Олег Трудов выступил с докладом на конференции "Железнодорожное машиностроение. Перспективы, технологии, приоритеты"

Заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Олег Трудов выступил с докладом, посвященным актуальным вопросам и реальным механизмам привлечения зарубежных технологий в российское транспортное машиностроение на международной конференции "Железнодорожное машиностроение. Перспективы, технологии, приоритеты", которая проходила с 19 по 22 сентября в г. Щербинка.

По мнению Олега Трудова, в настоящее время российское транспортное машиностроение характеризуется значительным технологическим отставанием от мирового уровня: оно составляет от 10 до 20 лет для различных видов подвижного состава и оборудования. Очевидно, что ликвидация отставания силами самих предприятий транспортного машиностроения и отраслевой науки является достаточно долгим, затратным и не самым эффективным способом.

Финансовая помощь со стороны государства позволит лишь снизить затраты субъектов отрасли на ликвидацию технологического отставания, но сроки будут сокращены незначительно. Таким образом, за время, потраченное на "наверстывание упущенного", мировые технологии уйдут вперед и российское транспортное машиностроение все равно останется в роли догоняющего.

По мнению специалистов ИПЕМ, наиболее эффективным решением (и, наверное, единственным) в сложившейся ситуации может стать привлечение иностранных технологий, но только при условии их передачи российской стороне (что в корне отличается от механизма промсборки). Необходимо законодательно создать такие условия, которые стимулировали бы иностранных производителей передавать российским коллегам технологии, например, в виде создания совместных производств с привлечением российской отраслевой науки и существующей конструкторской базы отечественных предприятий. Обязательным условием должна быть локализация производства бóльшей части комплектующих на российских предприятиях. В обмен на переданные технологии иностранные производители получат доступ к российскому рынку продукции транспортного машиностроения, рост которого ожидается с $3,5 млрд. (10,7% мирового рынка) до $6,8 млрд. (15,6%).
 
Подобные меры, безусловно, дадут шанс российскому транспортному машиностроению не только укрепить существующие позиции на рынке, но и развиваться далее на основе новых технологий. От этого выиграют все стороны: и государство, и производители (как российские, так и иностранные), и конечные потребители.

Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольного сектора российской экономики, взаимосвязей и взаимозависимости деятельности естественных монополий между собой, а также их влияния на экономику страны.

Источник информации
Портал машиностроения
Опубликовано 24.09.2007