Toyota надеется на Путина

Алексей Виноградов


Руководство компании просит российского президента проконтролировать ход строительства завода в Шушарах

Производство Toyota в России будет со временем ориентировано на Европу, а ежегодные объемы выпуска на предприятии японской компании в Петербурге могут достичь 200 тысяч машин в год. Об этом на торжественной церемонии закладки предприятия в промзоне Шушары (Санкт-Петербург) заявил председатель совета директоров Toyota Хироши Окуда. Он призвал президента РФ Владимира Путина (также присутствовавшего на церемонии) лично проконтролировать ход строительства и запуск автомобилей.

Большинство аналитиков подчеркнуло факт апелляции японцев к высшей исполнительной власти России и то, что заявленные сроки начала выпуска "питерских" автомобилей Camry (декабрь 2007 г.) предваряют очередные российские президентские выборы. С одной стороны, японцы, видимо, не до конца уверены, что проводившаяся политика поощрения зарубежных сборочных производств в РФ будет продолжаться последовательно. С другой – факт начала производства "японок" в России, да еще производства экспортно-ориентированного, приобретает уже политическую значимость. Насколько значительны будут реальные экономические масштабы производства в Шушарах – другой вопрос.

К заявленным ранее питерским губернатором Валентиной Матвиенко и теперь подтвержденным руководством Toyota цифрам в 200 тысяч машин в год эксперты отнеслись скептически. "В ближайшем будущем продажи в заявленных объемах (200 тыс. машин в год) невозможны не то что на российском, но и, в общем-то, на европейском рынке, – считает Евгений Шаго из ГК "Регион", – а российский завод, скорее всего, будет производить только Camry, все остальные модели Toyota в Европе уже так или иначе производятся. Хотя сам факт попытки построить в России экспортно-ориентированное производство современных автомобилей позитивен, заявленные цели представляются чересчур оптимистичными. Частичная локализация производства и значительное сокращение таможенных расходов позволит продавать "нашу" Camry на 15-20% дешевле ввезенных аналогов, но все же это дорогой автомобиль, ориентированный как минимум на менеджмент среднего звена крупных компаний, а этот слой может позволить себе выбирать, 15-20% здесь не являются решающими, и достичь массовости будет проблематично".

Эксперты отмечают, что создать автомобильное производство, ориентированное на экспорт в т. н. "развитые рынки" непросто. Еще три года назад руководство "GM-АвтоВАЗ" говорило о том, что будет поставлять Chevrolet-Niva с двигателем от Opel в страны ЕС, однако до сих пор этот проект не реализован. "Тойоте", правда, в этом смысле несколько проще. Благодаря российскому правительству, которое постаралось поощрить т.н. "гаражно-отверточную сборку" (приняв постановление об обнулении таможенных пошлин на важнейшие автокомпоненты), японцы могут долго не отягощать себя поиском российских поставщиков. Все комплектующие будут привозиться в Петербург из-за рубежа (благо это и порт, и крупный железнодорожный узел – логистические преимущества тут продуманы) и здесь только "свинчиваться".

Впрочем, говорит Геннадий Суханов из "ЦентрИнвест Секьюритис", "показателен уже факт – какую огромную площадь взял концерн под свой российский завод". "С учетом того, что японские технологические схемы не предусматривают значительных объемов складирования продукции, очевидно, что на этих площадях со временем возникнет действительно масштабное производство, которое просто не может быть ориентировано на наш – пусть и быстрорастущий, но все-таки ограниченный рынок. Завод в Петербурге будет дополнять европейские заводы Toyota, и основные продажи российской Camry со временем будут там. 50 тысяч Camry в год – это, наверное, предел для России в обозримом будущем, а все, что сверх этой цифры, отправится в Европу, – полагает аналитик. – Впрочем, это будет не скоро, а пока Toyota должна отладить производство и вообще понять, что значит делать бизнес в России".

Действительно, многие отмечают огромные площади предприятия в Шушарах (220 га – это почти в два раза больше, чем площадь недавно открытого завода СП Toyota и Peugeot-Citroen в чешском Колине, производственные мощности которого составляют 300 тыс. машин в год). Предприятие такого масштаба подразумевает со временем частичную локализацию производства (по аналогии с заводами Toyota в Европе, которые производят другие модели). Вопрос, насколько глубокой будет эта локализация, когда она будет и сколько все-таки Camry будет реализовываться в России (не факт, что компания будет расширять "питерскую" производственную линейку за счет Corolla и других более дешевых моделей). Сейчас базовая версия Camry реализуется в России по цене от 30 тыс. долл. Только за счет серьезного снижения цены можно будет расширить круг российских – и не только российских – покупателей завода в Шушарах.

"Поставки российских Toyota в Европу в обозримом будущем сомнительны, если, конечно, руководство японского концерна не лукавит и не имеет в виду западные окраины СНГ: Белоруссию, Украину и Молдавию, – сказала RBC daily аналитик ИК "Проспект" Ирина Ложкина. – Географически это тоже Европа, а с другой стороны, это быстрорастущие рынки. Еще больше нарастить продажи Toyota там, как и на нашем внутреннем рынке, возможно за счет суммы нескольких факторов: относительной дешевизны нашей рабочей силы и нашей электроэнергии, введения таможенных льгот (оно уже заявлено) и при этом частичной локализации производства – за счет всего этого можно достичь 30% снижения цены на Camry. Это очень существенная скидка, делающая Camry (с учетом роста потребительского автокредитования) доступной для новых больших масс "постсоветских" потребителей".

Источник информации
Опубликовано 15.06.2005