Опубликовано: 30 июля 2009 г.

Первое полугодие 2009г. на рынке строительной техники: Строительный мир замер в ожидании правительственных мер

  комментариев: 0   просмотров: 3093


В первом полугодии 2009 года рынок строительной техники можно охарактеризовать так: рынок нашел дно и начал зарываться…

По данным маркетингового агентства "Пром-Маркетинг", объемы производства и импорта основных видов строительной техники: экскаваторы, погрузчики, экскаваторы-погрузчики (в т.ч. экскаваторы-бульдозеры), гусеничные бульдозеры, автогрейдеры и дорожные катки в первом полугодии 2009 года относительно аналогичного периода 2008г. упали практически на порядок.

Производство

Такого падения объемов производства и импорта российский рынок ещё не испытывал. Закупка основных видов строительного оборудования, обеспечивающего выполнение большей части землеройных, погрузочных/грузоподъемных и дорожных работ практически остановилась.

Табл. 1. Производство строительной техники

Тип производимой техники 1-е п/г 2008 1-е п/г 2009
Колесные фронтальные погрузчики 100% 21,4%
Малогабаритные погрузчики (массой до 5 тонн) 100% 51,0%
Полноповоротные экскаваторы (массой до 100 тонн) 100%  1,0%
Экскаваторы-погрузчики (и экскаваторы - бульдозеры) 100% 25,0%
Гусеничные бульдозеры 100% 29,0%
Автогрейдеры 100% 25,1%
Автокраны 100% 13,2%

Необходимо выделить производителей полноповоротных экскаваторов, объем выпуска, которых остановился и находится в неизменном состоянии уже практически полгода.

Среди машин, работающих в коммунальной сфере: погрузчики с бортовым поворотом и экскаваторы-погрузчики (в т.ч. экскаваторы-бульдозеры) уровень падения чуть меньше.

Незначительные объемы производства и продаж сопровождаются практически неснижающимися остатками на складах, в размерах, достигающих по отдельным предприятиям до полугодовой программы.

Импорт

Что касается импорта, то впервые за многие годы доля бывших в употреблении машин в общем объеме импорта выросла. При этом у экскаваторов и погрузчиков объем импорта новых снизился в первом полугодии текущего года относительно аналогичного периода 2008 года в 13 РАЗ!!! В то время как импорт б/у машин сократился лишь на 65%.

Среди основных строительных машин наиболее сильно пострадал импорт новых полноповоротных экскаваторов. Падение в первом полугодии 2009г. в количественном выражении составило более чем в 15 раз. При этом наибольшее падение зафиксировано по экскаваторам на гусеничном шасси.

Ещё большее падение объемов импорта наблюдается в сегментах новых мини-экскаваторов и экскаваторов-погрузчиков.

Табл. 2. Динамика изменения объемов импорта новых строительных машин относительно 1-го полугодия 2008г.

Тип импортируемой техники (новый импорт) 1-е п/г 2008 1-е п/г 2009
Колесные фронтальные погрузчики* 100% 9,1%
Гусеничные погрузчики 100% 6,8%
Малогабаритные погрузчики (массой до 5 тонн) 100%  9,0%
Полноповоротные экскаваторы (массой до 100 тонн) 100% 6,4%
Мини-экскаваторы (массой до 6,5 тонн) 100% 6,3%
Экскаваторы-погрузчики* 100% 6,1%
Гусеничные бульдозеры 100% 29,2%
Автогрейдеры 100% 25,8%
Дорожные катки 100% 12,2%
Автокраны 100% 7,60%

* Без учета данных по Белоруссии

Анализируя импорт новых машин из указанного перечня техники можно сделать вывод, что все основные производители, которые ещё в прошлом году составляли основную часть соответствующих сегментов рынка, в первом полугодии 2009 года сократили ввоз техники в разы. При этом такие лидеры прошлых лет, как Hitachi и Volvo практически полностью прекратили импорт в Россию экскаваторов, погрузчиков и экскаваторов-погрузчиков.

Компании, входящие в топ 10 мировых производителей строительной техники – Caterpillar и Komatsu сократили импорт указанных новых машин в 8 и 11 раз соответственно.

Падение коснулось не только дорогих брендов. Импорт техники из "Поднебесной", которая в течение последних лет демонстрировала стремительную динамику роста, упал по итогам первого полугодия 2009 года в 10 раз.

Значительное сокращение объемов импорта, а в ряде случаев и его полное отсутствие в 2009 году объясняется иностранными производителями и их дистрибуторами большими остатками техники, которая была завезена ещё в 2008г.

Ситуация, складывающаяся с импортом указанных машин, в полной мере корреспондируется с общей картиной на российском рынке строительной техники. Объемы производства спецтехники Российскими предприятиями снизились в разы, сопоставимые с падением импорта.

Необходимо отметить вклад государства в поддержку отечественного машиностроения.

Там, где помощь подоспела в виде субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники на 2009 год (Постановление от 24 марта 2009г. N253) российский пациент скорее жив, чем мертв (с учетом поправки на приобретение техники отечественного производства). В остальных вопросах, способных сдвинуть с мертвой точки ряд отраслей, связанных с развитием инфраструктуры авто и железных дорог, строительством жилья и промышленным строительством пока принятые на сегодня решения не дали действенных результатов.

Зарубежный опыт

Между тем, для спасения отраслей в экономиках экономисты призывают власти США не жалеть денег на инфраструктурные проекты. Текущая ситуация такова, что правительство США за счет денег из федерального фонда пока финансирует лишь мелкие проекты, которые должны были финансироваться из оскудевших местных бюджетов. Эксперты и практики считают необходимо срочно начать выделение средств, направленных на строительство дорог, инфраструктуры, связанной с авиационным транспортом, водоснабжением и другими федеральными проектами.

Так, пакет экономических стимулов Китая* дает положительные эффекты. Несмотря на жесткую конкуренцию среди китайских производителей строительной техники внутри станы, Komatsu Ltd., ожидает, что в июле продажи оборудования в Китае вырастут в среднем на 40%. Это - результат претворения в жизнь национального плана стимулирования экономики /как сообщает builder net.ru/.

*Пакет экономических стимулов Китая включает государственное финансирование строительства доступного жилья, совершенствования медицинского обслуживания и образования, прокладки железных дорог, послестихийного восстановления, инфраструктурного строительства на селе, индустрии высоких и новых технологий, отрасли услуг и т.д.

Маркетинговое агентство "Пром-Маркетинг"
www.prom-marketing.ru 

             
         Добавить в Google Reader  Читать в Яндекс Ленте

Комментарии читателей


Сейчас статья не содержит комментариев. Вы можете стать первым читателем, оставившим свое мнение!

Опубликуйте свой комментарий

Фамилия:*
Имя:*
Отчество:
E-mail:
Ваш комментарий:
Отправить >>
Подписка на новости машиностроения
Для подписки на почтовую рассылку Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Последний выпуск
 Машиностроение в России   |   Машиностроение в мире   |   Технологии и методики   |   Программные и технические решения   |   Технологии будущего   |   Интервью   |   Опросы    |   Мнения пользователей 
© 2017 Портал машиностроения