Российским автопроизводителям придется искать новые ниши

На сайте инвестиционной компании "ФИНАМ" (www.finam.ru) состоялась конференция "Автомобили в России: на чьем поедем в 2008?", участие в которой приняли представители российской автомобильной отрасли и фондовые аналитики. По их мнению, отечественные автопроизводители вряд ли смогут выдержать активную конкуренцию с иностранными компаниями, но они вполне способны успешно развиваться в сегменте "нишевых" авто. 

Иностранные автопроизводители в ближайшие годы могут существенно усилить свои позиции в России за счет создания местных производств. Так, по мнению аналитика "АК БАРС Финанс" Юлии Гапон, только Volkswagen после запуска своего калужского завода вполне сможет претендовать на 10% рынка РФ. Впрочем, для отечественных компаний наиболее серьезно сейчас выглядит китайская угроза.

"Сегодня любому ясно, что автопром Китая уже никогда не умрет, а вот для российских предприятий такая перспектива вполне реальна. Китай взял такой темп, поддерживать который ни один из российских автозаводов сегодня просто не в состоянии", - считает представитель компании "ИРИТО" Игорь Матвеев. Его поддерживает г-жа Гапон: "Автомобилей китайского производства на дорогах будет встречаться все больше: и внедорожников, и легковых, которые со временем составят конкуренцию Kia и Hynday. Эти автомобили будут пользоваться спросом у людей, которые "внешний вид" предпочитают качеству", - прогнозирует г-жа Гапон.

Похожие тенденции ожидаются и в сегменте коммерческих автомобилей. "Основную долю на этом рынке, в отличие от "легкового", по прежнему занимают российские марки во главе с "Газелью". Однако их доля, очевидно, будет снижаться. Рынок коммерческого транспорта полностью повторит путь "легкового", - прогнозирует руководитель марки "Volkswagen Коммерческие Автомобили" Михаил Семенихин. Он также обратил внимание на планы своей компании по увеличению продаж легких грузовиков в РФ и сообщил, что очередная новинка от Volkswagen - удлиненная версия Caddy Maxi - будет представлена через неделю на автосалоне во Франкфурте, а затем незамедлительно появится и в России.

Впрочем, этот рынок привлекает и многих других игроков. "По нашим оценкам, сегмент коммерческой техники в ближайшие пять лет вырастет в два раза. Что касается места "Северсталь-авто" на нем, то наша стратегия - занять лидирующее положение в производстве коммерческого транспорта в России. У нас уже организована полномасштабная сборки FIAT Doblo, в декабре заработает новейшее предприятие в ОЭЗ "Алабуга" по сборке FIAT Ducato, а в следующем году запустим производство СП "Северстальавто-ISUZU", где будем выпускать всю коммерческую линейку японской компании, - заявил в ходе организованной "ФИНАМом" конференции PR-менеджер "Северсталь-авто" Сергей Ильинский.

Пессимизм экспертов по поводу перспектив развития российского автопрома резюмировал г-н Матвеев: "Те автомобили, которые предлагает отечественный автопроизводитель сегодня, несомненно уже в ближайшее время будут вытеснены конкурентами иностранных марок. Неважно, какими именно - иномарками местной сборки или, например, автомобилями из Китая. Вопрос нужно ставить несколько по другому: когда российский автопром сможет предложить СОВЕРШЕННО ДРУГИЕ модели, которые по своему качеству и уровню примененных технических решений будут соответствовать не XX, а XXI веку?"

Г-н Ильинский, соглашаясь с тем, что отечественные компании, скорее всего, будут вытеснены из массового сегмента, обращает внимание, что традиционные производители могут вполне успешно выпускать так называемые "нишевые" автомобили, каким, к примеру, является UAZ Patriot.

Источник информации
Портал машиностроения
Опубликовано 07.09.2007