РЖД и ТМХ выйдут на высокие скорости

Алексей Виноградов


Компании подписали соглашение о поставках вагонов и поездов

Руководители ОАО "РЖД" и ЗАО "Трансмашхолдинг" (ТМХ) подписали соглашение о сотрудничестве до 2010 г. В соответствии с этим рамочным документом предприятия ТМХ поставят бывшему МПС к указанному сроку 4 тыс. вагонов локомотивной тяги и 3270 пассажирских вагонов электропоездов местного и пригородного сообщений. Кроме того, соглашение предусматривает "совместную проработку вопросов по организации производства двойного питания для скоростей до 160 км/ч" и устанавливает другие направления сотрудничества.

"Документ носит общий характер, то есть в нем не прописана стоимость поставляемых вагонов, – сказал RBC daily руководитель службы по связям с общественностью ТМХ Артем Леденев, – она будет определена в конкретных контрактах по соответствующим направлениям, которые будут подписаны позже. Тем не менее общий объем соглашения оценен в 3 млрд. долл. – это очень большая цифра, говорящая о масштабах нашего присутствия на рынке. Соглашение дополняет другой рамочный документ, подписанный с Siemens, с которым мы создаем СП, также направленное на сотрудничество в области производства железнодорожной техники".

"Наше соглашение с ТМХ учитывает паритет интересов, – сказали RBC daily в пресс-службе РЖД, – при этом сотрудничество с Siemens и ТМХ как бы разведено по нишам: первая компания производит поезда, развивающие скорость свыше 200 км/ч, вторая – локомотивы, развивающие скорость до 160 км/ч и соответствующие вагоны. При этом обе компании уже сотрудничают между собой, и мы как бы поощряем это сотрудничество: будем рекомендовать представителя ТМХ в состав рабочей группы по разработке высокоскоростных поездов вместе с Siemens".

ТМХ было основано в конце 2001 г. Его крупными акционерами ныне являются дочерние компании ОАО "ХК "Кузбассразрезуголь" (в свою очередь подконтрольный структурам президента УГМК Искандера Махмудова) и железнодорожный оператор "ТрансГрупп АС". На сегодняшний день ТМХ – крупнейшая частная компания в отрасли железнодорожного машиностроения, производящая локомотивы, пассажирские и грузовые вагоны, материалы верхнего строения пути, путеремонтные машины. ЗАО "Трансмашхолдинг" управляет или владеет ОАО "ПО "Брянский машиностроительный завод", ОАО "ПО "Бежицкая сталь", ООО "ПО "Новочеркасский электровозостроительный завод", ОАО "Муромский стрелочный завод", ООО "Завод транспортного оборудования" (г. Кушва, Свердловская обл.) и является владельцем 25% акций ОАО "Тверской вагоностроительный завод". Выручка предприятий, входящих в состав ЗАО "Трансмашхолдинг", в 2004 г. составила 22,4 млрд. руб., что на 49,3% больше по сравнению с 2003 г.

В марте этого года холдинг сделал еще одно крупное приобретение, увеличив с 25 до 75% свою долю в уставном капитале ООО "Управляющая компания "ЮДжи-Транс" (UG-Trans), владеющего контрольными пакетами ряда предприятий, включая ОАО "Демиховский машиностроительный завод" (Московская область), ОАО "Центросвар" (Тверь), ОАО "Октябрьский электровагоноремонтный завод" (Санкт-Петербург).

"Соглашение вполне логично на фоне других долгосрочных договоров, которые заключает РЖД в рамках исполнения своей масштабной инвестиционной программы, – сказал RBC daily аналитик ИК "ЦентрИнвест" Михаил Ганелин. – Кто-то будет делать скоростные поезда, кто-то – цистерны, кто-то – пассажирские вагоны. И это, скорее всего, будет способствовать консолидации отрасли, где в итоге, скорее всего, останется 2-3 крупных игрока, покрывающих основные направления – в том числе, конечно, ТМХ, может быть, даже первым номером. Впрочем, полного монополизма в отрасли, возможно, не будет, так как на рынке будут еще и СП и как минимум производители из ближнего зарубежья".

Эксперты считают, что реализация подобных соглашений потребует от сторон определенных усилий. ТМХ потребуется не только поставить продукцию в огромных объемах, но еще и провести на ходу модернизацию этой продукции. При этом не забывая о модернизации собственных мощностей и приобретении новых активов (о такой необходимости говорило руководство ТМХ). Холдинг уже привлекал на внутреннее развитие кредиты и разместил облигационный заем (объемом 1,5 млрд. руб.), возможны и новые заимствования.

"Соглашения такого рода, как между РЖД и ТМХ, исполняются не строго, а лишь по мере возможности, – считает Евгений Шаго из ГК "Регион", – тем не менее стимулировать ТМХ к поиску инвестиций и кредитных ресурсов оно может. Весьма вероятно, что уже в ближайшее время мы услышим о новых облигационных или вексельных займах холдинга. Возможно, и преобразование компании в публичную, а в дальнейшем – и проведение IPO, но на это уйдет не меньше 2-3 лет".

"Соглашение очень важное, и стороны к нему подошли вполне готовыми, – говорит бизнес-директор компании "Развитие бизнес-систем" Александр Либеров, – уже в ходе реформы РЖД выявлено множество "сегментов потребностей" и, что очень важно, сегментов, которые может оплатить конечный потребитель – пассажир, оператор и т.д. ТМХ, давно говорившее об износе отечественного железнодорожного парка, теперь будет активнее эти сегменты покрывать. Последние кадровые изменения в ключевых подразделениях холдинга будут тому способствовать".

Источник информации
Опубликовано 14.06.2005