ИПЕМ: потребность экономики в полувагонах снижается

ИПЕМ Продолжение ускоренного списания полувагонов при сохранении объемов закупок на текущем уровне может привести к возникновению их дефицита. Однако, по оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), при этом из-за увеличения скорости доставки грузов на сети ОАО "РЖД" и повышения качества взаимодействия участников перевозочного процесса потребность отрасли в полувагонах за 2014-2016 гг. уже снизилась на 54 тыс. единиц (12,2%), на текущий момент тренд на ее снижение сохраняется.

Соответствующий вывод сделан в рамках опубликованного сегодня аналитического доклада ИПЕМ "Грузовой железнодорожный транспорт России в 2010-2015 гг.". Доклад включает анализ основных показателей работы отрасли, динамики обновления и износа производственных фондов, изменений, произошедших в сфере тарификации перевозки грузов, а также сравнение деятельности железных дорог в России и ряде зарубежных стран.

В 2010-2015 гг. в результате либерализации вагонного сегмента железнодорожных перевозок был существенно обновлен парк грузовых вагонов: на сеть железных дорог общего пользования было поставлено 436,6 тыс. грузовых вагонов, списано – 257,4 тыс. ед. Основную долю, как в структуре закупки, так и в структуре списания, составили полувагоны. На конец 2015 года парк грузовых вагонов принадлежности Российской Федерации составил 1 151 тыс. ед. Средний возраст грузового вагона в 2010-2015 гг. снизился на 13% и в 2015 году составил 14,5 лет. Кроме этого в 2013-2015 гг. происходила активная закупка вагонов с улучшенными техническими характеристиками, к концу 2015 года объем парка инновационных вагонов составил 33,4 тыс. ед.

При этом, по оценкам ИПЕМ, объем закупок полувагонов в 2015 году относительно 2014 года сократился почти в 2 раза при одновременном более чем трехкратном увеличении объема списания. Тенденция сокращения объема приобретения полувагонов при одновременном увеличении списания продолжилась и в I квартале 2016 года. Всего общий парк полувагонов с максимального значения в 563 тыс. ед., достигнутого в 2014 году, сократился до 497 тыс. ед. в I квартале 2016 года.

Продолжение ускоренного списания полувагонов при сохранении объема закупки на текущем уровне может привести к возникновению дефицита полувагонов. Однако в последние два года усиливается действие ряда технологических факторов, приводящих к снижению потребного парка. Среди них - увеличение скорости доставки и повышение качества взаимодействия участников процесса перевозки.

Так, в 2010-2014 годах оборот грузового вагона увеличился на 26,9% (с 13,4 до 17 суток), однако в 2015 году оборот грузового вагона сократился до 16,5 сут. При этом оборот полувагона в 2015 году по сравнению с 2014 годом сократился с 14,2 до 13,4 сут., а в марте 2016 года уже составил 12,8 сут. Таким образом, оборот полувагона с января 2014 года по март 2016 года сократился на 19% - с 15,8 до 12,8 сут. Также в последние два года произошло увеличение скорости и надежности доставки грузов и порожних вагонов: средняя скорость доставки груженой отправки в полувагонах увеличилась на 14,6% (с 370 до 424 км/сут), порожней – на 39,2% (с 230 до 320 км/сут).

Оптимизация же взаимодействия между портами, владельцами грузовых вагонов и ОАО "РЖД" позволила достигнуть в I квартале 2016 года показателя среднесуточной выгрузки в основных портах в 0,42 млн т/сутки (на 15,7% выше уровня I квартала 2014 года). При этом время нахождения полувагона под выгрузкой в портах за рассматриваемый период сократилось на 2,1%.

В результате, в январе 2014-марте 2016 гг. под воздействием разнонаправленных факторов (см. график) потребный парк полувагонов сократился на 54 тысячи единиц или 12,2%. Сокращение потребного парка вагонов при сохранении и увеличении грузооборота означает более эффективное использование основных производственных фондов и позволяет достичь экономии совокупных транспортных затрат в отрасли. По оценкам ИПЕМ, дальнейшее сохранение тренда на снижение потребности в полувагонах может в некоторой степени компенсировать потенциальный дефицит вагонного парка, вызванный ускоренным объемом списания и сохранением закупок новых полувагонов на низком уровне.

Печатная версия аналитического доклада "Грузовой железнодорожный транспорт России в 2010-2015 гг." будет представлена в рамках XI Международного железнодорожного бизнес-форума "Стратегическое партнерство 1520", который состоится 1-3 июня этого года в городе Сочи. 

Факторы изменения потребного парка полувагонов в январе 2014 – марте 2016 гг.

Факторы изменения потребного парка полувагонов в январе 2014 – марте 2016 гг.
Источник информации
Пресс-служба Института проблем естественных монополий
Опубликовано 01.06.2016