С.Магазов: В Томске будет заложен базис для российского машиностроения

Строительство в Томской области нового подшипникового завода сулит региону и стране масштабный прорыв в области машиностроения, которое, как известно, у нас приходится возрождать. Между тем всё машиностроение базируется на трех составляющих: специальные стали и сплавы, редукторы, двигатели и подшипники. Их-то и планируют начать производить в Томске, причем совершенно нового, не имеющего аналогов в мире, принципа действия и способов изготовления.

Почему всё заново?

Производство подшипников, редукторов, двигателей – важная, можно даже сказать, стратегическая отрасль в современном индустриальном мире. Без своего, современного машиностроения государство не сможет выжить в текущую эпоху, более того – как показали последние политические события – оно обречено. Поставка этих компонентов из-за рубежа в лучшем случае может прекратиться, а в худшем нам будут продавать заведомо некачественную продукцию, которая подведет в самый важный момент. Ведь все эти "составляющие" используются и в армии и в космической отрасли... Поэтому уничтожение своих заводов, которые занимались выпуском машин и оборудования, как мы считаем, преступление против страны, причем без срока давности.

"МК" в Томске" посвятила очень много статей проблеме уничтожения томской промышленности. И вот, пожалуй, первая положительная новость по этой тематике: на минувшей неделе в Томске обсуждали проект возрождения ГПЗ-5, только на абсолютно новой, модернизированной основе. Инициаторами строительства выступили кемеровские промышленники – в частности, Сергей Магазов, которого в свое время пригласил в Томск Юрий Гальвас. Это один из акционеров ЗАО "Томский подшипник", в отношении предприятия был осуществлен самый настоящий рейдерский захват. Напомним, экс-мэр Николай Николайчук и другие высокопоставленные чиновники лично не раз предлагали заводу переехать в чистое поле, а после отказа начали разорять его... Сегодня в этой истории разбираются уже правоохранительные органы, а прежние акционеры пытаются возродить варварски раздербаненное производство.

Что сделано?

На данный момент выкуплен большой участок земли (более 70 га) возле поселка Зональная Станция, разработан проект планировки, который прошел через слушания. На минувшей неделе в Особой экономической зоне (ОЭЗ), при участии представителей областной администрации прошло расширенное совещание по поводу размещения под Томском нового завода. В работе приняли участие и уже появившиеся иностранные партнеры в частности – Э. Караджио (компания Sas Bstudio), который действует главным образом на внутреннем европейском рынке, взаимодействуя со средними и крупными компаниями в подшипниковой, энергетической и авиационной отраслях. В настоящее время основным видом деятельности Sas Bstudio является разработка технологий и поставка оборудования в области продуктов индустриализации и производственных линий, как в Италии, так и в других странах.

За прошедшие годы компания развилась с инжиниринга относительно простых станков до разработок по контролю и управлению законченных производственных процессов.

Зарубежные специалисты приехали в Томск, несмотря на санкции, введенные сейчас против России, и лично подтвердили, что намерены принять участие в комплектации проекта, в том числе и в поставках в Томскую область высокотехнологичного оборудования, а даже выступить соинвесторами создания нового производства.

"Россия – самый перспективный рынок"

Проект совершенно нового завода обсуждался на площадке ТВЗ, где томские "кулибины" как раз сейчас разрабатывают уникальные проекты для будущего производства. В итоге представитель итальянской компании "Би студио", господин Караджио заявил, что его компании интересен российский рынок машиностроения и возможности для выпуска компонентов высокотехнологичного оборудования, однако отметил то, в реализации таких проектов очень важно учитывать ценовую составляющую, и реалии современного рынка.

– Выпуск подшипников, редукторов, компонентов высокотехнологичного оборудования, – дело достаточно дорогое, – заявил господин Караджио, – однако перспективное. Тут особенно важно выбрать правильную ценовую политику, знать рынок и его возможности. На рынке подшипников сейчас много производителей, на нем очень развита конкуренция. Для успешной стратегии развития нужно предложить и что-то новое. И в Томске это "что-то новое" уже изобретено.

В реализации проекта строительства завода, по словам Караджио, будет участвовать ряд крупных итальянских банков и министерство промышленности Италии. Итальянские инвесторы хотели придти в Томскую область и раньше, еще в 2009-2010 гг., когда в Томске существовал подшипниковый завод, были проекты по его развитию и модернизации, однако при прежней областной администрации из этой идеи ничего не вышло.

Редуктор нового типа

Как оказалось, интерес итальянцев к Томску не ограничивается подшипниками. Их заинтересовали и редукторы принципиально нового типа. Разработчиком выступил известный томский инженер-физик Виктор Становской, обладатель 52 заявок и патентов, генеральный директор и главный конструктор фирмы ЗАО "Технология Маркет". В данный момент эта фирма является резидентом ОЭЗ.

Виктор Становской – один из активных участников и сторонников строительства нового завода по выпуску подшипников и редукторов. Суть его разработки, которую он хочет запустить промышленное производство, – выпуск редукторов нового типа, с новым видом зубчатого зацепления – эксцентриково-циклоидальным зацеплением (ЭЦ). Это фундаментальная ресурсо- и энергосберегающая разработка в области машиностроения.

– На этой основе возможно изготовление практически любого типа редуктора (цилиндрические, планетарные и конические ЭЦ-редукторы, а также реечные ЭЦ-передачи для механизмов с прямолинейным перемещением), – считает Виктор Становской, – это сулит большой прорыв в машиностроении, фактически новую промышленную революцию. Механизмы с ЭЦ-зацеплением найдут применение во всех отраслях машиностроения, где необходимы редукторы с высокими нагрузочными характеристиками, например, тяговый редуктор локомотива, редуктор станка-качалки нефтепромыслового оборудования, планетарная коробка передач большегрузных карьерных самосвалов, бортовой редуктор колёсных и гусеничных транспортных средств, в горно-шахтном оборудовании, в судостроении, грузоподъемной технике.

Именно это разработка и вызвала повышенный интерес иностранцев, поскольку сулит завоевание новых рынков в машиностроении. Сейчас везде используется редукторы с т.н. "эвольвентным зацеплением". Однако томская разработка имеет высокую износостойкость, лучший КПД, высокую удельную мощность, меньшую массу и лучшую надежность

– Если наладить выпуск редукторов нового типа это поможет России выйти в лидеры в этом направлении, – считает Виктор Становской, – это сулит завоевание рынка с емкостью до 563 млрд. долларов. Выпуск новых редукторов поможет создавать свои станки, новые двигатели внутреннего сгорания, насосы, компрессора. Поэтому с реализацией проекта Сергея Магазова наша фирма связывает большие надежды.

Из первых уст

Томск может стать лидером в освоении и производстве ключевых машиностроительных компонентов.

Сергей Магазов рассказал журналистам о перспективах проекта

– Мы планируем организовать в Томской области производство современных подшипников и редукторов, – заявил на совещании Сергей Магазов. – Сейчас российская промышленность, особенно с учетом санкций, очень нуждается в таких продуктах машиностроения. Проект предусматривает создание современного производства мирового уровня, продукт будет поставляться не только российским компаниям, но также идти и на экспорт. Все вполне реально, мы уже нашли инвесторов, создана рабочая группа, в которую вошли и представители областной администрации. Рынок редукторов и подшипников сейчас огромен и оценивается примерно в 500 млрд. долларов.

По словам Сергея Магазова проект предусматривает строительство большого завода по выпуску подшипников и редукторов, на котором будет работать больше тысячи человек. Стоимость проекта – более 200 миллионов евро. Срок реализации – примерно 2,5–3 года.

– Для нас сейчас, прежде всего, нужно создать базис, чтобы мы могли в будущее производить свои современные станки и оборудование, – считает Сергей Магазов, – основа для этого – именно подшипники и редуктора, компоненты для двигателей. Если мы не сделаем этого в самое ближайшее время, то мы впоследствии просто не сможем производить свои станки и безнадежно отстанем от других стран.

Кроме того, по мнению Сергея Магазова, большинство отечественных машиностроительных компаний испытывают дефицит основных компонентов для своей жизнедеятельности и дальнейшего развития: качественных металлов, подшипников, редукторов, двигателей. Если у нас будут созданы современные предприятия по выпуску таких компонентов, они своей производственной базой сформируют площадки для внедрения накопленного инновационного потенциала, и тогда наши изобретения будут расходиться по всему миру не в чертежах, а "в железе". И это в свою очередь приведет к тому, что уже не мы будем искать инвесторов, а они сами будут стремиться поучаствовать в российских проектах.
Источник информации
Опубликовано 02.07.2015