"Силовые машины" усилит государство

Алексей Виноградов


В машиностроительном холдинге меняется руководство и "идеология"

В ОАО "Силовые машины" (контролируются холдингом "Интеррос") поменялся генеральный директор. Управлявшего компанией последние три года Евгения Яковлева сменил 36-летний Игорь Клочко, до этих пор президент ЗАО "АтомСтройЭкспорт" (а ранее работавший в "потанинских" финансовых структурах). При этом совет директоров "Силовых машин" принял решение созвать внеочередное собрание акционеров компании 12 августа с целью перевыборов совета, хотя избирался он совсем недавно – 1 июня. Представители самой компании сообщили RBC daily, что пока основная цель – выборы нового председателя совета директоров, которым вместо Екатерины Сальниковой должен стать Сергей Батехин. "Но, – добавили представители "Силовых машин", – может быть, это окажется не единственным пунктом в повестке дня. До середины августа еще много времени, мало ли какие изменения могут назреть".

"Силовые машины" – один из трех гигантов российского тяжелого энергомашиностроения (наряду с ОМЗ и группой "Энергомаш"), выпускающий оборудование для электростанций всех видов, а также для железнодорожной отрасли. В состав концерна входят Ленинградский металлический завод, "Электросила", Калужский турбинный завод, Завод турбинных лопаток, ЦКТИ им. Ползунова и сбытовое подразделение. Компания контролируется кипрскими оффшорными структурами, в свою очередь подконтрольными ХК "Интеррос". Чистая прибыль "Силовых машин" в прошлом году по сравнению с 2003 г. выросла в 15,1 раза – до 848,8 млн. руб. (по РСБУ), показатели по МСФО скромнее – 15,05 млн. долл. чистой прибыли (рост в 4,6 раза в годовом выражении).

Накануне г-н Батехин в интервью СМИ дал понять, что основной своей задачей видит переговоры о вхождении государства в уставной капитал компании. Фигуру самого г-на Батехина в этом смысле эксперты считают вполне подходящей: на протяжении многих лет он работал на руководящих должностях в подконтрольной государству группе "Оборонительные системы" и располагает связями и возможностями, необходимыми для проведения соответствующих переговоров. "На самом деле – и г-н Батехин это подчеркивал – речь идет о неких гипотетических возможностях развития указанного актива, конкретных предложений со стороны государства нам не поступало, – сказал RBC daily начальник пресс-службы "Интерроса" Михаил Барковец, – хотя мы сами рассматриваем самые разные варианты, включая смешанный".

"Смешанный" вариант уже давно просчитывается рядом аналитиков. "Если государство не отдало "Силовые машины" компании Siemens, значит, у него были свои планы в отношении машиностроительного холдинга, и теперь эти планы начинают проясняться, – считает аналитик ГК "Регион" Евгений Шаго. – Судя по объединительным процессам, уже происходящим в оборонке, и специфике предстоящих изменений в совете директоров "Силовых машин", последние могут войти в состав крупного оборонного концерна. Произойдет ли переход от "Интерроса" к государству на рыночных условиях или на каких-то еще, думаю, покажет сделка по акциям другой крупной компании, а именно "Газпрома".

Эксперты отмечают, что после срыва сделки по объединению "Силовых машин" с "ОМЗ", а затем отказа ФАС одобрить покупку Siemens доли в СП с теми же "Силовыми машинами", государство должно определиться, нужен ли ему российский машиностроительный холдинг, и если да, то на каких условиях. Собственно, государство начало "входить" в интерросовские машиностроительные активы еще в прошлом году, когда (в лице "Газпрома") получило или, точнее, вернуло себе контроль над тем самым "АтомСтройЭкспортом", президент которого ныне стал генеральным директором "Силовых машин".

"Государство заинтересовано как минимум в блокпакете "Силовых машин", – считает Вячеслав Жабин из ИК "Брокеркредитсервис". – И получить этот пакет оно может как напрямую (причем не обязательно покупкой "живыми деньгами"), так и через уже контролируемые им структуры, в первую очередь РАО "ЕЭС". Последнее само по себе тоже заинтересовано в участии в холдинге, продукцию которого оно потребляет и со временем будет потреблять еще больше (впрочем, многое зависит от хода энергореформы). Исходя из сегодняшних реалий, блокпакет "Силовых машин" должен стоить максимум 80 млн. долл. – не такие уж большие расходы для "ЕЭС". Вместе с тем вряд ли будут забыты и иностранцы – тот же Siemens может получить в компании 25% акций. Это устроило бы и их, и государство, которое оставляло бы за собой право вето на реорганизационные решения "Силовых машин", а больше ему в данном случае и не нужно".

Илья Макаров из ИК "Антанта-Капитал", напротив, полагает, что "государству нужен именно контрольный пакет в "Силовых машинах", да и вообще в индустрии, так или иначе имеющей оборонное значение. Усилия по созданию вертолето- и авиастроительного холдинга это показывают. Сейчас стоимость данного контрольного пакета порядка 200 млн. долл., но, скорее всего, государство будет вносить свою долю не деньгами, а акциями предприятий. Не думаю, что "огосударствливание" "Силовых машин" принесет значительный позитивный эффект за исключением варианта, когда вместе с государством там появится (или точнее укрепит свое присутствие) Siemens. Немецкая компания все-таки привнесет и инвестиции, и технологии, правда, привнесет меньше, чем в случае если бы ей дали полностью контролировать российский холдинг".

Источник информации
Опубликовано 10.06.2005