Сумма M&A-сделок в машиностроении в 2011 году выросла на 86% до $2.7 млрд.

Число M&A-сделок в машиностроении в 2011 году увеличилось на 58.6% до 46 против 22 в 2010 году. Сумма сделок выросла на 86% до $2.7 млрд с $1.07 млрд. Такие данные приводятся в очередном выпуске бюллетеня "Рынок слияний и поглощений" Информационного агентства AK&M.

Такой результат, по мнению аналитиков АК&М, обусловлен, прежде всего, высокими темпами роста самой отрасли.

Среди подотраслей по M&A-активности в 2011 году лидировало транспортное машиностроение, включая производство двигателей и компонентов, где состоялось 17 сделок на $797.6 млн. Среди основных факторов, определивших рост интереса к нему, аналитики АК&М называют государственную программу утилизации старых автомобилей. В сегменте железнодорожного транспорта ключевую роль сыграл рост спроса на грузовые вагоны - этот рынок пока не насыщен, что побудило основных игроков начать расширение мощностей, в том числе путем сделок по слияниям и поглощениям. В сегменте судостроения основную роль в росте числа сделок сыграла стратегия государственной Объединенной судостроительной корпорации на консолидацию судостроительных активов.

На втором месте после транспортного машиностроения по M&A-активности - производство электрооборудования, включая производство электронного и оптического оборудования, где состоялось 11 сделок на $514.9 млн.

Подотрасль, лидировавшая в 2010 году, производство оборудования для добычи нефти, газа и других полезных ископаемых сместилась на третье место (6 сделок на $190.7 млн).

На четвертом месте - энергетическое машиностроение, где состоялось 2 сделки на $71.1 млн. При этом аналитики АК&М отмечают, что в подотрасли в 2012 году M&A-активность может вырасти. Это связано с программами энергокомпаний по модернизации мощностей, что увеличивает приток средств в данный сегмент. Первая сделка 2012 года уже намечена: в последних числах декабря 2011 года холдинг "Силовые машины" Алексея Мордашова объявил о покупке 100% акций ЭМАльянса, контролируемого Евгением Туголуковым. Ранее ЭМАльянс, занимающий около 80% российского рынка котельного оборудования для энергетики, обсуждал проведение IPO, но прекратил переговоры из-за намерения Интер РАО ЕЭС купить контрольный пакет. Напомним, что в 2011 году "ЭМАльянс" сам развивался за счет M&A, купив хорватскую компанию Duro Dakovic.

Крупнейшей сделкой 2011 года в машиностроительной отрасли стала покупка швейцарским концерном Sulzer шведской Cardo Flow Solutions - одного из крупнейших мировых производителей насосов и другого оборудования для удаления сточных вод. Стоимость сделки составила $940 млн. С покупкой Cardo Flow Solutions доля зарубежных сделок российских инвесторов в отрасли увеличилась до 43% от общей суммы.

Российские инвесторы совершили в 2011 году в машиностроении 9 зарубежных сделок (максимальный показатель среди отраслей) на $1.158 млрд. Главный мотив, побуждающий российские компании покупать машиностроительные активы за рубежом, - доступ к новым технологиям и рынкам стран Евросоюза.

Крупнейшей сделкой иностранных инвесторов на территории России стала покупка германской Mefro Wheels производства колесных дисков АвтоВАЗа за $156.9 млн (оценочно). А всего иностранные покупатели совершили за год 7 сделок с российскими активами в машиностроении на $262.7 млн, в основном, в транспортном машиностроении и производстве оборудования для нефтедобычи.

Крупнейшей сделкой 2011 года в машиностроении на российском рынке стало слияние кабельных активов УГМК (ЗАО "Сибкабель", ЗАО "Уралкабель", ООО "Завод "Эмальпровод", ОАО "НИКИ") и ОАО "Электрокабель "Кольчугинский завод" оценочной стоимостью $350 млн. Образовавшаяся компания стала одним из крупнейших игроков на этом рынке в России.

В сделках по слияниям и поглощениям в машиностроении высока роль компаний с госучастием, включая ОСК, Уралвагонзавод, структуры Интер РАО ЕЭС, РОСНАНО и Росатома. Всего за 2011 год они совершили 11 сделок на $487.3 млн (18% общего объема по отрасли).

Подробную информацию можно получить в полном выпуске ежемесячного бюллетеня "Рынок слияний и поглощений" информационного агентства AK&M на http://www.akm.ru/rus/ma/stat/2011/12.htm
Источник информации
Опубликовано 20.02.2012