Настоящее и будущее самарского машиностроения

Самарский машиностроительный комплекс обеспечивает около половины общего объема регионального производства. Сегодня главными условиями его успешного развития являются техническое перевооружение и привлечение внешних инвестиций.

Основа экономики

По данным министерства промышленности и технологий Самарской области, в 2012 году машиностроительные предприятия произвели продукции на 418,7 млрд рублей, это почти половина общего объема производства. Около 13% налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и 19% доходной части областного бюджета — это тоже самарское машиностроение.

Машиностроительный комплекс традиционно занимает одно из центральных мест в экономике нашего региона, подчеркнул губернатор Самарской области Николай Меркушкин, поздравляя работников отрасли с Днем машиностроителя 29 сентября. Около 17% занятого населения с полным правом называют себя машиностроителями. А наиболее благополучные в самарском машиностроительном комплексе – автомобилестроение и производство космических аппаратов: предприятия этих отраслей выпускают продукцию, известную не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Самара имеет полное право претендовать на звание космической столицы России. Наши ракеты-носители обеспечивают треть всех космических стартов мира, на них, а равно как и на самарских ракетных двигателях, более полувека стоит вся российская пилотируемая космонавтика. До конца октября ракетно-космический центр "ЦСКБ — Прогресс" планирует доставить на космодром Байконур новую ракету-носитель "Союз 2-1в". Запланированы ее летно-конструкторские испытания. 1 октября заработал в штатном режиме уникальный космический аппарат "Ресурс-П", еще два таких же аппарата будут запущены в 2014-2015 годах.

На звание столицы — только уже автомобильной — может претендовать и Тольятти. В соответствии со стратегией развития АВТОВАЗа, в 2015 году автогигант произведет 1,2 млн автомобилей, из них около 2/3 будет c брендом Lada. Сегодня АВТОВАЗ обеспечивает заказами более 240 предприятий различных отраслей экономики области на общую сумму около 65 млрд рублей.

А вот практически все тепловые электростанции России, работающие на твердом топливе, укомплектованы продукцией ОАО "Тяжмаш". Сызранцы поставляют свои изделия на гидравлические и атомные электростанции, на крупнейшие горно-обогатительные комбинаты, цементные и химические заводы России и зарубежья. "Тяжмаш" — это и стартовые комплексы космодромов, и пусковые установки для ракетных войск.

Заметное место в самарском машиностроительном комплексе занимают предприятия по производству подшипников, электрических машин и электротехнического оборудования, бурового оборудования и оснастки.

Непростые времена


В то же время в самарском машиностроении немало проблем. И одним из наиболее серьезных испытаний уже в самой ближайшей перспективе может стать вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Раньше других с этой проблемой столкнулись автомобилестроители. "Начиная с формирования программы развития АВТОВАЗа, мы учитывали, что Россия вступит в ВТО и ориентировались на это. Наша задача — быть конкурентоспособными с теми производителями, которые организуют производство в России и за рубежом", — подчеркивал президент АВТОВАЗа Игорь Комаров.

Основной задачей ОАО "АВТОВАЗ" в 2012-2013 годах стала подготовка производства перспективных изделий совместно с Альянсом Renault–Nissan и разделение производственных потоков по трем направлениям: автомобили действующего модельного ряда, автомобили на платформе "Калина" и автомобиль на платформе В0. Инвестиции на реализацию программы развития завода на период с 2012 по 2020 годы запланированы в объеме около 180 млрд рублей.

Замедление российской и мировой экономик, несомненно, затруднит реализацию этой программы. В частности, по итогам 8 месяцев 2013 года объем продаж автомобилей Lada оказался на 10,9% меньше, чем за аналогичный период 2012 года. Однако, и Lada Granta, и новый универсал Lada Largus остаются лидерами продаж. В мае 2013 года запущено серийно производство Lada Kalina New и уже в июле успешно стартовали ее продажи на внутреннем рынке.

По мнению депутата Госдумы, первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева, для предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) выходом может стать участие в федеральных целевых программах (ФЦП). Госзаказ — это основа для стабильного и устойчивого развития ОПК. По его данным, в 2011 году самарские предприятия ОПК приняли участие в 10 ФЦП с общим объемом ассигнований более 22 млрд рублей. А в 2012 году — в 9 программах с ассигнованиями более 26 млрд рублей.

И, разумеется, одним из ключевых условий развития машиностроительных предприятий остается техническое перевооружение. "Сегодня усилия государства сконцентрированы на инновационном развитии этого крупнейшего промышленного комплекса, на решении задач технологической и инфраструктурной модернизации основных фондов, укреплении кадрового потенциала", — подчеркивает Николай Меркушкин.

Хороший пример — один из ведущих разработчиков и производителей ракетных и авиационных двигателей самарское ОАО "Кузнецов". Объединенная двигателестроительная корпорация планирует вложить в развитие этого предприятия до 2020 года около 17 млрд рублей. "Мы видим, как шаг за шагом меняется система, видим перемены в ракетостроении, где появляются новые научные разработки. Видим, как дела идут на АВТОВАЗе. При участии иностранных партнеров Волжский автомобильный завод снова сможет занять достойное место на мировом рынке. Тем более что за последующие шесть лет на его модернизацию будет направлено 180 млрд рублей. Большие возможности у авиастроения, в разработке постоянно новые двигатели различных классов", — уверен глава региона.

Привлекательный регион

Сегодня российское машиностроение — одна из отраслей, наиболее перспективных для серьезных инвесторов. Из 43 крупных инвестиционных проектов, заявленных или запущенных в России в первом квартале этого года, 15 приходятся на машиностроительный комплекс. Серьезные инвесторы приходят в Самарскую область. Достаточно вспомнить покупку контрольного пакета АВТОВАЗа альянсом Renault – Nissan и завода "Электрощит" французской Schneider Electric. И буквально на днях, 27 сентября получила разрешение на строительство производственно-административного корпуса завода немецкая компания Robert Bosch GmbH. Завод займет 20,7 га в индустриальном парке "Преображенка" на территории Волжского района. Компания намерена построить здания общей площадью около 28,5 тыс.кв. м, создать около 750 новых рабочих мест.

Сергей Безруков Сергей Безруков, министр промышленности и технологий Самарской области:


— Сегодня на предприятиях самарского машиностроительного комплекса появляются новые технологии, начинает работать новое оборудование. То, что мы переоснащаем предприятия, это — ключевой, важный момент. Техническое перевооружение необходимо использовать, чтобы в перспективе иметь обновленные технологии, на основе которых будет развиваться отрасль, будут появляться новые продукты. Говоря об этом, мы в первую очередь имеем в виду машиностроительные предприятия оборонно-промышленного комплекса. Им сегодня очень важно найти нишу, которую они займут в стратегической перспективе, после 2030-го года.

Владимир Аветисян Владимир Аветисян, председатель регионального отделения Союза машиностроителей России:

— Машиностроение — это становой хребет всей экономики. И, как правило, в странах, где машиностроение развито — развитая экономика. И там сформирована среда для того, чтобы пришли инвесторы. И мы с вами тоже можем сформировать для инвестора такую модель. Комфортность среды очень важна и зависит, прежде всего от власти в стране — я имею ввиду все ветви власти. И от власти в регионе, в который ты собираешься инвестировать. Пример, когда французы купили контрольный пакет АВТОВАЗа, — самый яркий. Ведь это, наверное, самые крупные инвестиции, которые были в Самарской области.

Машиностроение
Источник информации
Опубликовано 04.10.2013