Резкое падение скорости угрожает эффективности грузоперевозок

По данным специалистов ИА INFOLine, сформулированным в исследовании "Рынок локомотивов России и стран Пространства 1520. Итоги 2011 Прогноз до 2015 года" скорость грузоперевозок в период 2009-2011 гг. снизилась в среднем на -9,9%.

Железнодорожный транспорт в России является ключевой инфраструктурной отраслью, от которой во многом зависит эффективность экономики - поэтому показатели производительности и скорости доставки грузов ОАО "РЖД", снизившиеся за годы реформирования, создают значительные экономические риски.

Проведенное аналитиками INFOLine исследование показало стремительное снижение средней скорости и показателя надежности доставки груза по всем категориям грузового железнодорожного транспорта. По полученным данным, в 2011 году средняя скорость доставки грузов по железной дороге составила 247 км/сут., что меньше показателя 2010 года на 9,9%. В I квартале 2012 года этот показатель снизился еще на 33 км/сут. (12%), в том числе в груженых вагонах – на 28 км/сут. (-9,4%).



Зафиксированное общее ухудшение связано с осложнением эксплуатационной обстановки и недостатками нормативной правовой базы, регламентирующей перевозки грузов, поясняют аналитики INFOLine. Избыток растущего вагонного парка ОАО "РЖД" сочетается с недостаточными темпами обновления состава локомотивов. Как результат, имеющееся количество приватных порожних вагонов используется не рационально: возрастает как время их простоя, так и в целом нагрузка на инфраструктуру общего пользования на наиболее востребованных направлениях перевозок. Согласно данным INFOLine, по состоянию на апрель 2012 года дефицит парка локомотивов испытывают Октябрьская, Северная, Приволжская, Юго-Восточная, Горьковская и Восточно-Сибирская дирекции тяги.

Проведенный специалистами INFOLine анализ загрузки сети железных дорог на расчетную перспективу до 2020 года показал, что на ряде направлений будет иметь место чрезмерная концентрация грузовых перевозок. Наибольшее увеличение объемов перевозок грузов прогнозируется на железнодорожных направлениях, обеспечивающих доставку грузов в морские порты страны, а также в регионах, характеризующихся концентрацией "точек роста" грузовой базы. По данным INFOLine, в 2012 году протяженность узких мест, используемых на грани их возможностей, составляет около 6,2 тыс. км (7,2% эксплуатационной длины железных дорог). К 2015 году протяженность линий с исчерпанными пропускными способностями достигнет 14 тыс. км, к 2020 году возрастет до 18 тыс. км.

"На данный момент представленная проблема является одним из трех ключевых приоритетов перспективного развития ОАО "РЖД", - комментирует генеральный директор "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров. – Оптимальное решение возникших сложностей лежит на пути обновления тягового состава за счет поставок электровозов производства ЗАО "Группа Синара" (двухсекционных электровозов 2ЭС6 и 2ЭС10), электровозов и тепловозов производства ЗАО "Трансмашхолдинг" (двух- и трехсекционных электровозов серии ЭС5К, двухсекционных тепловозов 2ТЭ116У, 2ТЭ25А). ОАО "РЖД" планирует сохранить и наращивать объем закупок нового тягового состава: в период 2012-2014 гг. предусмотрено приобретение не менее 400 локомотивов ежегодно", - добавляет эксперт.
Источник информации
Опубликовано 20.07.2012