Контрафактные рельсовые направляющие на рынке России: текущая ситуация, наблюдения, выводы

Привлекательность рынка рельсовых направляющих

Рынок линейных рельсовых направляющих уже более пяти лет показывает положительную динамику. Это обусловлено и наметившимся ростом отечественной станкостроительной отрасли, и отголосками экономических неурядиц 90-ых, когда десятки тысяч единиц станочной техники оказались по сути брошенными и дорабатывали свой ресурс без модернизации до сегодняшних дней. Поэтому сегодня рельсовые направляющие используются в равных долях, как при разработке нового оборудования, так и при ремонте изношенного оборудования, требующего модернизации.

Сегодня рельсовые направляющие общепромышленного назначения представляют собой один из самых ходовых материалов всего станочного производства. В связи с тем, что направляющие это своего рода расходный материал, потребитель вполне справедливо требует у поставщиков промышленного оборудования этот продукт из наличия. Количество производителей линейных направляющих, официально представленных в России, не более 10. Сложились и лидеры отрасли: из этой десятки несколько европейских и азиатских компаний делят более половины рынка рельсовых направляющих, например, такие компании, как Bosch Rexroth, SBC, INA, Hiwin, THK. Эти производители вошли на рынок России приблизительно одновременно и сейчас имеют достаточное широкое распространение. Все эти бренды имеют официальных представителей на территории РФ, развитую сеть дилеров, складские программы и маркетинговую поддержку.

Учитывая хотя бы эти факторы, войти на рынок новому производителю рельсовых направляющих сегодня непросто. А их последнее время появилось немало. В особенности преуспевают китайские производители. Каждый год на любой даже не самой крупной промышленной выставке можно найти нового производителя рельсовых направляющих из Поднебесной.

Почему новым брендам всегда будет тяжело выходить на рынок

Неудивительно, что основное преимущество, которым пользуются новые азиатские производители это более низкая цена оборудования. Но одной низкой ценой успех продаж не развить. Тем более, когда потребитель не то, чтобы предан уже существующему бренду, но, как минимум просто опасается перехода на новых производителей. Ведь современные реалии таковы, что переход на новый бренд, помимо провозглашенных производителем преимуществ, сулит множество рутинных и совсем необязательных хлопот. Например, заложив однажды в проект рельсовые направляющие южнокорейской фирмы SBC, производители серийных станков будут использовать в будущем только эти рельсы. И причиной тому вовсе не отменное качество этих рельс, Потребитель не будет их даже сравнивать с другими вариантами. Потребителю не важно, что SBC уже второй год поставщик германского концерна BMW. Возможно, какие-то рекламации и могут повлиять на первую сделку, но судьбу дальнейших закупок решает лишь нежелание клиента что-то менять в уже подготовленной проектной документации.

Так как любые изменения – это многоуровневая и многоэтапная процедура, требующая много времени, за счет сбора и обработки большого количества технической документации. Если острой необходимости нет, изменения в проектную документацию лучше не вносить. В промышленном секторе, зачастую, именно это и влияет на лояльность потребителя к бренду.

И это прекрасно понимают те производители рельсовых направляющих, для которых на первом месте стоит задача быстро продать. Повторяю, ключевое слово "быстро". Т.е. у подобных производителей нет ни желания, ни возможностей тратиться на развитие собственного бренда рельсовых направляющих. Нет желания также тратиться и на активные продажи оборудования, и на внедрение своих опытных образцов на действующие производства. У этих производителей нет самого понимания бренда, и бренда собственно тоже нет, да и не нужно. Для них это лишнее звено. Главное, что есть собственное производство и есть конечный потребитель, а каким способом товар попадет к потребителю уже неважно.

Зачем тратиться на рекламу, когда уже кто-то потратился и продолжает тратиться? Контрафактные производители просто копируют существующее оборудование и продают его под чужим брендом.

Hiwin или не Hiwin: в чем секрет "успешной" подделки

Даже в аккуратной и законопослушной Германии, по данным Союза машиностроителей Германии (VDMA), от плагиата страдает 67% производственных компаний. Не секрет, что главный аргумент для контрафактного производителя это популярность оборудования на рынке. Это правило действует и для рельсовых направляющих. Подделке подлежат именно те бренды, которые уверенно держат лидерство по обороту продаж. Это все те же направляющие Bosh Rextroth, SBC, INA, Hiwin,THK и др. Но особенно поражают масштабы поделок достаточно популярных в течение последних 5-10 лет рельсовых направляющих производства Hiwin.

Например, по результатам пробных закупок рельсовых направляющих Hiwin, произведенных нашим отделом маркетинга в начале 2013 года, четыре из шести выбранных для исследования поставщиков отгрузили нам под видом продукции данного производителя неизвестно где и кем произведенные аналоги. Причиной популярности направляющих Hiwin у пиратских производителей является относительная простота конструкции, это позволяет наладить серым заводам недорогое производство. На руку нечестивым дельцам и фирменный стиль продукции. Яркие красные и зеленые цвета торцевых пластин кареток Hiwin, за годы присутствия оригинального бренда на рынке крепко и надежно закрепились в сознании потребителя.

Этим умело пользуются китайские производители контрафакта, они используют те же фирменные цвета при производстве собственных кареток.

Масштабы контрафакта колоссальные. Например, на международной Ганноверской промышленной ярмарке (Hannover Messe 2013) было представлено более десятка Китайских производителей рельсовых направляющих, продукция которых являлась внешней копией хорошо всем известных брендов. Лидер подделок на стендах китайских производителей, снова оказалась продукция Hiwin. Данных производителей не смущало даже присутствие на выставке оригинального оборудования Hiwin. Разница стоимости котрафакта с оригинальным оборудованием доходила иногда до 50 %. Именно такое сомнительное "преимущество" и вскружило голову нашим Российским торговым компаниям, которые, даже имея в своей корзине оригинальные направляющие производства Hiwin или THK, позволяют себе приторговывать и контрафактной продукцией, продавая её под именем известных брендов. А более низкая цена объясняется либо маркетинговой акцией, либо оптимизированной логистикой.

Существуют даже несколько схем, по которым сегодня на Российском рынке продаются контрафактные рельсовые направляющие. Например, некоторые компании, торгующие оригинальным оборудованием, предлагают контрафактные рельсы под видом оригинала лишь при заказах от частных лиц или от малых предприятий, где риск обличения минимален. А старым крупным серийным клиентам по-прежнему продают только оригинал. Другие нечестные продавцы идут дальше, например, при продаже рельсовых направляющих, они надевают на рельсы оригинальные каретки Hiwin, а рельсы поставляют не оригинальные, а китайские подделки, но под тем же самым брендом Hiwin. Подобная махинация позволяет увеличить рентабельность сделки на 20-30 %.

Главная проблема заключается в том, что контрафакт это всегда более низкое качество. А, следовательно, использование контрафактных комплектующих, например, при станочном производстве это уменьшенный ресурс работы всего оборудования и наличие риска преждевременного выхода из строя станка. И, что самое печальное, некачественные рельсовые направляющие, установленные на новый станок, влияют и на качество, выпускаемых на этом станке изделий.

Т.е. в проигрыше оказываются все, кроме самого продавца контрафактной продукции.

Куда смотрит государство, есть ли положительные сдвиги?

К сожалению, сам потребитель пока не считает присутствие на рынке большого объема контрафактной продукции проблемой. Рынок промышленного оборудования в России еще далек от насыщения, как например, рынок продовольственных товаров, где борьбу с контрафактной продукцией возглавил сам потребитель, голосуя рублем именно за оригинальные продукты. Промышленное оборудование исторически копировалось с размахом. Поэтому и вытеснить его очень сложно. Слишком большие средства уже вложены. И, так называемые "серые" и "черные" производители готовы защищать своё контрафактное производство всеми мыслимыми и немыслимыми средствами.

Но положительные сдвиги всё-таки есть. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, Российский бюджет ежегодно теряет 200 миллиардов рублей из-за контрафактной продукции только в легкой промышленности. То есть, как минимум, данная проблема обозначена на самом высшем уровне. Сумма не маленькая, даже в масштабах нашего государства. А значит, реакция обязательно будет. Например, уже сегодня создаются различные комиссии, фонды по борьбе с контрафактной продукцией, принимаются новые законопроекты. Например, 22 мая 2013 года, т.е. совсем недавно принят закон об истреблении нелегально произведенных товаров. Ранее данная продукция реализовывалась под незатейливым, уже ставшим брендом названием "конфискат". Сегодня положительная динамика решения этого вопроса заметна лишь на рынке товаров народного потребления. Но пройдет немного времени и обязательно начнет "обеззараживаться" и промышленная отрасль.

Какая участь ждет продавцов поддельной продукции

Особенно волнует вопрос ответственности именно продавцов контрафактной продукции. Повлиять на производителя того же китайского аналога Hiwin, используя нормы Российского законодательства, невозможно. А что делать с торговыми компаниями, которые заведомо продают контрафактное оборудования, выдавая его всё за тот же Hiwin? К производителям всегда применялись весьма жесткие санкции и ответственность вплоть до уголовной, а торговцы контрафактной продукции практически не несут никакой ответственности за реализацию контрафакта. Но, например, в странах Евросоюза именно продавцы контрафактной продукции уже давно несут такую же жесткую ответственность, как и производители. В связи с этим в феврале 2013 года Министерство промышленности и торговли РФ совместно с Министерством экономического развития РФ, Министерством юстиции РФ и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представили проект официального отзыва в Правительство РФ на законопроект "О внесении изменений в статьи 14.7 и 14.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях". В этом проекте как раз и рассматривается вопрос об ужесточении санкций именно за реализацию контрафактной продукции. А спустя всего два месяца Государственная Дума РФ уже приняла в первом чтении законопроект о введении административного штрафа за реализацию и хранение заведомо контрафактного и фальсифицированного товара.

Так что сдвиги есть и в этом вопросе. И возможно, уже в недалеком будущем, совместными усилиями мы сведем риск приобретения поддельной продукции к минимуму.
Источник информации
В.А. Красуцкий, ЗАО "Сервотехника"
Компании
Опубликовано 26.07.2013