За последние 10 лет в Российской Федерации построено линий по производству цемента более 30 млн тонн в год с использованием современной "сухой" технологии. Практически все эти проекты реализованы на импортном технологическом оборудовании. Уделом же отечественной машиностроительной отрасли остается поставка отдельных узлов и агрегатов для проведения капремонтов или замены существующих старых мощностей.
На первом месте по объему поставок оборудования для новых предприятий находятся немецкие машиностроители. На их долю приходится 45% поставок оборудования, на котором реализованы мощности, способные произвести почти 15 млн тонн цемента в год. Второе место занимает Дания с 26% долей мощностей, которые позволяют выпустить до 8,5 млн тонн цемента в год. С незначительным отставанием идет Китай. На него приходится 25% поставленного оборудования и 8 млн. тонн годовой мощности. Отечественные производители поставили только в 4% оборудования на восстановление ранее существовавших мощностей, создав запас мощности в 1,2 млн тонн цемента в год.
Такое положение во многом объясняется тем, что сегодня ни один из российских машиностроительных заводов не в состоянии полностью укомплектовать цементный завод современным технологическим оборудованием. Структуры, которые занимались данным вопросом в советское время, утрачены, взамен ничего не появилось, и образовавшийся вакуум заполнился импортными поставками. Не лучше ситуация сложилась и в других отраслях промышленности строительных материалов.
Ярким представителем агрегатора поставок оборудования для российской цементной промышленности является компании FLSmidth (Дания), которая представляет собой научно-инжиниринговый центр, не имеющий собственных машиностроительных мощностей. FLSmidth осуществляет разработку технологии производства в привязке к конкретному случаю и комплектует ее оборудованием других производителей в единый технологический комплекс. Очевидно, что этой компании комфортнее работать с зарубежными поставщиками, с которыми у нее налажены тесные связи и в продукции, которых она уверена.
Похожие схемы работы используют и другие поставщики технологии, различие только в наличии или отсутствии собственных машиностроительных мощностей, позволяющих полностью укомплектовать технологию.
На текущий момент самую низкую долю импортных поставок машиностроительной продукции в ПСМ демонстрирует отрасль ЖБИ. Использование отечественного оборудования при строительстве современных заводов ЖБИ составляет от 40% до 90% в зависимости от пожеланий заказчика, тогда как в среднем по промышленности стройматериалов не более 20%.
Такое положение во многом объясняется сохранением не только потенциала российских машиностроительных заводов, но самое главное, созданием отечественных инжиниринговых центров, осуществляющих как поставку оборудования, так и дальнейшее сопровождение, научно-техническую поддержку и обслуживание оборудования и технологии производства продукции.
Нашей стране ничего не мешает распространить этот успешный опыт и на другие отрасли ПСМ. Создать несколько таких компаний, которые по отраслевому признаку будут объединять, поддерживать и развивать научно-технический, технологический и проектный потенциал отечественного машиностроения для промышленности строительных материалов. В свете возможного дальнейшего ужесточения санкций западных стран возрастает риск утраты возможности импортных поставок европейских технологий и комплектующих к оборудованию. По нашему мнению, российскому бизнесу необходимо, заручившись поддержкой профильных государственных структур, инициировать процесс импортозамещения, восстановления потенциала отечественного машиностроения для производителей стройматериалов.
На первом месте по объему поставок оборудования для новых предприятий находятся немецкие машиностроители. На их долю приходится 45% поставок оборудования, на котором реализованы мощности, способные произвести почти 15 млн тонн цемента в год. Второе место занимает Дания с 26% долей мощностей, которые позволяют выпустить до 8,5 млн тонн цемента в год. С незначительным отставанием идет Китай. На него приходится 25% поставленного оборудования и 8 млн. тонн годовой мощности. Отечественные производители поставили только в 4% оборудования на восстановление ранее существовавших мощностей, создав запас мощности в 1,2 млн тонн цемента в год.
Такое положение во многом объясняется тем, что сегодня ни один из российских машиностроительных заводов не в состоянии полностью укомплектовать цементный завод современным технологическим оборудованием. Структуры, которые занимались данным вопросом в советское время, утрачены, взамен ничего не появилось, и образовавшийся вакуум заполнился импортными поставками. Не лучше ситуация сложилась и в других отраслях промышленности строительных материалов.
Ярким представителем агрегатора поставок оборудования для российской цементной промышленности является компании FLSmidth (Дания), которая представляет собой научно-инжиниринговый центр, не имеющий собственных машиностроительных мощностей. FLSmidth осуществляет разработку технологии производства в привязке к конкретному случаю и комплектует ее оборудованием других производителей в единый технологический комплекс. Очевидно, что этой компании комфортнее работать с зарубежными поставщиками, с которыми у нее налажены тесные связи и в продукции, которых она уверена.
Похожие схемы работы используют и другие поставщики технологии, различие только в наличии или отсутствии собственных машиностроительных мощностей, позволяющих полностью укомплектовать технологию.
На текущий момент самую низкую долю импортных поставок машиностроительной продукции в ПСМ демонстрирует отрасль ЖБИ. Использование отечественного оборудования при строительстве современных заводов ЖБИ составляет от 40% до 90% в зависимости от пожеланий заказчика, тогда как в среднем по промышленности стройматериалов не более 20%.
Такое положение во многом объясняется сохранением не только потенциала российских машиностроительных заводов, но самое главное, созданием отечественных инжиниринговых центров, осуществляющих как поставку оборудования, так и дальнейшее сопровождение, научно-техническую поддержку и обслуживание оборудования и технологии производства продукции.
Нашей стране ничего не мешает распространить этот успешный опыт и на другие отрасли ПСМ. Создать несколько таких компаний, которые по отраслевому признаку будут объединять, поддерживать и развивать научно-технический, технологический и проектный потенциал отечественного машиностроения для промышленности строительных материалов. В свете возможного дальнейшего ужесточения санкций западных стран возрастает риск утраты возможности импортных поставок европейских технологий и комплектующих к оборудованию. По нашему мнению, российскому бизнесу необходимо, заручившись поддержкой профильных государственных структур, инициировать процесс импортозамещения, восстановления потенциала отечественного машиностроения для производителей стройматериалов.
Источник информации
Отрасли