Каковы основные тренды рынка грузовых машин?

Активный рост рынка грузовых машин в последнее время делает продажу этих автомобилей достаточно прибыльным бизнесом. Так, реализация грузовиков Daimler Trucks – грузового подразделения автоконцерна Daimler AG – в 2011 году увеличилась на 20 процентов (до 425,756 тыс. единиц). На столько же процентов возросла выручка, составив почти 29 млрд. евро.

В России реализация грузовых автомобилей за минувший год выросла на 58,7 процентов (331,9 тыс. единиц). Поскольку о полном насыщении рынка грузовым транспортом говорить пока не приходится, то многие эксперты ожидают дальнейшего роста мирового рынка грузовиков. Тот же Daimler Trucks надеется увеличить свои продажи к 2013 году до 500 тысяч и более единиц.

В экспертном сообществе достаточно и тех, кто считает, что пик популярности грузовых машин в России уже в прошлом, и прогнозирует спад их сбыта.

Они отмечают, что:
- российский рынок продаж грузовиков уже который год не может полностью восстановиться после кризиса, вот и цифры 2011-го года, совсем даже неплохого для этого сегмента авто, не дотягивают до показателей 2008-го года, когда продажи достигали 430 тыс. единиц;
- в первом квартале этого года рост их продаж ощутимо замедлился – грузовики средних габаритов показали рост всего лишь в 6 процентов, а тяжелые продемонстрировали падение на 2 процента;
- ожидается резкое усиление в России позиций импортных грузовых машин, что, разумеется, болезненно ударит по отечественным автопроизводителям. Эксперты Академии Masterforex-V решили прояснить ситуацию, что же происходит в этом сегменте рынка сегодня и чего можно ждать в ближайшей перспективе? Каковы основные тренды развития российского рынка грузовиков?

Как делится российский "пирог" грузовых машин?

Как известно, этот сегмент авто подразделяется на средние грузовики (от 6 до 16 тонн) и тяжелые (свыше 16 тонн). В прошлом году по первым продажи выросли на 22 процента (более 9,3 тыс.), а по вторым – на 64 процента (до 29,4 тыс.). Здесь необходимо отметить, что статистика комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), данные которого приведены выше, не является исчерпывающей, ибо она не берет во внимание результаты продаж таких "тяжеловесов", как Volvo Trucks, DAF Trucks, IVECO, КАМАЗ, ЗИЛ и др.

Начнем анализ с самого престижного сегмента коммерческих авто – класса тяжелой автотехники. Именно он в 2011 году был отмечен самым бурным ростом. Рассмотрим, какую же часть "пирога" получил каждый автопроизводитель, продукция которого широко представлена в России:

- КамАЗ и в прошлом году был неоспоримым лидером российского рынка в классе тяжелых грузовиков. Эта крупнейшая автомобильная корпорация России, занимающая 16-е место среди мировых производителей тяжелых грузовиков, в прошлом году продала 39 тыс. машин (+38 процентов). Совсем не плохо начался для автогиганта и этот год, уже в первом квартале было произведено машин на 37 процентов больше, чем годом ранее. Правда, эксперты предсказывают замедление темпов его роста по итогам всего 2012 года до 9 процентов.

- "Урал", входящий в группу ГАЗ, занимает второе место на отечественном рынке. В 2011 году он продал почти 10,3 тыс. машин (+4 процента). А вот начало этого года трудно назвать успешным для "Урала" – в первом квартале его продажи снизились на 37 процентов.

- немецкий Man стал лидером импортного сегмента в России. В прошлом году ему удалось увеличить продажи на 121 процент (около 7,2 тыс. машин), быстрее всего росла реализация седельных тягачей (в 4 раза). Рост продолжился и в первом квартале этого года – 81 процент, что позволило "немцу" обойти "Урал" и выйти на второе место.

- шведская Scania за год увеличила продажи на 217 процентов (почти 6,8 тыс. машин), особенно вырос ввоз тягачей (в 3 раза). Однако первый квартал определенно принес марке разочарование – продажи упали на 24 процента.

- Mercedes-Benz по продажам в России замкнул первую пятерку, реализация машин выросла на 146 процентов (2,7 тыс. единиц).

- Renault Trucks увеличила свои продажи в прошлом году на 113 процентов (1,3 тыс.).

Остальные автопроизводители серьезно отстали от лидеров рынка, не достигнув и четырехзначных показателей продаж – Isuzu (512 ед., +11 процентов), Ford Trucks (343 ед., +12 процентов), Hyundai (192 ед., +33 процентов) и др. Не лучшим оказалось их самочувствие и в первом квартале этого года, практически все эти бренды показали резкое снижение реализации машин (от 20 процентов до 60 процентов).

Для полноты картины российского рынка грузовиков не хватает только данных продаж одного из сильнейших иностранных игроков на отечественном рынке – Volvo Trucks. Все дело в том, что компания не предоставляет свою статистику из-за антимонопольного расследования в ЕС.

Что касается сегмента средних грузовиков, то хотя в прошлом году их продажи и выросли серьезно в процентном отношении, но объемы реализации остаются совсем небольшими:

- южнокорейская Hyundai возглавила лидерство продаж в России – более 5,2 тыс. единиц (+28 процентов), эту позицию бренд сохранил и в первом квартале нынешнего года (+ 8 процентов).
- японская Hino продала более 1,1 тыс. грузовиков (+216 процентов). Если учесть, что в РФ поставляется техника японской сборки, то этот рост можно признать рекордным. Ведь ее ближайшие конкуренты имеют российскую "прописку".
- Mitsubishi Fuso в прошлом году вышел на 3-е место (чуть более 1 тыс. ед.). По объемам продаж это достижение выглядит весьма скромным, но не следует забывать, что компания начала продажи в России только в середине 2010 года.

Автопроизводители, идущие вслед за лидирующей тройкой, заметно отстали от них – Man (460 ед., + 97 процентов), "Урал" (412 ед., -28 процентов), Isuzu (-60 процентов), что стало самым существенным падением продаж среди известных брендов.

В связи с создавшейся ситуацией на рынке возрастет спрос на автозапчасти для автомобилей эксплуатирующихся год и более. Самыми доступными на сегодняшний день считаются запчасти к автомобилям Камаз, Краз, Мерседес, Манн. Любителям китайских автомобилей придется потрудиться, чтобы удовлетворить спрос на запчасти к своему автомобилю"

Если в прошлом году тяжелые грузовики были самым динамично растущим сегментом рынка, но новый год для них начался снижением продаж на 2%. Хотя российские автопроизводители по-прежнему сохраняют лидирующие позиции на отечественном рынке, но их доля постепенно сокращается.
Источник информации
Опубликовано 31.05.2012