Инновационные решения Уральского конструкторского бюро вагоностроения

Уралвагонзавод 80 лет назад на Уралвагонзаводе был создан конструкторский отдел во главе с Дмитрием Лоренцо, включавший в свой состав конструкторское бюро, экспериментальный цех, научно-исследовательскую группу и техническую библиотеку.

– Основная деятельность УКБВ – создание нового подвижного состава, основным заказчиком которого является УВЗ, – рассказывает заместитель генерального директора по конструкторской документации – главный конструктор ООО "УКБВ" Александр Дорожкин. – Сегодня приоритетной является работа на внешнем рынке, создание продукции и разработка конструкторской документации для других предприятий. Мы готовы предоставлять услуги по сопровождению изделия на протяжении всего его жизненного цикла в плане обеспечения ремонтной документацией и проведения подконтрольных эксплуатаций. Это одно из требований, которое выдвигается к инновационному вагону. Другое наше направление – сопровождение серийно выпускаемой продукции УВЗ, обеспечение ее актуализации. В настоящее время в связи с выходом новых технических регламентов такая работа выполняется интенсивно.

В 2014 году в работу были запущены 50 проектов по созданию нового подвижного состава и его комплектующих, а также оказанию различных видов услуг, связанных с сопровождением жизненного цикла изделия. Из общего числа проектов в прошлом году закончены 17, в период первого квартала 2015-го завершены еще пять. Таким образом, Уралвагонзаводу была передана конструкторская документация для выпуска таких объектов, как полувагон модели 12-196-02 с увеличенным объемом кузова до 94 м3; модельный ряд вагонов-цистерн 15-5157, в которых увеличена грузоподъемность на две тонны; линейка вагонов-хопперов модели 19-5153, в составе которых есть модификация с композиционной крышей. Применение композитных материалов в вагоностроении – инновационное решение, на сегодняшний день для колеи 1520 таких аналогов нет. Композит – широко распространенный материал, давно используется в различных отраслях машиностроения – авиации, автомобилестроении, но только сейчас начинает внедряться в железнодорожную технику. Впереди у этого материала большое будущее. Композит гораздо легче металла, следовательно, позволяет увеличить грузоподъемность вагонов. Уралвагонзавод в этом направлении сделал первый шаг, что по достоинству должны оценить потребители вагонной продукции.

УКБВ В связи с введением в эксплуатацию вагона-платформы модели 13-198-02 расширен перечень перевозимого груза. Данная модификация позволяет перевозить 20- и 40-футовые контейнеры. Таким образом, в одну сторону перевозчик может отправить лес, в другую – крупнотоннажные контейнеры. По контракту с Азербайджанскими железными дорогами сейчас готовятся к выпуску 100 новых вагонов-хопперов модели 19-597 для перевозки цемента. Это новая продукция для Уралвагонзавода, уже востребованная покупателями. Отличительная особенность тагильских цементовозов – увеличенный объем кузова, что позволяет производить загрузку в оптимально сжатые сроки.

– Перспективные задачи, которые ставятся сегодня перед УКБВ, – расширение взаимодействия с научно-исследовательскими институтами, – говорит Александр Викторович. – В перспективе – заключение договоров по научно-исследовательским работам, что позволит нам в дальнейшем вновь разрабатывать изделия, принимать новые технические решения для получения экономического эффекта. Объекты должны подпадать под критерии инновационности – это наша сегодняшняя задача, которая позволит собственникам подвижного состава получать заниженные тарифы при эксплуатации изделий: инновационные вагоны оказывают меньшее воздействие на железнодорожные пути и потребляют меньшее количество электроэнергии, чем серийные.

Сегодня вся проектная деятельность выполняется вновь образованным подразделением УКБВ – проектным офисом.

– Подразделение занимается управлением портфелем проектов, – поясняет руководитель проектного офиса Сергей Узких. – Руководство предприятия поставило перед нами большую задачу – разработать рефрижераторные контейнеры. Работы находятся в стадии бизнес-плана. Определен руководитель проекта по созданию рефконтейнеров – Владимир Чернов. Специалистами проектного офиса также разрабатывается транспорт для внутризаводских перевозок. В данный момент на Волчанском заводе изготавливаются два вагона-термоса для ОАО "ЕВРАЗ НТМК", завершены работы над двумя платформами для ОАО "ВСМПО-Ависма". Ведутся работы над инновационными полувагонами, платформами и цистернами для инозаказчика.

В прошлом году в УКБВ был внедрен современный продукт программного обеспечения "Search", разработчиком которого является "ИНТЕРМЕХ" (Беларусь), и пакетный продукт "Inventor", позволяющий проектировать 3D-модели и создавать взаимосвязанные с ними двухмерные чертежи. Это снижает воздействие человеческого фактора при выпуске конструкторской документации.

– Система обеспечивает взаимосвязь разработанной 3D-модели, двухмерных чертежей и конструкторской документации, позволяет нам оптимально подготовить документацию, произвести расчеты в системе ANSYS, – рассказывает Александр Дорожкин. – В случае необходимости корректировки при внесении изменений в двухмерный чертеж они автоматически вносятся в 3D-модель, и конструктор может проанализировать, как изменения влияют на общую конструкцию изделия.

Сегодня в УКБВ работает около 160 человек. Основная часть – инженеры-конструкторы, расчетчики, нормоконтролеры. Большинство руководителей – высококвалифицированные специалисты, воспитанники научной школы Уральского конструкторского бюро вагоностроения. Это заместитель главного конструктора по серийному сопровождению Константин Башкиров, начальник отдела тормозных систем и автосцепных устройств Константин Болотов, заместитель главного конструктора, директор по инновациям Денис Даниленко. Большой объем работ ведут главный специалист отдела кузовов Ирина Галиева, начальник отдела расчетной оценки прочности и динамики Андрей Власко, ведущий инженер-конструктор отдела транспортного оборудования Ольга Ляпустина.

Техперевооружение в Уральском конструкторском бюро вагоностроения ведется постоянно – устанавливаются новые рабочие станции, оборудование и программное обеспечение для объемного моделирования и подготовки чертежей.

– В состав УКБВ входит также испытательный центр, где проходят "проверку" как опытные образцы, так и серийно выпускаемая продукция для подтверждения ее качества, – рассказывает технический директор Денис Федин. – Программа техперевооружения направлена на развитие этого центра и замену изношенного оборудования. В прошлом году была приобретена координатно-измерительная машина для определения геометрических характеристик. Мы также разрабатываем стенды для испытаний пружин, планируем установить и запустить в работу универсальный стенд для проведения ресурсных испытаний литых деталей тележек. В УКБВ внедрена система управления данными в изделии – все разработки ведутся в объеме, в электронном виде. Это позволило сократить сроки подготовки документации. Сегодня автоматизируется процесс согласования как внутри подразделения, так и с технологическими службами Уралвагонзавода. Мы вышли на новый уровень – электронное согласование чертежей, конструкторских документаций и извещений с технологическими службами предприятия. В планах – установить такую же систему и в цехах УВЗ, с которыми мы взаимодействуем.
Источник информации
Компании
Опубликовано 05.05.2015