Тендер как двигатель автопрома

Андрей Безверхов


Борясь за право поставок санитарного автотранспорта по госзаказу, российские заводы занялись совершенствованием моделей, производственных процессов и товаропроводящих сетей. Больше других преуспел ГАЗ.


expert_21_01.jpgЕдва ли не каждую неделю из разных российских регионов приходят сообщения о том, что в рамках национального проекта "Здравоохранение" медучреждения получили из Нижнего Новгорода партию новых машин "скорой помощи". Начав с 50 автомобилей в апреле, их поставщик — Торговый дом "Русские машины" — уже в июле-августе намерен увеличить ежемесячный объем отгрузки до тысячи единиц, а к концу года медики получат в общей сложности 6723 машины. Началу поставок предшествовала показательная схватка между крупнейшими отечественными автохолдингами.

Тендер, объявленный в конце прошлого года Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию, мгновенно взбудоражил рынок: его участникам было предложено в 2006 году поставить государству свыше 6 тыс. машин "скорой помощи". Победа в конкурсе означала больше, чем простой коммерческий контракт.

Во-первых, это госзаказ, фактически инициированный на высшем уровне и в полной мере обеспеченный финансами. Во-вторых, заказ огромный: такой объем специализированных санитарных автомобилей в течение одного лишь года до сих пор не выпускал ни один отечественный производитель. В-третьих, речь шла только о первом этапе. Как рассказал "Эксперту" заместитель руководителя Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Валерий Сергиенко, еще два тендера на медицинский автотранспорт будут проведены в 2007−м и 2008 годах, поскольку парк карет "скорой помощи" в стране изношен в среднем на 70─75%. Это значит, что общая потребность в этой технике сегодня составляет 19 тыс. единиц, а значит, у победителя есть шанс выиграть новый конкурс, из чего, в свою очередь, следуют и дозагрузка мощностей, и обеспечение работой дилерских сетей, и существенный рост доли рынка в секторе корпоративных продаж.

Понятно, что в такой ситуации весьма престижно и заманчиво заполучить если не весь объем поставок, то хотя бы часть (на конкурс выставлялось четыре лота по типам санитарного транспорта). Поэтому в борьбу включились сразу восемь поставщиков машин и медицинского оборудования, включая дилеров ряда иномарок. Однако главным критерием стала совокупность цены автомобилей, укомплектованных по перечню Минздравсоцразвития, и стоимости их обслуживания, где зарубежные модели явно уступали. В итоге реальных претендентов на победу оставалось два: Группа ГАЗ и "Северсталь-Авто". Первая производит бестселлеры рынка — "Газели" и "Соболи", вторая — УАЗы, знаменитые "буханки".

Поединок на бездорожье

Впрочем, основная схватка развернулась только за два лота, посвященных поставкам полноприводных автомобилей: для транспортировки пациентов и проведения в дороге интенсивной терапии (это порядка 3,8 тыс. машин — свыше половины объема тендера). Один из представителей компании "Северсталь-Авто" в беседе с "Экспертом" заметил: "В том, что относится к моделям с задним приводом, для города, победа ГАЗа была почти предрешена — "Газели" в этой нише пока вне конкуренции. А что касается села и регионов с бездорожьем, то мы рассчитывали выиграть, ведь наш УАЗ уже давно зарекомендовал себя как надежная и неприхотливая машина".

Однако именно длинная жизнь уазовской "буханки" во многом и стала причиной поражения. Модели "далеко за тридцать", и, по свидетельству специалистов, она не соответствует сегодняшним стандартам "скорой помощи". Валерий Константинов, заместитель генерального директора компании "Самотлор-НН", осуществляющей выпуск сертифицированных автомобилей медицинского назначения, отмечает, что в стареньком УАЗе врачам работать крайне сложно: низко, тесно, негде разместить специальную мебель и оборудование. О тех же неудобствах говорили нам и медики, работающие на "скорой". А вот "Газель" достаточно просторна, и, более того, для медицинских нужд она идет в другой модификации: вместо обычной крыши ставится "колпак", благодаря которому салон "вырастает" в высоту, и большинство людей там даже может стоять в полный рост. Большие габариты позволяют оснастить машину всем необходимым. К примеру, карета интенсивной терапии включает свыше двадцати наименований оборудования, в том числе электрокардиограф, аппарат искусственной вентиляции легких, пульсоксиметр, реанимационный набор, два вида носилок, тележку-каталку, баллоны с кислородом и закисью азота. Плюс спецмебель: кресла для врача и фельдшера, откидная скамья, шкафы с полками, столик, умывальник.

Тем не менее никто не мог сказать уверенно, кто — ГАЗ или УАЗ — выйдет победителем, и оба конкурента стали делать все, чтобы предложить тендерной комиссии лучшие условия на модели повышенной проходимости. Борьба шла нешуточная: о ее ожесточенности свидетельствует то, что сроки подведения итогов конкурса оказались сдвинуты и принимать конечное решение комиссии даже пришлось в воскресный день. "Все материалы изучались нами крайне скрупулезно", — заметил в связи с этим начальник управления гражданских отраслей Федерального агентства по промышленности (Роспрома) Владислав Капустин.

В итоге все четыре лота общей стоимостью 3,6 млрд. рублей выиграл ГАЗ, сумевший снизить свои цены. "Эта компания гарантировала наилучшие ценовые параметры как на автомобили "скорой помощи", так и на их эксплуатацию, гарантийное и послегарантийное обслуживание, — пояснил "Эксперту" замглавы Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Валерий Сергиенко. — Благодаря этому мы смогли не только существенно увеличить общее число закупленных машин (изначально тендер предусматривал поставку 6060 автомобилей. — "Эксперт"), но и сэкономить почти 150 миллионов рублей, которые сейчас зарезервированы на приобретение порядка ста реанимобилей".

Тот факт, что за победу в конкурсе пришлось изрядно побороться, признают и газовцы. Горьковский автозавод не только привел все модификации "Соболей" и "Газелей" к условиям конкурса, но и тщательно перепроверил свою производственную и сбытовую цепочки. В результате были найдены резервы: снижены издержки, доработаны процессы производства, оптимизированы условия приобретения спецоборудования для "скорой", улучшена логистика. Впрочем, в Группе ГАЗ считают, что не меньшую роль сыграла и конструкция автомобилей. "Тендерная комиссия смогла убедиться, что теперь технические характеристики полноприводной "Газели" не только не уступают, но по некоторым параметрам и превосходят ульяновские модели, — подчеркивает заместитель управляющего директора Торгового дома "Русские машины" Олег Марков. — У ГАЗа есть лицензия на производство медицинской техники, и он может выпускать ее как на стандартном шасси, так и в версии с полным приводом".

И снова в бой?

expert_21_02.jpgЕсли сравнить итоги тендера по автотранспорту с другими конкурсами национального проекта "Здравоохранение", то выяснится, что он стал единственным, где весь заказ пришелся на отечественного производителя (к примеру, доля импорта в поставках электрокардиографического оборудования составит 90%, ультразвукового — 91%, эндоскопического — 83%, только российские производители рентген-аппаратов смогли отвоевать себе две трети поставок). Но гарантирует ли это предприятиям российского автопрома монополию на будущее?

Судя по всему, спокойной жизни им никто не обещает. Прежде всего держать всех претендентов "в тонусе" старается организатор тендеров — Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию. "Сегодня мы не исключаем, что на втором и третьем этапах в ближайшие два года в борьбу всерьез включатся поставщики иностранных машин, — заявил Валерий Сергиенко. — Возможно, они тоже смогут предложить проекты, привлекательные по соотношению цены и качества". (Ряд экспертов полагает, что у зарубежных брендов есть шансы в секторе реанимационных автомобилей, в том числе машин неонатальной реанимации — для транспортировки тяжелобольных новорожденных.)

Действительно, масштаб поставок реанимобилей куда меньше, нежели заказ на массовые виды карет "скорой помощи" — для линейной службы и интенсивной терапии. И здесь иностранцы наверняка вновь попытаются поспорить с россиянами (в прошлом тендере участвовала фирма "СП Моторс", которая бралась оснастить медицинским оборудованием около 300 автофургонов немецких и американских марок).

Впрочем, ряд дилеров зарубежных автопроизводителей проповедует иной подход: они считают, что улучшать российское здравоохранение можно и за счет развития частных клиник, страховой медицины, корпоративных медико-санитарных частей — скажем, нефтяных и газовых компаний, крупных комбинатов. "В этом случае ресурсы государства могут быть аккумулированы в городских и сельских медучреждениях, а общий уровень услуг заметно возрастет, — поясняет Владимир Герасимов, коммерческий директор компании "Германика" — официального дилера Volkswagen и одного из крупнейших участников рынка специализированного автотранспорта. — Мы, например, предлагаем три модификации микроавтобусов Volkswagen, которые без медоборудования стоят в два-два с половиной раза дороже российских машин. Однако крупные частные клиники готовы платить такие деньги как за комфорт и более высокий ресурс эксплуатации автомобилей, так и за престиж".

Включившись в направление спецтранспорта не так давно, чуть меньше года назад, "Германика" сейчас серьезно занимается маркетингом, в том числе медицинских автомобилей. Нужно понять, говорят в компании, какова емкость этого рынка по стране, как станет развиваться спрос в дальнейшем, что, например, может измениться в связи с ростом количества дилеров зарубежных брендов. Скажем, сейчас в России действует 44 официальных дилера Volkswagen, но в ближайшие годы их число должно дойти до 110. Соответственно, в регионах квалифицированный сервис станет более доступным, равно как и сами машины. Тем же путем идут и основные конкуренты: Ford, Mercedes-Benz, а это значит, что нынешняя — подавляющая — доля отечественных производителей со временем начнет сокращаться.

Подобный вариант развития событий рассматривают и российские заводы, которые к тому же конкурируют между собой. Сейчас каждый игрок готовит встречные шаги для укрепления своих позиций в секторе нерозничных продаж. Так, на УАЗе думают, за счет чего можно уменьшить цену на машины к следующему тендеру. "Одно из вероятных направлений — плотная работа с нашими поставщиками, снижение затрат на комплектующие", — сказал "Эксперту" представитель "Северсталь-Авто". Кроме того, специалисты полагают, что в Ульяновске "держат в рукаве" еще один серьезный козырь: карету "скорой помощи" на базе нового поколения УАЗов (по крайней мере, есть информация, что автозавод вместе с одной из крупных отечественных компаний по оснащению автомобильных шасси медицинским оборудованием ведет такие разработки и в результате может получиться куда более качественный, чем ныне существующие, продукт).

ГАЗ, в свою очередь, продолжит совершенствовать модельный ряд машин для медицины, куда уже сейчас входят "Газель", "Соболь", "Волга" и "Садко". Во-первых, речь идет о расширении линейки версий с полным приводом, что оказалось важным аргументом в первом тендере в борьбе за лот на "скорые" для сельской местности (причем рассматривается даже вариант сверхвездехода — на гусеничном ходу). Во-вторых, в Нижнем еще раз намерены проанализировать, как можно снизить себестоимость карет реанимации, включая неонатальные. Наконец, компания рассчитывает на рыночные механизмы. "Доля автомобилей ГАЗ в парке российских медучреждений уже сегодня составляет около 70 процентов, к тому же у нас действует разветвленная сервисная сеть по всей стране, на всей ее территории мы гарантируем единые стандарты и цены на обслуживание и запчасти, — рассказал "Эксперту" директор департамента внешних связей Группы ГАЗ Владимир Торин. — А после того как ГАЗ поставит почти семь тысяч новых санитарных машин в регионы, число корпоративных клиентов серьезно возрастет, и мы рассчитываем на их лояльность в будущем".

Стремление компаний выиграть новый тендер и получить заказ понятно: как нам стало известно, второй конкурс на поставки "скорой помощи" в следующем году будет "стоить" еще больше — 3,9 млрд. рублей, и Минздравсоцразвития планирует по его итогам закрыть потребности своих учреждений в санитарном автотранспорте уже как минимум на 75%.

Источник информации
Опубликовано 15.06.2006