Опубликовано: 23 декабря 2011 г.

Комментарии Е. Бахина (АСКОН): тенденции и прогноз затрат на ИТ применительно к машиностроительному комплексу

  комментариев: 1   просмотров: 1286

Источник информации: Портал машиностроения

Компания IDC сообщила о публикации отчета Russia Vertical Markets 2010-2014 Forecast. В документе подробно рассматриваются тенденции и приводится прогноз затрат на ИТ по 17 секторам экономики и 9 категориям продукции ИТ, включая оборудование, программное обеспечение и услуги. Портал машиностроения попросил прокомментировать данный отчет экспертов ведущих компаний в области программного обеспечения (САПР/PLM-решений).

Е. Бахин, АСКОНАСКОН Евгений Бахин, директор по стратегическому развитию АСКОН:

- Как Вы прокомментируете тенденции в инвестировании российскими машиностроительными предприятиями в САПР/PLM решения и потенциал рынка, связанный с мелкими и средними предприятиями?

- И 2011 год, и 2012-й, и последующие будут весьма жесткими для российского машиностроения. Сами промышленники прекрасно это осознают. Конкуренция высокая, прибыльность низкая (на уровне или чуть выше годовой инфляции), эффект масштаба для большинства предприятий не работает (слишком малы рынки, где продается отечественная продукция), физический размер прибыли, которую можно реинвестировать, невелик. Кроме того, надо учитывать и неопределенность со спросом на глобальных рынках, сократившийся горизонт прогнозов и планов. Любые инвестиции будут пристально рассматриваться на предмет сроков окупаемости, влияния на конкурентоспособность. Просто так денег на "модные" ИТ-проекты выделять собственники и менеджеры не будут. И особенно это касается предприятий средних и малых, находящихся в частной собственности. Хорошая новость заключается в том, что ИТ действительно входят в набор ключевых технологий для конкурентоспособности и развития современного машиностроения. Инвестиции в них будут, с каким темпом — предсказать не беремся. Все зависит от того, как отрасль будет продавать свою продукцию на внутреннем (Таможенный союз) и глобальном рынках. Очень приблизительно можно сказать, что на каждый процент роста производства будет приходиться примерно 2,5-3% роста ИТ-инвестиций в машиностроении. Плохая новость для ИТ-поставщиков и тот "маленький грязный секрет", который они обычно тщательно скрывают — помимо ИТ-инструментов принципиально важна квалификация персонала и его мотивированность, четкие рыночные стратегии и цели, выверенная продуктовая линейка, современные процессы по всей цепочке создания, продажи и сервиса, современное оборудование, качественное управление. На каждом предприятии свой набор проблем. И не следует ожидать, что везде именно ИТ-решения являются критическим звеном для немедленного улучшения и инвестиций в эти улучшения.

- Что Вы можете сказать о большем объеме рынка, связанном с предприятиями транспортного и энергетического секторов?

- Мы 20 лет прожил на инфраструктурном заделе СССР. По ряду позиций и гораздо больше лет. Поэтому инвестиции в инфраструктуру нужны и будут. Влияние пойдет практически по всей промышленности, в том числе будет рост и по ИТ-сервисам. Но с одной оговоркой — если оборудование и работы по проектированию, инжинирингу, строительству и обслуживанию будут заказываться в России. Если будет делаться заявленный объем локализации тех же новых скоростных поездов и электричек Siemens — будет масса работы для поставщиков в национальном машиностроении. А если нет — инвестиции послужат на благо немецкого машиностроения и его кооперации.

- Ожидается ли снижение по инвестициям в IT крупнейших предприятий?

- Пока крупные машиностроительные предприятия формируют основной объем ИТ-рынка. Явного снижения нет, но очевидно гораздо более внимательное отношение к любым инвестициям. Когда денег становится меньше, их тратят намного аккуратнее. В ближайшие годы картина наверняка будет неоднородной. Размер инвестиций в ИТ крупных частных компаний напрямую будет зависеть от успешности продаж, от размера прибыли, от общей уверенности и от запуска новых проектов и новой продукции. Для предприятий государственных все зависит от исполнения заявленных бюджетных программ по ОПК, авиакосмической отрасли и другим приоритетным для государства отраслям. Сами промышленники смотрят на вещи трезво. В частности, многие из них прогнозируют урезание на 20% заявленных инвестпрограмм уже с 2012 года, например, в энергосетевых компаниях. Как следствие, идет и реалистичная переоценка возможных рынков для продукции, потребляемой в рамках сократившихся инвестпрограмм.

- Насколько общие выводы отчета могут быть применимы для предприятий машиностроительной отрасли, в частности отмеченная тенденция по увеличению важности для поставщиков IT-услуг средних и малых предприятий?

- На длинном периоде выводы, на наш взгляд, вполне применимы. Российское машиностроение проходит очень глубокую трансформацию от автаркической модели (полный цикл производства продукции внутри крупного и сверхкрупного предприятия) к современной компонентной модели (до 80% узлов и агрегатов конечного изделия закупается у поставщиков). При компонентной модели формируется большой слой малых и средних компаний, которые производят компоненты и оказывают самые разные сервисы (инжиниринг, логистика и так далее), которые крупному предприятию выгоднее купить, чем делать самому. А если структура машиностроения постепенно будет меняться, поменяется и структура спроса для ИТ-поставщиков. Будет расти доля тех самых средних и малых заказчиков. Причем им требуются зачастую иные продукты и иные сервисы, чем предприятиям крупным. Это очевидно проявляется в тех секторах российского машиностроения, которые вышли в реальную рыночную ситуацию и в которых реально и очень быстро идет та самая трансформация.

Справка

В отчете подробно рассматриваются тенденции и приводится прогноз затрат на ИТ по 17 секторам экономики и 9 категориям продукции ИТ, включая оборудование, программное обеспечение и услуги. Как и годом ранее, основной объем российского рынка в 2010 году приходится на домашних пользователей. За ними следуют предприятия транспортного, коммуникационного и энергетического секторов. IDC ожидает, что в 2011 году расходы на ИТ в долларовом выражении увеличатся на 13,3% по сравнению с предыдущим годом. Что касается технологических сегментов рынка ИТ, наибольший темп роста покажет сегмент ИТ-услуг - свыше 20%. В прогнозируемый период с 2011 по 2015 гг. расходы на ИТ в России будут расти ежегодно в среднем на 11,6% и в 2015 г. составят 41,1 млрд. долл. Относительно высокие темпы роста (15,1%) прогнозируются для объединенной вертикали, охватывающей предприятия транспорта, коммуникаций, энергетики и ЖКХ. В то время как размер ИТ-инвестиций в крупнейшие предприятия основных отраслей в ближайшие годы замедлится, для игроков ИТ-рынка все более важным целевым сегментом становятся средние и мелкие предприятия, где высок потенциал внедрения новых решений.

             
         Добавить в Google Reader  Читать в Яндекс Ленте
См. также:

Комментарии читателей


Турта Виктор Григорьевич
сообщение оставлено 25.12.2011 в 11:24
 

ЦИТАТА: "- И 2011 год, и 2012-й, и последующие будут весьма жесткими для российского машиностроения. Сами промышленники прекрасно это осознают." Умирать будут. Приходит расплата за недальновидность руководителей всех рангов в отечественном машиностроении. Особенно впечатляет деградация в некогда элитной ракетной отрасли. Постоянно ракеты и спутники, то падают, то не достигают нужной орбиты. АСКОН конечно тоже удивляет своей живучестью. Столько лет, без каких либо своих инноваций... Такое конечно могло случиться только в России. Но сколько веревочке не вится...


Опубликуйте свой комментарий

Фамилия:*
Имя:*
Отчество:
E-mail:
Ваш комментарий:
Отправить >>
Подписка на новости машиностроения
Для подписки на почтовую рассылку Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Последний выпуск
 Машиностроение в России   |   Машиностроение в мире   |   Технологии и методики   |   Программные и технические решения   |   Технологии будущего   |   Интервью   |   Опросы    |   Мнения пользователей 
© 2018 Портал машиностроения