Объем перевозок по результатам 2014 года ниже уровня прошлого года на 0,8%

ОВК Объем перевозок по результатам года ниже уровня прошлого года на 0,8%. Рост грузооборота составил 4,7%. Объем перевозок в декабре 2014 г. снизился на 0,4% к уровню прошлого года и составил 102,9 млн т.

К декабрю 2013 г. сократилась погрузка строительных грузов (-5,2%), нефти и нефтепродуктов (-0,4%), руды железной и марганцевой (-1,1%), химических и минеральных удобрений (-6,8%), руды цветной (-6,3%). По остальным грузам наблюдался рост перевозок: черных металлов (+4,9%), лесных грузов (+13,3%), зерна и продуктов перемола (+17,6%), лома черных металлов (+7,7%). Перевозки угля, цемента и кокса остались на прежнем уровне.

За 2014 г. суммарно объем перевозок снизился на 0,8%.

В декабре 2014 г. грузооборот составил 198,4 млрд т-км, что на 0,4% ниже декабря 2013 г. По итогам 2014 года грузооборот вырос на 4,7%.

Исходя из плана суточной погрузки РЖД, прогнозируемый на январь 2015 г. объем погрузки будет ниже уровня прошлого года на 0,9%. По прогнозу ведущих экспертов отрасли, рост погрузки в текущем году составит 1,0%, грузооборота — до 1,5%.

Строительные грузы и цемент: текущий низкий уровень объема перевозок сохранится

В декабре 2014 г. погрузка строительных грузов на сети РЖД составила 9,2 млн т (-5,2% к декабрю 2013 г.). Всего за 2014 г. по железной дороге было отправлено 141,1 млн т стройматериалов, что на 17,1% меньше уровня 2013 г.

Погрузка цемента на сети РЖД достигла уровня прошлого года и составила 1,7 млн т. Всего за 2014 г. по железной дороге было отправлено 32,2 млн т цемента, что на 6,4% меньше уровня 2013 г.

В декабре темпы отставания от уровня прошлого года сократились из-за сохранения объемов внутренних перевозок на прошлогоднем уровне. Но говорить о тенденциях восстановления пока преждевременно.

В течение 2014 г. перевозки строительных материалов и цемента стабильно были ниже уровня предыдущего года по нескольким причинам. Так, завершилось строительство олимпийских объектов в Сочи, сократилось финансирование развития промышленных мощностей предприятий, повысилась стоимость привлечения денег, что привело к дефициту инвестиций в строительной отрасли.

В текущих условиях спрос на строительные материалы и цемент будет зависеть от финансирования объектов федерального уровня, исполнения государственных программ жилищного и инфраструктурного строительства, а также снижения ставок заемного финансирования. Восстановление устойчивого спроса не следует ожидать ранее 2016 г.

Уголь: в 2014 г. перевозки росли за счет экспортных отправок

В декабре погрузка угля на сети РЖД составила 28,9 млн т и осталась на уровне прошлого года. Всего за 2014 г. было отправлено по железной дороге 315,4 млн т угля (+1,5% к уровню 2013 г.).

Остановка роста перевозок угля в декабре 2014 г. произошла из-за снижения импорта российского угля Польшей и Украиной более чем наполовину.

Помимо замедления темпов роста перевозок, важным трендом конца 2014 г. стало снижение мировых цен на каменный уголь. Реализация внутренней программы КНР по сокращению потребления угля и диверсификации источников энергии, рост экспорта со стороны австралийских и бразильских поставщиков, а также падение цен на нефть привели к избыточному предложению угля на мировом рынке.

Тем не менее, перевозки угля в России росли с января по ноябрь. Основные драйверы роста — переход Японии на угольную энергетику после аварии на Фукусиме и увеличение потребления угля в Европе в рамках программы диверсификации энергоносителей. Дополнительным фактором, укрепляющим позиции российских компаний на мировом рынке, стала девальвация рубля, которая вызвала снижение долларовой себестоимости российского угля до минимальных значений.

В сложившихся условиях перевозки угольных энергоносителей будут расти в 2015 г. за счет увеличения экспортного грузопотока в страны АТР.

Нефть и нефтепродукты: перевозки в 2014 г. сохранялись на высоком уровне

В декабре погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД составила 22,8 млн т (-0,4% к декабрю прошлого года). С начала 2014 г. объемы погрузки стабильно росли, по железной дороге было отправлено 256,5 млн т (+2,5% к уровню 2013 г.).

В декабре перевозки нефти оказались ниже уровня 2013 г. впервые с начала года из-за сокращения экспортных перевозок (-8,3% к декабрю 2013 г.). Снижение вызвано резким падением цен на нефть, поэтому, несмотря на девальвацию рубля, маржинальность в российской валюте компаний-экспортеров выросла незначительно. Поставки упали в такие страны, как Беларусь (-72%), Китай (-37%), Турция (-44%) и Великобритания (-85%).

В 2015 г. из-за ограниченного доступа к финансированию, а также падения мировых цен добыча нефти в России может сократиться. В последние годы недостаток инвестиций в геологоразведку и быстрое истощение зрелых месторождений, опережающее прогнозы, затрудняет доступ к энергоресурсу. Повысить нефтеотдачу можно благодаря технологиям добычи сланцевой нефти, но выход такого оборудования на российский рынок затруднен санкциями.

В среднесрочной перспективе экспортные перевозки нефти и нефтепродуктов из РФ будут снижаться, пока цены на нефть не начнут расти.

Руда: объемы перевозок на протяжении всего 2014 г. оставались ниже уровня прошлого года

В декабре погрузка руды составила 8,9 млн т, что на 1,1% ниже уровня прошлого года. Всего за 2014 г. по железной дороге было отправлено 108,6 млн т руды, что на 1,9% меньше показателей 2013 г.

Несмотря на ослабление курса рубля, в 2014 г. экспорт руды из РФ существенно сократился. Основной причиной стало почти двукратного снижение поставок в Китай. Часть экспортных потоков была перенаправлена в Японию, но полностью компенсировать падение не удалось.

Во втором полугодии 2014 г. активно росли внутренние перевозки руды (+4,8%). Российские производители пытались получить дополнительную прибыль за счет снижения стоимости внутренней переработки руды с последующим экспортом металлопроката. Рост внутренних перевозок не компенсировал падение экспорта.

В 2015 г. эта тенденция может укрепиться, что приведет к перераспределению экспортных поставок на внутренний рынок.

Черные металлы: поставки в экспортном направлении увеличились

В декабре погрузка черных металлов на сети РЖД составила 6,4 млн т, что выше уровня прошлого года на 4,9%. За 2014 г. по железной дороге было отправлено 71,8 млн т металлопроката (+2,4% к 2013 г.).

Экспорт металлопроката из РФ активно рос с апреля 2014 г., причём к концу года рост перевозок начал ускоряться. Основной драйвер — падение курса рубля и, как следствие, укрепление позиций российских металлургов на мировых рынках. Выросли поставки в Турцию (+40%), США (+75%), в Мексику (в 1,5 раза), Бельгию (в 2 раза) и в ряд других стран.

Прогнозируется, что снижение активности в условиях кризиса в строительной и машиностроительной отраслях, а также замедление развития трубопроводного транспорта приведет к сокращению потребления металлопроката внутри страны. В то же время девальвация рубля усилила позиции РФ на мировом рынке, что может способствовать дальнейшему росту экспортного грузопотока.

Зерно: рост погрузки продолжился вслед за рекордным урожаем

В декабре погрузка зерна и продуктов перемола на сети РЖД составила 2,0 млн т (+18% к декабрю 2013 г.) За 2014 г. по железной дороге было отправлено 18,2 млн т зерна (+33,9% к январю-ноябрю 2013 г.).

Урожай 2014 г. оказался рекордно высоким за последние несколько лет, что позволило существенно расширить экспортные потоки. Но по итогам ноября 2014 г. около 70% объема урожая этого года, предназначенного на экспорт, уже было направлено за рубеж. Это привело к ограничению государством дальнейшего экспорта зерна, чтобы снизить угрозу внутреннего дефицита.

Минеральные удобрения: перевозки остаются на высоком уровне

В декабре погрузка минеральных удобрений на сети РЖД составила 4,1 млн т, что ниже декабря 2013 г. на 6,8%. Всего за 2014 г. по железной дороге было отправлено 49,2 млн т (+4,7% к уровню прошлого года).

Снижение объемов перевозок произошло из-за сокращения экспортного грузопотока (-12,3% к декабрю 2013 г.), прежде всего, в такие страны, как Китай (-15%), США (-51%) и Украину (-44%).

ФАС рассматривает предоставление дополнительных скидок на минеральные удобрения для сельхозпроизводителей, а также соразмерное снижение цен на сырье и для производителей минеральных удобрений. Такая поддержка позволит укрепить спрос на удобрения внутри страны, а девальвация рубля — увеличить маржинальность производителей минеральных удобрений при экспортных поставках.

Реализация инновационного подвижного состава в РФ впервые превысила реализацию вагонов на тележке 18-100

Источник данных о реализации подвижного состава заводами СНГ — журнал "Рынок подвижного состава".

В декабре вагоностроителями СНГ было реализовано 4,2 тыс. вагонов (+2,2% к предыдущему месяцу), всего за 2014 г. — 64,9 тыс. вагонов (-26,4% к прошлому году).

Реализация вагонов в РФ к уровню прошлого года снизилась незначительно — на 8%. Причина относительной стабильности в российской вагоностроительной отрасли — в росте спроса на экономически привлекательный инновационный подвижной состав. Доля реализации вагонов с повышенной осевой нагрузкой в РФ уверенно росла в течение года, а в декабре 2014 г. впервые превысила долю вагонов на тележке 18-100.

Реализация вагонов на Украине по итогам 2014 г. снизилась в 4 раза, в Беларуси — на треть. Производство инновационного подвижного состава в этих странах только началось (на мощностях Могилевского вагоностроительного завода).

По оценкам экспертов рынка, в 2015 г. многие заводы будут сокращать свои программы по производству вагонов старого поколения и, по возможности, переходить на выпуск инновационного подвижного состава.

Спрос на вагоны с повышенной осевой нагрузкой будет увеличиваться. Дополнительным стимулом этому послужит рост тарифной нагрузки на грузоотправителей. С 1 января 2015 г. РЖД проиндексировали тарифы на перевозки на +10%, а с 29 января вступит в силу решение о дополнительном повышении на 13,4% тарифов на экспортные отправки. Инновационный подвижной состав позволит снизить тарифное давление: в 2015 г. рост стоимости перевозки тонны груза в вагоне нового поколения составит не 20-25%, а 5-10% в зависимости от модели вагона и условий перевозки.

Несмотря на рост ставки аренды, вагоны на тележке 18-100 продолжают выбывать из парка РФ

В декабре продолжился рост выбытия вагонов из парка РФ. Списание выросло до 4,6 тыс. вагонов, а в неисправный парк было отставлено около 7,7 тыс. вагонов. В итоге размер неисправного парка вырос со 115,4 до 123,1 тыс. вагонов, из которых 57,6 тыс. — полувагоны. Одна из основных причин роста выбытия — недостаточная доходность подвижного состава старого поколения для обеспечения плановых ремонтов или продления срока службы вагонов.

По нашей оценке, "сервисная" ставка доходности полувагонов, позволяющая проводить плановые и текущие ремонты, а также замену узлов и деталей вагонов, составляет около 700 руб./сутки. Несмотря на рост рыночной ставки аренды на полувагоны в последние 6 месяцев, текущий её уровень в 550-600 руб./сутки всё ещё ниже "сервисного".

В 2015 г. прогнозируется рост выбытия вагонов из парка при отсутствии увеличения доходности перевозок. Это может привести к возможному дефициту отдельных видов подвижного состава на сети.
Источник информации
Пресс-служба АО "НПК ОВК"
Компании
Опубликовано 02.02.2015