Минобрнауки: Наука и образование являются инструментами достижения практически всех главных национальных целей

Минобразования и науки Министр науки и высшего образования Российской Федерации Михаил Котюков принял участие в пятом Международном форуме Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Форум традиционно является площадкой для дискуссий об изменениях в российской и мировой экономике, структурных трансформациях международной торговли и развитии общества.

После выборов Президент РФ Владимир Путин подписал инаугурационный Указ, в котором обозначил перед кабинетом министров конкретные задачи. Одна из важнейших целей – попадание в пятерку наиболее крупных экономик мира. По сути, это интегральная задача, успешное выполнение которой будет говорить и о правильности изменений в российской экономике.

Отвечая на вопрос модератора пленарного заседания, экономического обозревателя телеканала "Россия 24", Николая Корженевского по теме дискуссии "Как попасть в пятерку", а также о глобальных задачах, стоящих перед отечественной наукой и образованием, которые предстоит выполнить уже в ближайшей перспективе, Михаил Котюков сообщил: "Хочу сказать, что задач попадания в пятерку у нас на самом деле две. Есть пятерка по объему экономики, а есть Топ-5 стран по исследованиям и разработкам. В фокусе внимания здесь находится несколько параметров: научная результативность, публикации, патентные заявки, возможности проводить исследования и количество самих исследователей. Россия по общему числу людей, занятых в этом секторе, четвертая в мире. Мы уступаем только Китаю, Соединенным Штатам и Японии. Соответственно, необходимо эти преимущества не утратить. И, безусловно, одним из важнейших элементов, который перекликается с наукоемкостью всей экономики – это валовые затраты российской экономики на исследования и разработки. Здесь мы пока имеем достаточно скромные показатели. Но, тем не менее, наука – это сфера, достаточно сложно устроенная. И в ней могут быть как долгосрочные эффекты, если мы говорим о фундаментальных исследованиях, так и вполне близкие результаты, когда научные заделы должны дать ответы и возможности для создания новых технологических решений".

Министр науки и высшего образования отметил, что в основных направлениях деятельности Правительства, которые были утверждены на ближайшие шесть лет, наука и образование являются важнейшими инструментами достижения практически всех национальных целей верхнего уровня. При этом акценты будут делаться на совершенствование системы российского образования и научные исследования и разработки на базе российских организаций. Предполагается провести серьёзную модернизацию научной инфраструктуры. Это касается обновления приборной базы ведущих научных организаций (университеты, научные центры), развития сети уникальных установок мирового класса, так называемых мегасайенс. Реализация нацпроектов предполагает формирование целой сети в кооперации и партнерстве с различными международными организациями. Эти установки будут соответствовать самому современному уровню проведения научных исследований.

Михаил Котюков рассказал также об уникальных преимуществах России в области научных исследований: "Россия на сегодняшний день обладает уникальной научной инфраструктурой для проведения морских исследований. Я могу сказать, что по совокупному объему научных публикаций в этой сфере Россия сегодня вторая в мире. Это очень важно, и в рамках национального проекта мы планируем этот успех развивать. Мы понимаем, что морские исследования очень многофакторные. Это и вопросы биологии, и вопросы минеральных ресурсов, питания, фармакологии и т.д. Поэтому планируется модернизация научного флота и создание новых кораблей, которые создадут очень серьезное конкурентное преимущество России в плане науки и, очевидно, оно таит в себе значительные ресурсы и резервы для развития и нашего экономического потенциала".

Большое внимание в выступлении Михаила Котюкова было уделено развитию кадрового потенциала, как составляющей научного и экономического роста. Среди озвученных задач – совершенствование профессионального образования, доведение уровня экспорта российского образования до значимых показателей. Как заметил Министр, сегодня разработана единая государственная программа, которая объединяет в себе высшее образование и научно-технологический корпус. Программа утверждена в параметрах трёхлетнего бюджета, и первоочередной задачей является выстраивание системы координации и кооперации всех её участников.

Один из вопросов, заданных Министру, затронул взаимодействие российской науки с реальным бизнесом, координация их целей и необходимые совместные действия.

Михаил Котюков сообщил: "Один из ключевых вопросов - это кооперация всех участников. Индустриальные партнеры инвестировать в фундаментальные исследования вряд ли будут в ближайшее время в России, хотя в мировой практике такие примеры стали появляться, но наша принципиально важная задача - приблизить потенциал российской науки и высшего профессионального образования к запросам индустриальных партнеров. В Указе Президента есть соответствующая цель - сформировать не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня, которые объединяли бы потенциал науки и профессионального образования и обеспечивали бы взаимодействие с индустриальными партнерами. Готовится порядок предоставления госсподдержки таких образований, у нас ведется активная работа в этом направлении".

В качестве примера Михаил Котюков привел агропромышленный комплекс: "Несколько лет назад в послании Федеральному собранию Президент поставил задачу обеспечить серьезные научно-технологические основы для развития агропромышленного комплекса, через год вышел специальный указ, и еще через год Правительством утверждена соответствующая федеральная научно-техническая программа. На сегодняшний день в партнерстве в Минсельхозом и Минпромторгом отобрано более 20 проектов, где сельхозтоваропроизводители взяли на себя обязательство взаимодействовать с российской наукой и образованием и обеспечить в 2021-2022 годах российскими разработками по семенному материалу 25-30% потребностей рынка".​
Источник информации
Пресс-служба Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
Опубликовано 28.11.2018