Президент Бразилии попал под прицел российских истребителей

В пятницу на Киевском государственном авиазаводе "Авиант" прошла церемония выкатки нового регионального реактивного самолета Ан-148. В ОАО "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК), координирующем проект, не скрывают, что судьба Ан-148 зависит от исхода тендера "Аэрофлота" на поставку 50 региональных лайнеров. Однако, как стало известно Ъ, "Рособоронэкспорт" и Минобороны РФ весьма активно лоббируют проект поставки в Бразилию 12 истребителей Су-35 в обмен на 50 Embraer для "Аэрофлота". Суммы сделок сопоставимы - примерно $750 млн. Обе стороны настолько заинтересованы в продаже своих самолетов друг другу, что вероятность такой сделки крайне высока. Ее судьба может быть решена уже в ноябре в ходе переговоров президентов РФ и Бразилии Владимира Путина и Лулы да Сильва.

 

"Аэрофлот-Российские авиалинии" в июле начал процедуру выбора поставщика 50 реактивных самолетов регионального класса. Как сообщал Ъ 15 октября, предложения в "Аэрофлот" официально прислали ОАО "Ильюшин Финанс Ко" (Ан-148), ЗАО "Проект-3000" (Ту-334A), ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (RRJ), бразильская Embraer (E-170/175 и Е-190/195) и канадская Bombardier (CRJ-700 и 900). Как следует из предложения "Аэрофлота", первые десять лайнеров компания должна получить уже в 2005 году. Однако российские и украинские поставщики не успеют к этому сроку наладить производство и построить такое количество самолетов.

 

Судя по всему, в правительстве на российских производителей и не рассчитывают. По словам источников Ъ в правительстве РФ и Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, министр обороны Сергей Иванов и гендиректор "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов активно лоббируют проект по поставке в Бразилию 12 истребителей Су-35 в обмен на обязательство Москвы в рамках тендера "Аэрофлота" закупить 50 самолетов Embraer-170/175 и 190/195. Представители российского оборонно-промышленного комплекса готовы поставить самолеты, а также выстроить систему техобслуживания и обучения летного и технического персонала. Общая сумма сделки с учетом проведения необходимых научно-исследовательских и опытно конструкторских работ (образцы Су-35 пока не соответствуют заявленным характеристикам, поэтому самолет нуждается в существенной доработке), создания системы сервисного обслуживания и комплектов авиационного вооружения оценивается в $750 млн, что сопоставимо со стоимостью 50 гражданских региональных самолетов (в среднем $15 млн за каждый).

 

В пользу этой версии источники Ъ приводят сразу несколько аргументов. Во время только что завершившегося визита президента Владимира Путина в Пекин китайская сторона не выразила заинтересованности в продолжении поставок в КНР истребителей Су-30МКК, производимых на Комсомольском-на-Амуре авиапроизводственном объединении (КнААПО). Предприятие завершает поставки по последнему действующему контракту в 2006 году, после чего остается фактически баз заказов. В случае же заключения контракта с Бразилией выпуск Су-35 будет организован именно в КнААПО.

 

Отметим, что в сентябре в Россию на презентацию прилетал Embraer-175 (по сведениям Ъ, проведению мероприятия способствовал "Рособоронэкспорт"). Самолет даже совершил демонстрационный рейс из Москвы в Нижний Новгород, из-за чего разгорелся небольшой скандал: иностранный самолет, не прошедший российскую регистрацию, не имеет права совершать полеты с пассажирами внутри страны. Впрочем, скандал быстро замяли.

 

По данным Ъ, параллельно с выпуском Су-35 на КнААПО планируется развернуть производство некоторых узлов и деталей для пассажирских Embraer, которые будут поставляться на китайский завод компании для окончательной сборки и ввоза в Россию. Такой совместный бразильско-китайско-российский продукт, по мнению авторов идеи, должен быть освобожден от таможенных пошлин. Курировать проект внутри "Аэрофлота" должен будет помощник президента Виктор Иванов (напомним, что он выдвинут в совет директоров авиакомпании и считается одним из наиболее вероятных кандидатов на пост его председателя).

 

Впрочем, собеседники Ъ говорят, что окончательно вопрос о такой сделке еще не решен. Судьба проекта должна проясниться ближе к предстоящему в ноябре визиту президента РФ Владимира Путина в Бразилию и его переговорам с президентом этой страны Лулой да Сильва.

 

Отметим, что российские производители гражданских лайнеров в этом случае лишатся возможности получить даже небольшую часть заказа "Аэрофлота". В пятницу на киевском "Авианте" состоялась церемония выкатки первого собранного образца Ан-148, который ИФК выставляет на тендер "Аэрофлота". Гендиректор ИФК Александр Рубцов в беседе с журналистами сообщил, что коммерческий успех Ан-148 во многом зависит от победы в этом тендере. Отвечая на вопрос о том, какой модификации будут первые пять Ан-148, выпущенные в 2006 году, господин Рубцов сказал: "Все зависит от того, когда будет подписан контракт с "Аэрофлотом". Вчера же он так прокомментировал данные о том, что все лайнеры будут поставлены Embaer: "Я не в курсе того, кто и что лоббирует. Это политически сложный и неоднозначный вопрос. При принятии решения должны учитываться интересы авиакомпаний, авиапрома и государства. Мы, конечно, очень хотим победить в тендере, но ничего трагичного в проигрыше я тоже не вижу". 

Источник информации
www.kommersant.ru
Опубликовано 18.10.2004