"Ансат" остался без запчастей

Сергей Стариков


Казанский вертолетный завод не может обеспечить продукцией выросший спрос на вертолеты "Ансат"


Как выяснила RBC daily, ОАО "Казанский вертолетный завод" не может удовлетворить сложившийся на международном рынке спрос на вертолеты "Ансат". Это связано с низкими производственными мощностями субпоставщиков КВЗ. Об этом сообщил заместитель генерального директора ОАО "Казанский вертолетный завод" Валерий Пашко. Из-за этого в 2006 г. завод сможет выпустить не более шести "Ансатов". В этом году ОАО "Казанский вертолетный завод" поставит заказчикам шесть вертолетов (четыре – российским покупателям, два уйдут в Южную Корею). По словам Валерия Пашко, на следующий год завод не планирует увеличивать выпуск вертолетов. Их производство остановится на шести штуках в год. Эксперты считают КВЗ стабильно работающим предприятием, в чьем производственном цикле слабым местом являются поставщики.

Легкий многоцелевой вертолет "Ансат" грузоподъемностью 1–1,3 т максимальным взлетным весом 3,3 т и пассажировместимостью до 9 человек создан в 1994 г. конструкторским бюро КВЗ. Первый полет "Ансата" состоялся 17 августа 1999 г. Высокие технические характеристики вертолета обеспечивают двигатели РW206С канадской фирмы Pratt & Whitney. Сейчас на Казанском вертолетном рассматривается вариант установки российских моторов ТВО-100. Вертолет спроектирован в соответствии с отечественными авиационными правилами (АП-29) и с учетом требований международных стандартов (FAR-29). Сейчас на основе базовой модели "Ансата" разработаны модификации: с двумя летчиками, с системой аварийного приводнения, с импортным радиосвязным и навигационным оборудованием, с системами пожаротушения и химической обработки, учебный и санитарный, с системой внешней подвески и бортовой спасательной лебедкой. Стоимость вертолета – 1,5 млн. долл.

Казанский вертолетный завод уже не первый год испытывает трудности с поставками комплектующих. Но из-за возросшего спроса на легкий и относительно недорогой вертолет "Ансат" в этом году эта проблема обострилась. Все это мешает КВЗ в ближайшие два года увеличить производство вертолетов этой марки. "Для того чтобы поставщик организовал массовое производство необходимых нам комплектующих, должно пройти время", – объясняет Валерий Пашко. Как стало известно RBC daily, это стало причиной того, что в следующем году КВЗ, заключив контракт на продажу восьми вертолетов "Ансат", реально сможет выпустить лишь шесть. Правда, комментировать эти данные руководство самого предприятия отказалось.

О проблемах завода с поставщиками региональные власти пока не слышали. По словам заместителя министра экономики и промышленности Республики Татарстан Сергея Мухина, если Казанский вертолетный завод планирует выпускать новую технику, значит, экономисты предприятия все просчитали. "Значит, была доказана эффективность внедрения в серийное производство данного вертолета", – сказал RBC daily г-н Мухин.

Природу заявлений руководства Казанского вертолетного завода о сложностях, связанных с производством нового вертолета "Ансат", аналитики не понимают. Одни считают, что о проблемах с поставщиками вообще говорить нельзя. Другие уверены, что завод сам может полностью обеспечить себя комплектующими собственного производства. "Казанский вертолетный завод – одно из немногих стабильно работающих вертолетных предприятий России", – сказала RBC daily аналитик ИГ "АТОН" Татьяна Капустина. – У него хорошая клиентская база. КВЗ работает с прибылью, которая могла бы вырасти с увеличением производства, но для этого предприятию не хватает производственных мощностей. Второе слабое место Казанского вертолетного завода – его поставщики. Скорее всего, новый вертолет сможет найти покупателей, но сейчас их география в основном ограничивается странами СНГ и Южной Кореей. Когда будет решен вопрос с поставщиками, можно будет говорить и об увеличении клиентской базы".

В том, что "Ансат" в теории является перспективным проектом, уверен и бывший владелец крупных пакетов акций Улан-Удинского и Ростовского-на-Дону вертолетных заводов и нынешний совладелец Нижегородского авиастроительного завода "Сокол", председатель совета директоров группы компаний "Каскол" Сергей Недорослев. По его мнению, в следующем году завод мог бы произвести не шесть машин, как запланировано, а в десять раз больше. "По конфигурации вертолет "Ансат", безусловно, теоретически интересен для рынка, – сказал RBC daily г-н Недорослев. – Проблемы с поставщиками - предмет внутреннего разбирательства менеджеров отвечающих за производство. Компонентная промышленность единая для всех предприятий отрасли. Например, сейчас нижегородский авиационный завод "Сокол" по гражданской тематике (самолет М-101) загружен на два года вперед, а проблем с поставщиками он не испытывает. При этом совсем плохо верится в то, что кто-то может заказать один вертолет. Обычно на рынке появляется крупный заказчик, который сразу закупает минимум 20-30 машин". Только после этого, отмечает Сергей Недорослев, программа по производству может считаться запущенной. А уже потом в нее включаются мелкие заказчики. "При этом они знают, что у них не возникнет проблем с дальнейшим обслуживанием купленной ими техники. Восемь вертолетов в год – это для рынка очень мало. Например, Нижегородский авиастроительный завод производит более 1500 вертолетов. В авиационном строении существует правило: для того чтобы проект окупился и перешагнул через точку безубыточности, надо произвести 500 единиц техники за время существования программы. В среднем ежегодная производительность должна составлять около 20-50 штук. То есть если в этом году на Казанском вертолетном сделают восемь вертолетов, то в 2006 они должны произвести более 60", – резюмирует глава "Каскола".

Источник информации
Опубликовано 09.08.2005