Развитие инновационного потенциала России

Вячеслав Макович (Инженерный Клуб,  Консалтинговая компания VM Consult)

Сегодня Россия занимает только 66 место рейтинга глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума. По данным Союза машиностроителей, не более 50 из 7,5 тыс. крупных и средних предприятий отечественного машиностроительного комплекса являются конкурентоспособными на международной арене.

Причины плачевного положения автор видит, в первую очередь, в катастрофической инновационной пассивности отечественных предприятий:

  • Доля принципиально новой продукции в совокупном объеме промышленного производства в России составляет только 0,4 %. В Финляндии этот показатель равен 16 %, в Германии – 12 %.
  • Лишь 5-7 % российских предприятий занимаются инновациями, в то время как доля таких предприятий в США и Японии составляет 75-80%.
  • По объему экспорта высокотехнологичной продукции мы уступаем Южной Корее в 14 раз, а США – в 42 раза.
  • В 2010 году 22 госкорпорации и крупные государственные компании получили только около 1 тыс. патентов. Это в три раза меньше, чем Microsoft, и в пять раз меньше, чем IBM.

Компании добиваются устойчивых конкурентных преимуществ именно через инновации, а инновационная активность компаний напрямую зависит от национальных условий ведения бизнеса.

Согласно общепризнанному исследованию Майкла Портера, конкурентные преимущества страны основаны на четырех главных характерных признаках, которые определяют контекст роста, инноваций и повышения производительности:

  • Условия для факторов производства;
  • Состояние спроса на внутреннем рынке;
  • Наличие родственных и поддерживающих отраслей;
  • Устойчивая стратегия, структура и соперничество: существующие в стране условия для создания, организации и управления компаниями.

Рассмотрим более подробно текущую ситуацию и возможные меры ее улучшения.

Условия для факторов производства

К факторам производства относятся: земля, трудовые ресурсы, капитал, местная инфраструктура, коммерческое и административное окружение, природные ресурсы, научные знания.

У нас есть дешевые природные ресурсы и блестящая научная школа по отдельным областям знаний. Однако ситуация с остальными факторами оставляет желать лучшего: большой износ и низкие темпы технологического перевооружения, нехватка квалифицированных рабочих кадров и, естественно, «знаменитые» административные барьеры.

Обилие свободных земель компенсируется тяжестью их оформления и подведения коммуникаций. Высокие ставки по кредитам усугубляются отсутствием внятных программ субсидирования бизнеса. 62% бизнесменов ощущают угрозу нехватки профессиональных кадров (исследование ВЦИОМ), и только 40,8% работодателей удовлетворены уровнем подготовки выпускников (это для инженеров, а для экономических специальностей такой показатель составляет еще меньшие 35%).

Предлагаемые меры

1. Фокусирование на наиболее перспективных направлениях. Ни одна страна не может быть конкурентоспособна во всем. Мы хорошо строим ракеты и платформы для спутников, но неконкурентоспособны в создании электронной начинки.

В России, по оценкам РАН, присутствуют отрасли с существенными возможностями по достижению технологического прорыва и занятию значимой доли мирового рынка. Это прежде всего:

  • ядерная энергетика;
  • ракетно-космические системы;
  • авиастроение;
  • наноиндустрии.

В то же время уровень отставания в отдельных отраслях настолько велик, что единственной рациональной возможностью дальнейшего развитие будет копирование и адаптация зарубежного опыта, развитие стратегического сотрудничества с иностранными конкурентами.

2. Создание программ субсидирования инновационной деятельности. Программы субсидирования должны быть ориентированы на достижение конкретных результатов за ограниченный период времени. В качестве образца можно взять набор мер поддержки предприятий принятый в Японии.

3. Развитие профессионально-технического образования. Сейчас скорость изменения производственных технологий настолько высока, что рабочее население необходимо постоянно учить и переучивать, и это необходимое условие обеспечения конкурентоспособности отечественной промышленности. Также в условиях демографического спада дефицит молодежи необходимо будет компенсировать своевременной переподготовкой взрослого населения. Поэтому крайне актуальным является создание и развитие центров подготовки и переподготовки профессионально-технических кадров. Именно здесь лежит интеграция образования и производства.

Удачными примерами активности в этом направлении могут служить работа отраслевых центров машиностроения в отдельных регионах Российской Федерации, а также проект организации Центра Инженерно-Технических Компетенций в Санкт-Петербурге.

Состояние спроса на внутреннем рынке

Наличие искушенных и требовательных местных потребителей заставляют компании искать способы удовлетворения повышенных требований.

Однако наследие плановой экономики до сих пор влияет на требовательность соотечественников к качеству предлагаемой им продукции. Помимо этого, налицо инновационная пассивность граждан. Так, в европейских странах доля потребителей, ответивших «нет» на вопрос о готовности покупать инновационные товары взамен используемых, составляет 13%. В России их в два раза больше – 26% (по данным исследования аналитического центра МГТУ им. Баумана).

Аналогично отсутствует постоянный спрос на высокотехнологичные решения производственного назначения. Особенно наглядна ситуация на рынке государственного заказа. Сроки постройки современных морских судов на отечественных верфях в три раза выше, чем у Южнокорейских конкурентов. Однако твердая уверенность в получении государственных заказов абсолютно убивает желание работать над оптимизацией длительности производственного цикла и, соответственно, размораживанием гигантских оборотных средств. Естественно, ни о каких систематических победах в водах международной конкуренции не может быть и речи. Не случайно большинство успешных компаний давно отказались от полностью вертикально интегрированных структур. Уверенность в получении заказа неминуемо расслабляет интегрированного поставщика.

Да и низкая стоимость энергоносителей оказывает свое негативное влияние: с точки зрения расхода топлива Волга в своем классе является одним из самых дорогих автомобилей в мире, а ТУ-154 безнадежно проигрывает Boing-737 (стоимость эксплуатации отечественного самолета более чем на 30% выше).

Предлагаемые меры

Разработка инновационных стандартов качества продукции и процессов. Экономическая политика государства может оказывать влияние на условия спроса. Жесткие стандарты в области энергосбережения, безопасности, воздействия на окружающую среду и иных характеристик продукции или процессов могут стимулировать инновационную активность отечественных предприятий.

Наличие родственных и поддерживающих отраслей

Близость к местным поставщикам и наличие родственных организаций сокращает задержки импортирования и взаимодействия, а также обеспечивает большой выигрыш от эффективного обмена знаниями и удобства внедрения инноваций.

Открывая завод во Всеволожске специалисты Ford оценили более 2 тыс. потенциальных российских поставщиков автокомпонентов. Продукция только 18 из них соответствовала стандартам качества автопроизводителя.

Усугубляет ситуацию экономическая отдаленность регионов. Неудовлетворительная транспортная инфраструктура существенно повышает издержки, создает препятствия на пути движения граждан и грузов, тормозит развитие многих городов (Самара, Уфа и др.).

Предлагаемые меры

1. Создание кластеров. Кластер – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Кластер представляет собой некий совокупный актив, формирующий среду, в которой фирмы могут легко и эффективно накапливать необходимые знания, профессии и ресурсы. Все это способствует повышению производительности и ускорению темпов инноваций.

Уже сейчас можно говорить об определенных успехах в данном направлении. Положительным примером является создание в Санкт-Петербурге Инновационно-Технологического кластера машиностроения и металлообработки (ИТК ММ).

2. Стимулирование образования отраслевых ассоциации. Отраслевые ассоциации должны играть важную роль в обсуждении вопросов формирования стандартов и технологий, внедрении инноваций, информационном обеспечении участников рынка и построении конструктивного диалога между представителями власти и бизнесом. Подобные ассоциации уже существуют, например, Инженерный Клуб и Союз Литейщиков, объединяющие ведущие промышленные предприятия Северо-Западного региона. Однако деятельность таких объединений пока не находит должного внимания со стороны органов власти.

3. Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. В первую очередь необходимо уделить внимание развитию автодорожного хозяйства и скоростного железнодорожного сообщения.

Устойчивая стратегия, структура и соперничество

Налоговая система, упорядочение и защита прав на интеллектуальную собственность, стабильность макроэкономической и политической среды

Ситуация из жизни: сроки строительства завода составляют 11 месяцев, а на согласования уходит 15 месяцев. Исследование Всемирного Банка показало, что на получение необходимых согласований при строительстве завода в России может уходить в шесть раз больше времени, чем в развитых странах. И это действительно ужасно.

По уровню административных барьеров Россия занимает «почетное» 124 место из 133 участников рейтинга глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума.

Административные проблемы тесно сопряжены с коррупционным вопросом. Transparency International оценивает ежегодный объем российского коррупционного рынка в $300 млрд. Коррупция переводит конкурентную борьбу из пространства инновационного соперничества в область налаживания «правильных» знакомств.

Предлагаемые меры

1. Реальная борьба с коррупцией. Устранение коррупционной составляющей является фундаментальной задачей развития, как отечественной промышленности, так и общества в целом. И в мире накоплен серьезный успешный опыт в решении этой проблемы:

Развитие системы декларирования доходов чиновниками, и необходимость доказательства правомочности получения этих доходов (Южная Корея);

  • операция «Чистые руки» (Италия);
  • операция «Шейх» (США);
  • высылка из страны «воров в законе» (Белоруссия);
  • создание информационно прозрачной среды (США);
  • развитие практики конфискации имущества (в нескольких странах).

 Резюме

Итак, в настоящей статье были рассмотрены наиболее актуальные, с точки зрения автора, проблемы отечественной промышленности и предложены следующие первостепенные меры.

  • Фокусирование на наиболее перспективных направлениях.
  • Создание программ субсидирования инновационной деятельности.
  • Развитие профессионально-технического образования.
  • Разработка инновационных стандартов качества продукции и процессов.
  • Создание кластеров.
  • Стимулирование образования отраслевых ассоциации.
  • Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры.
  • Реальная борьба с коррупцией.

Многие серьезные аспекты остались за рамками материала, как то: необходимость реформы высшей школы, демонополизация отдельных отраслей, привлечение зарубежных инвестиций, улучшение работы фискальных органов в вопросах формирования налоговой базы и прочее.

Крайне важным является то, что меры должны быть конкретными, результаты измеримыми и прозрачными, а ответственность за исполнение персонифицированной.

Для достижения успеха в создании инновационно плодовитой среды необходимы координированные напор, воля и даже определенная позитивная агрессивность – как со стороны власти, так и от общества и бизнеса. Однако в настоящее время взаимоотношения общества, бизнеса и власти скорее напоминают «игру с нулевой суммой», нежели полноценное и однонаправленное взаимодействие. Надеюсь, что в ближайшем будущем ситуация измениться в лучшую сторону и мы будем свидетелями прорывного развития отечественной промышленности.

Опубликовано 26.07.2011