Китайцы захотели ЗМЗ

Андрей Сердечнов


Один из ведущих российских производителей двигателей подписал первый контракт на поставки своей продукции в Китай


Заволжский моторный завод (ЗМЗ) 24 августа подписал контракт на поставку 3 тыс. двигателей ЗМЗ-40522 для китайского автопроизводителя Naveco. Об этом в пятницу на пресс-конференции в рамках выставки "Мотор Шоу-2005" сообщил директор по продажам ЗМЗ Александр Лбов. Таким образом, сделка, о возможности заключения которой RBC daily писала еще в апреле этого года, состоялась. Хотя объем поставок в рамках контракта будет небольшим, для ЗМЗ это событие важно со стратегической точки зрения. Во-первых, в дальнейшем могут быть увеличены поставки двигателей для микроавтобусов Iveco Daily (первые 3 тыс. агрегатов китайцы заказали именно для них), во-вторых, ожидается, что Naveco решит оборудовать двигателями ЗМЗ и другие свои модели, и в-третьих, примеру Naveco, впервые начавшей сотрудничать с российским заводом, могут последовать другие китайские автопроизводители.

ОАО "Заволжский моторный завод" (75% его уставного капитала принадлежит ОАО "Северсталь-Авто") – крупнейший в России производитель 4- и 8-цилиндровых бензиновых двигателей для автомобилей класса E, внедорожников, автобусов, легких грузовиков и автомобилей специального назначения. В 2004 г. Заволжский моторный завод выпустил 273 тыс. 417 двигателей, что на 4,8% меньше, чем в 2003 г. При этом двигателей семейства ЗМЗ-406 было выпущено 204 тыс. 109 шт. (на 20% больше по сравнению с предыдущим годом). Объем инвестиций, направленных ОАО "ЗМЗ" в 2004 г. на развитие мощностей, улучшение качества и совершенствование конструкции бензиновых двигателей семейства ЗМЗ-406 с управляемым впрыском топлива составил 819 млн. руб. Компания Naveco образована в Китае в 1995 г. в форме СП Нанкинской автомобильной корпорацией и итальянской компанией Iveco (обеим принадлежит по 50% ее акций), специализируется на производстве малотоннажных коммерческих автомобилей. Данная компания также известна тем, что она имеет СП с Fiat, выпуская Fiat Paleo, и своей покупкой компании Rover.

Работа по заключению контракта с китайским автопроизводителем о поставках двигателей велась Заволжским моторным заводом в течение двух лет. Причиной столь долгого подготовительного периода было то, что согласно применяемой в Китае методике испытания двигателей проводятся довольно продолжительное время и состоят из нескольких циклов: испытания на стенде, тесты на токсичность, безотказность и др. Первоначально речь шла о поставке Naveco 10 тыс. инжекторных бензиновых двигателей семейства ЗМЗ-406 (в частности, бензиновых двигателей ЗМЗ-409 и ЗМЗ-40522), однако на момент подписания контракта планы были скорректированы. "Мы подписали контракт на поставку 3 тыс. двигателей ЗМЗ-40522 рабочим объемом 2,5 литра для комплектации автомобилей Iveco Daily 3016 в городе Нанкине", – заявил Александр Лбов на пресс-конференции.

По его словам ЗМЗ-40522 (в основном поставляется для автомобилей "Соболь", "Баргузин", "Газель") был выбран китайцами потому, что, подыскивая нового поставщика двигателей для Iveco Daily, они исходили из соображений оптимального соотношения цена-качество. "Основное требование, которое выдвигал наш клиент к двигателям ЗМЗ, – это надежность. И все тестовые испытания мы прошли. До этого на Iveco Daily 3016 использовались двигатели Sofim, которые производятся в Китае, но себестоимость этого двигателя очень высока, поэтому в той конкурентной ситуации, в которой сейчас находятся эти автомобили, они просто проигрывают. Поэтому решением совета директоров Naveco было двигаться в сторону бензиновых двигателей, и первым шагом стало использование двигателей Toyota объемом 2,2 литра, но Toyota не уложилась в те жесткие границы, которые были озвучены ей Naveco. Сейчас проект с Toyota закрыт, следующий конкурент в этом проекте был Mitsubishi. Данный двигатель устанавливается на Iveco Daily, но он довольно значительно проигрывает и по шуму, и по топливной экономичности, кроме того, он проигрывает нашему силовому агрегату при эксплуатации в горах", – говорит представитель ЗМЗ. Сумму контракта на ЗМЗ не раскрывают, однако известно, что при стоимости двигателя от 1,5 до 2 тыс. долл. (такие цены приводятся на него в российских прайс-листах), она может составлять 4,5-6 млн. долл.

На ЗМЗ говорят, что самое главное для них сейчас – сделать все, для того чтобы двигатели перенесли транспортировку без потери их качества. "Сроки сжатые, клиент торопит, поэтому первую партию мы отправляем через неделю (то есть 1-2 сентября, – RBC daily), – отмечает Александр Лбов. – Нам необходимо быть уверенными в том, что не сорвется помесячный график поставок, поэтому мы сейчас будем отслеживать, как пройдет этот контейнер, как сработает китайская таможня, как наши двигатели пройдут через климатические зоны, чтобы посмотреть, как поведет себя наш консервант, потому что не хотелось бы, чтобы он вывел из строя нейтрализатор, и т. д. То есть мы хотим перестраховаться, чтобы у компании Naveco не было головной боли с нашими двигателями".

Нынешний контракт заключен на год, но на заводе надеются, что он будет продлен. Также на ЗМЗ ожидают, что кроме Iveco Daily у них будут и новые проекты в Китае. "Сейчас мы набираем портфель заказов. Есть еще ряд проектов, в том числе в рамках Нанкинской автомобильной корпорации, которые я пока бы не хотел раскрывать, но работа по ним ведется большая, кропотливая. Несколько моделей, адаптированных к нашим двигателям, мы уже отправили в Китай. Кроме того, в настоящее время идут переговоры с Пекинской автомобильной группой, – сообщил RBC daily Александр Лбов. – В любом случае работать с китайцами нам сейчас уже будет легче, потому что не надо будет проводить испытаний на безотказность двигателей, мы уже завершили эту большую трудоемкую работу, все остальное будет делаться быстрее".

Источник информации
Опубликовано 31.08.2005