении заключенного контракта. "Кроме того, есть необходимость в изменении величины оплаты накладных расходов. Установленная сейчас норма в размере не более 3-х млн.руб. вне зависимости от суммы и длительности  контракта, не позволяет покрывать накладные расходы исполнителя в течение всего времени его действия. Поэтому предложение о том, что оплату иных расходов необходимо установить в виде процентов от суммы государственного контракта полностью соответствует нашим подходам", - подчеркнул Гутенев.
 


"Необходимо выстроить баланс между заказчиком и исполнителем, для чего должна быть установлена симметричная ответственность, поскольку та ответственность, которая сейчас прописана в контрактах, предусматривает несоизмеримые штрафные санкции в отношении исполнителя. Причем, не от суммы недопоставки продукции, а от общего объема контракта. И нужно понимать, что полномочия и ответственность – это взаимосвязанные вещи. Поэтому, чтобы жестко контролировать эффективность выполнения работ по гособоронзаказу, необходимо предоставить руководству предприятий полномочия для принятия решений", - резюмировал председатель Комиссии по развитию предприятий ОПК.
   
Источник информации
Пресс-служба Союза машиностроителей России
Опубликовано 21.02.2017