Объем перевозок в январе 2015 года вырос на 0,3%

ОВК Объем перевозок в январе 2015 г. вырос на 0,3% к уровню прошлого года и составил 96,6 млн т.

К январю 2014 г. увеличилась погрузка каменного угля (+3,7%), нефти и нефтепродуктов (+0,4%), железной и марганцевой руды (+3,4%), черных металлов (+12,3%), лесных грузов (+10,7%), зерна и продуктов перемола (+60,8%). Снизились перевозки строительных грузов (-26,1%), цемента (-6,7%), лома черных металлов (-1,5%), кокса (-3,9%).


В январе 2015 г. грузооборот составил 188,2 млрд т-км, что на 1,5% ниже января 2014 г. Такое движение вниз обусловлено сокращением объемов экспортных грузопотоков (-3,0% к январю 2014 г.). К январю прошлого года снизился экспорт каменного угля (-7,0%), нефти и нефтепродуктов (-5,2%), химических и минеральных удобрений (-12,0%). Сокращение экспорта произошло в следующих направлениях: Нидерланды (-10,2%), Украина (-32,7%), Китай (-12,6%), Финляндия (-30,7%) и Польша (-29,9%).

Уголь: экспортные перевозки по-прежнему сокращались, несмотря на девальвацию рубля


В январе погрузка угля на сети РЖД выросла на 3,7% к уровню прошлого года и составила 27,9 млн т.

При этом структура грузопотоков претерпела изменения. Так по сравнению с январем прошлого года перевозки угля на экспорт снизились на 7,0%, внутри страны — увеличились на 8,8%.

По сравнению с январем 2014 г. поставки российского угля сократились в Китай (-47,0%), Украину (-48,2%), Польшу (-50,0%), Нидерланды (-67,0%), Корею (-45,9%). Импорт угля из России нарастили Япония (+12,4%), Турция (+30,3%), Словакия (+141,5%), КНДР (+100%). Продолжают увеличивать поставки и страны Евросоюза (от +7 до +10%).

Следует отметить продолжающееся сокращение глобального импорта угля китайскими компаниями. Несмотря на снижение мировых цен на уголь вслед за девальвацией валют крупных стран-экспортеров, Китай по-прежнему уменьшает потребление угля в экономике, переключаясь на другие энергоносители.

Кроме того, продолжают сокращать экспорт российского угля Украина и Польша.

Крупнейшим потребителем российского угля остается Япония, которая импортирует около трети от всего экспортного потока угля из РФ. При этом японские компании планируют и дальше наращивать поставки из России. Так, в феврале представители крупнейшей японской сталелитейной корпорации JFE Holdings и российской власти достигли соглашения о проведении анализа состояния проектов по добыче каменного угля в Сибири и на Дальнем Востоке для последующего экспорта в страны АТР.

На Дальнем Востоке активно развиваются мощности для экспорта российского угля. В 2015 г. завершится строительство Инаглинского угольного ГОКа мощностью 1,9 млн т коксового концентрата в год. Вместе с этим, в Приморье началось строительство универсального перегрузочного комплекса "Север" с объемом ежегодной переработки 20 млн т угля. В том же регионе получил положительное заключение экологической экспертизы проект, включенный в федеральную целевую программу, по возведению специализированного на перевалке угля порта "Суходол" с грузооборотом 20 млн т. Старт строительства запланирован на 2015 г. В довершение ко всему, дочернее предприятие "Ростеха" — "РТ-Глобальные Ресурсы" — продолжает развивать сотрудничество с китайской корпорацией "Шеньхуа" и корейской корпорацией КОВЕПО. Предполагается, что до июля 2015 г. "РТ-ГР" подпишет итоговое соглашение с партнером (или консорциумом партнеров), предложившим наиболее интересные условия совместной реализации проекта угольного терминала в порту "Вера" мощностью 20 млн т.

Продолжает наращивать потребление российского угля и Турция, которая намерена расширить долю использования данного ресурса в экономике страны. Планируется инвестировать около 10 млрд долларов США в угольные электростанции. Эксперты прогнозируют увеличение Турцией годового потребления угля на 7 млн т в ближайшие 5-6 лет. В связи с этим обстоятельством, "Кузбассразрезуголь" планирует построить терминал на 10 млн т угля в Тамани.

Потенциал потребления угля такими странами, как Япония и Турция, находится пока на высоком уровне, что позволяет частично компенсировать падение экспорта в Китай. Однако в среднесрочной перспективе российским компаниям придется искать дополнительные рынки сбыта.

Нефть и нефтепродукты: внутренние перевозки сохранялись на высоком уровне, экспорт падал

В январе погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД составила 22,6 млн т (+0,4% к январю прошлого года).

С 1 января 2015 г. вступил в силу "налоговый маневр" в нефтяной отрасли. В рамках нововведений поэтапно за 3 года сократятся вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты с одновременным увеличением ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Компания "Роснефть" направила письмо президенту РФ Владимиру Путину с тезисами о том, что нововведения ведут к системным рискам: существенному росту цен на нефтепродукты на внутреннем рынке и вынужденному отказу от модернизации нефтеперерабатывающих производств в условиях ограниченного доступа российских компаний к финансированию.

По мнению министра энергетики РФ Александра Новака, из-за введения налогового маневра в 2015 г. рост стоимости бензина составит 10%.

В свою очередь, председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поручил ФАС подготовить корректировку экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты на случай возникновения необходимости воздействия на ценообразование.

Пока изменения в налоговом законодательстве не успели существенно повлиять на структуру перевозок. Так, в январе внутренние перевозки нефтепродуктов были выше января 2014 г. на 2%. В перспективе может произойти существенное перераспределение нефтепродуктов с внутреннего рынка на экспортные направления.

Строительные грузы и цемент: текущий низкий уровень объема перевозок сохранится

В январе 2015 г. погрузка строительных грузов на сети РЖД составила 6,5 млн т (-26,1% к январю 2014 г.). Погрузка цемента — 1,4 млн т (-6,7% к январю 2014 г.).

Из-за высокой инерции строительной отрасли ухудшение экономических условий пока не успело в полной мере отразиться на объемах застройки, но инвестиционная обстановка остается довольно напряженной. Так, например, некоторые регионы уже сейчас значительно снизили объемы потребления строительных материалов. Перевозки строительных грузов в Москву и Московскую область сократились на треть. В 2 раза упали поставки в Санкт-Петербург, Ленинградскую и Новосибирскую области, а также в Ханты-Мансийский автономный округ.

По данным Минстроя, в текущем году жилищное строительство может сократиться на 10-15%. Его доля составляет 70% от общего объема строительства зданий в России. Ипотечное кредитование также может снизиться, в два раза — до 800 млрд рублей. Около половины всего жилищного строительства производится именно за счет собственных и заемных средств населения. По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения РФ в январе 2015 г. упали на 0,8% по сравнению с январем 2014 г. после снижения на 6,2% в декабре и 3,9% в ноябре.

Из-за девальвации рубля прогнозируется увеличение себестоимости строительства в среднем на 10-20%. Так, выросла стоимость импортных материалов в рублях и металлопроката на внутреннем рынке, последнее привело к удорожанию сэндвич-панелей и других конструкций с использованием металла.

Дополнительную роль может сыграть рост стоимости трудовых ресурсов: трудовые мигранты добиваются либо повышения оплаты труда в долларовом эквиваленте, либо покидают Россию. Альтернативными трудовыми ресурсами являются граждане РФ, стоимость труда которых традиционно выше в 1,5 раза.

Что касается дорожного строительства, то до 2016 г. предполагается введение в строй более 10 тыс. км автомобильных дорог общего пользования. В 2015 г. планируется, в частности, завершение реконструкции больших участков трассы "Сортавала", ввод в эксплуатацию обходов Пятигорска, Нижнего Новгорода, подходов к Мурманску, завершение строительства моста через Енисей в Красноярске. Существует вероятность, что Правительство РФ сократит расходы на строительство и ремонт федеральных дорог на 25%. Тогда, скорее всего, урезанный бюджет не позволит начать работы по новым проектам.

Таким образом, главными драйверами роста перевозок стройматериалов в 2015 г. могут стать строительство спортивных объектов для чемпионата мира по футболу к 2018 г., возведение объектов федерального уровня, развитие транспортной инфраструктуры и реконструкция БАМа. При сохранении текущей экономической ситуации в третьем квартале 2015 г. ожидается обострение кризиса строительной отрасли.

Руда: объемы перевозок начали расти

После спада во втором полугодии 2014 г. в январе погрузка руды начала расти и составила 9,2 млн т (+3,4% к январю 2014 г.). При этом внутренние перевозки увеличились на 1,6%, а экспорт — на 5,1%.

В январе выросли перевозки к уровню прошлого года в такие страны, как Китай (+23,9%), Турция (+341,4%), Словакия (+30,2%) и Польша (+125,1%). В то же время Великобритания, которая стала импортировать руду из России в феврале прошлого года, вышла в январе 2015 г. на 4 место по объему потребления. Кроме того, в январе Италия начала экспорт российской руды.

В январе 2015 г. цены на железную руду снизились на 13%, показав падение третий месяц подряд, и достигли минимальных значений 2009 г. Из-за укрепления курса доллара США к валютам стран-экспортеров горнодобывающие компании не только не отказываются от проектов, но и начинают новые, так как разница в курсах валют в значительной степени компенсирует падение долларовых цен. Так доллар США вырос к австралийскому доллару с начала года на 5%, а к канадскому доллару и бразильскому реалу — на 7%.

В результате, объемы поставок продолжат увеличиваться. Но девальвация рубля к доллару США была сильнее, чем у других стран-экспортеров, поэтому позиции РФ на внешних рынках устойчивее прочих стран, что позволяет говорить о сохранении высокого уровня грузопотока руды из России.

Черные металлы: на фоне падения рубля поставки в экспортном направлении выросли

В январе погрузка черных металлов на сети РЖД составила 6,4 млн т, что выше уровня прошлого года на 12,3%. Рост внутренних перевозок в январе составил порядка 8,8%.

При этом продолжили свой рост экспортные перевозки: Турция (+22,7%), Швейцария (+53,7%), Испания (+202,4%), Мексика (+56,3%) и Тайвань (+7,0%).

Девальвация рубля привела к росту цен на внутреннем рынке металлопроката, что вызвало недовольство отечественных потребителей. Правительство отреагировало на их замечания и провело ряд совещаний по вопросам ценообразования на металлы. Для решения проблемы металлургам был дан срок до конца марта достичь ценового компромисса с покупателями. Но в середине февраля ФАС разослала металлургическим компаниям письмо, в котором предупредила о возможности ввода экспортных пошлин на металлы. Это решение подстегнуло металлургов договориться о цене на свою продукцию на ближайшие полгода с автопроизводителями, но с предприятиями оборонно-промышленного комплекса и вагоностроения работа еще не завершена.

В то же время на мировом рынке наблюдается избыток мощностей для производства черных металлов, что привело к появлению значительного объема предложения дешевого металлопроката. Некоторые российские потребители говорят о возможном импорте черных металлов, если не удастся договориться о цене с российскими металлургами. Однако такое решение проблемы маловероятно, так как в этом случае стоимость доставки поглотит ценовую разницу.

Прогнозируется снижение внутреннего потребления металлопроката по причине слабой активности в строительной и машиностроительных отраслях, а также замедления развития трубопроводного транспорта. В то же время девальвация рубля усилила позиции РФ на мировом рынке, что будет способствовать дальнейшему росту экспортного грузопотока.

Зерно: экспортная погрузка активно росла перед вводом пошлин

В январе погрузка зерна и продуктов перемола на сети РЖД составила 1,6 млн т (+60% к январю 2014 г.).

Основным драйвером роста стали экспортные перевозки зерна, которые увеличились почти вдвое по сравнению с прошлым годом. По данным Минсельхоза, объем экспортируемого зерна достиг максимального значения за последние 5 лет.

Из-за введения с 1 февраля пошлин на экспорт зерна в январе производители сосредоточились на поставках пшеницы, перенося экспортные объемы беспошлинных видов зерна на февраль.

В январе многократно увеличился экспорт зерновых в такие страны, как Азербайджан (в 15 раз), Египет (в полтора раза), Саудовская Аравия (в 3 раза), Казахстан (в 6 раз). По-прежнему высокими остались поставки в Израиль и Йемен.

Из-за плохого качества внутреннего урожая Казахстан начал активно импортировать российское зерно. На Казахстан не распространяются экспортные пошлины, и снижение курса рубля к тенге способствует росту экспорта. По итогам сезона, ожидается, что Казахстан может стать крупным импортером зерна из России.

Египетские власти добиваются отмены пошлины для своей страны, так как Россия является для них одним из ключевых поставщиков пшеницы, стратегически важным для обеспечения продовольственной безопасности государства. Однако, российские власти, едва-едва успевшие добиться остановки роста внутренних цен на зерно, пока не намерены идти им навстречу.

В феврале ожидается дальнейший рост перевозок беспошлинных зерновых культур и укрепление экспортного грузопотока в Казахстан.

Минеральные удобрения: перевозки остались на высоком уровне, несмотря на падение экспорта

В январе погрузка минеральных удобрений на сети РЖД достигла уровня прошлого года и составила 4,4 млн т.

При этом произошло перераспределение грузопотоков. Экспортные перевозки снизились на 6%, в то время как внутренние — выше уровня прошлого года на 11%.

Экспортные перевозки сократились в Китай (-13,2%), на Украину (-40,0%), в США (-14,5%) и Литву (-23,3%). Причина снижения перевозок в Китай — в создании китайскими компаниями значительных запасов калия. По оценке экспертов, они могут составлять около 4,5 млн т, что затрудняет заключение новых калийных контрактов между Россией и Китаем. Как правило, стоимость калия для Китая является ценовым ориентиром для всего рынка. Поэтому отсутствие сделок с Китаем сказывается и на объемах продаж российских удобрений в другие страны.

В декабре 2014 г. производители минеральных удобрений согласовали размер скидки для российских компаний на уровне 10-15% от минимальной экспортной цены. В январе размер скидки был увеличен до 15-20%. В феврале Минсельхоз РФ и производители удобрений выработали окончательную позицию: для аграриев 49 регионов, признанных неблагоприятными для производства сельхозпродукции, цены на минудобрения будут зафиксированы на уровне января 2015 г., для остальных — на уровне февраля 2015 г. От этих уровней предусматривается скидка в 15-20% в зависимости от состояния АПК региона, его потребности в минудобрениях, позиции производителей, их обеспеченности сырьем и т.д. Такое соглашение позволит поддержать внутренние перевозки минеральных удобрений на стабильном уровне.

__________________________________________________________

Производство вагонов в СНГ снизилось вдвое

Источник данных о реализации подвижного состава заводами СНГ — журнал "Рынок подвижного состава".

В январе 2015 г. объем реализации производителями в СНГ составил 1,9 тыс. вагонов (-54,3% к предыдущему месяцу и -65,3% к январю 2014 г.).

Фактически работало производство только тех заводов, которые выпускали инновационный подвижной состав (ТВСЗ, УВЗ, "Алтайвагон"). Доля вагонов на тележках с осевой нагрузкой 25 тс в общей структуре реализации увеличилась до 46,5%.

Однако "Алтайвагон" простаивал до 19 января 2015 г. Еще в октябре 2014 г. завод перевел сотрудников на четырехдневную рабочую неделю и планирует сократить 34% штата в 2014 г.

А если говорить о заводах, строящих вагоны старого поколения — речь идет о массовой остановке производства.

Так, "Стахановский вагоностроительный завод" прекратил производственную деятельность из-за повреждения инфраструктуры и эвакуации персонала предприятия. По оценке экспертов, убытки завода от простоя составляют порядка $1,2 млн в месяц.

"Брянский машиностроительный завод" сообщил, что из-за финансовых трудностей с 4 февраля в незапланированный отпуск на два месяца отправлены 50% сотрудников.

На ЗАО "Промтрактор-Вагон" производство было приостановлено в январе. Более 1 тыс. человек работают в режиме неполной занятости. Угроза увольнения нависла над 31% сотрудников.

Имущество ОАО "Рузхиммаш" арестовано мордовским управлением Федеральной службы судебных приставов за неисполнение требования по оплате 170 млн руб. в пользу пенсионного фонда республики и ряда поставщиков. Ранее руководство "Рузхиммаш" планировало перевести сотрудников на четырехдневную неделю с 1 апреля и сократить 31% штата в 2015 г.

Рост ставок в 2015-2016 гг. на фоне сокращения профицита вагонов

В январе рост неисправного парка на сети РЖД продолжился: 123,4 тыс. вагонов, из которых 56,4 тыс. — полувагоны. Однако, значительная часть отставленных вагонов может быть списана в ближайшее время в связи с увеличением стоимости простоя вагонов на железнодорожной инфраструктуре после 1 апреля 2015 г.

В январе 2015 г. на фоне сезонного увеличения профицита полувагонов арендные ставки на данный тип вагонов снизились до уровня 500-550 руб./сутки против 550-600 руб./сутки в конце 2014 г.

По данным исследования INFOLine Rail Russia Top за 2014 г., арендные ставки в сегменте инновационных полувагонов с увеличенной осевой нагрузкой и тарифной скидкой на порожний пробег в среднем выше, чем на полувагоны на тележке 18-100, примерно на 300-350 руб./сутки.

Согласно исследованию, более высокая арендная ставка объясняется уровнем доходности инновационных полувагонов, который превышает доходность полувагона на тележке 18-100 на 400-500 руб./сутки и варьируется в зависимости от модели вагона и вида груза. Более высокая доходность инновационных полувагонов в груженом рейсе формируется за счет увеличенной грузоподъемности вагона (в среднем при перевозке угля доходность оперирования полувагона с нагрузкой 25 тс выше примерно на 250 руб./сутки, чем полувагона с осевой нагрузкой 23,5 тс), а в порожнем рейсе — за счет тарифной скидки (для полувагонов "Тихвинского ВСЗ" на тележках Барбер в среднем при перевозке угля и полном порожнем возврате экономия составляет до 250 руб./сутки на вагон).

Во втором полугодии 2015 г., в случае реализации сценария массового выбытия полувагонов, может произойти рост арендных ставок на полувагоны старого поколения до уровня 550-600 руб., а по некоторым маршрутам, в случае образования локальных дефицитов подвижного состава, — и до 650 руб./сутки. Во втором полугодии 2016 г., при дальнейшем выбытии подвижного состава и сохранении на низком уровне производства полувагонов, возможен рост ставок аренды на полувагоны до 700-750 руб./сутки.
Источник информации
Пресс-служба АО "НПК ОВК"
Компании
Опубликовано 05.03.2015