"Уралвагонзавод" получит чешскую помощь

Алексей Виноградов


Подписан контракт о кредитовании модернизации предприятия

ФГУП "ПО "Уралвагонзавод им. Ф. Э. Дзержинского" (УВЗ, г. Нижний Тагил) подписало с Czech Export Bank (CEB) и фирмой Alta (Брно, Чехия) рамочный договор о финансировании поставок чешского оборудования для модернизации производственных мощностей УВЗ. Согласно этому документу, до 2009 г. УВЗ имеет право заказать машиностроительным предприятиям Alta оборудование на 40% от общей суммы контракта (почти 300 млн. евро), а остальное заказать у другого производителя в ЕС. Другой договор, также подписанный в рамках визита торгово-промышленной делегации Свердловской области в Прагу, предполагает в те же сроки поставки чешской стороне 3,5 тыс. полувагонов УВЗ на сумму почти в 100 млн. евро. Поставки частично пойдут на обеспечение кредита по первому контракту.

УВЗ – один из крупнейших в России производителей техники военного (танки, БТР и т. д.), а также гражданского назначения. В частности, он занимает более 40% российского рынка железнодорожного подвижного состава. В 2004 г. только в рамках одного контракта с ОАО "РЖД" предприятие произвело 14 тыс. полувагонов. К 2010 г. предполагается производить до 30 тыс. единиц подвижного состава, в том числе цистерн, которые становятся все более востребованными на рынке в свете растущих железнодорожных поставок нефти в Китай.

УВЗ остро нуждается в модернизации своего производства. Программа технического перевооружения предприятия предусматривает переоборудование литейного и мартеновского цехов, создание линии производства вагонных осей и т. д. Для этих целей предприятие в октябре прошлого года через свою дочернюю компанию вышло на рынок облигаций, разместив четырехлетний заем объемом 2 млрд. руб. Вскоре планируется и размещение нового займа объемом 3 млрд. руб. В 2006-2007 гг. предполагается акционирование предприятия, и в форме ОАО оно сможет уже выходить на долговой рынок напрямую. Не все детали соглашения с чешской стороной известны. Дозвониться в среду вечером в Нижний Тагил не удалось, в московском и петербургском представительствах УВЗ не смогли уточнить параметры документа, ссылаясь на то, что он "согласовывался и был подписан международным управлением завода". Однако ранее гендиректор УВЗ Николай Малых говорил, что ставка чешского кредита будет ниже 6%, а первый транш в размере около 15 млн. долл. "будет предоставлен под 4,38% с маржой кредитной организации".

Переговоры о выделении кредита и обеспечении по нему шли с середины прошлого года, и сейчас еще нет окончательного соглашения по нему (подписанный договор носит рамочный характер). Тем не менее аналитики полагают, что до реализации этого соглашения, по-видимому, недалеко. "В соглашении заинтересованы обе стороны, – сказал RBC daily Геннадий Суханов из ИК "ЦентрИнвест Секьюритис". – Так, чехам (для отгрузки, например, руды) нужны наши полувагоны. Это достаточно простая и недорогая техника, которая поставлялась в ЧССР и в советские годы и потребность в которой сейчас удовлетворить можно только за счет "постсоветских" заводов: Siemens, Skoda и прочие европейские производители сосредоточились в более "высокотехнологичных" сегментах".

Техника, которая будет поставляться в Чехию с Урала, впрочем, несколько усложнена по сравнению с советскими образцами. Поставляемая модификация будет отличаться от обычной такого класса (12-132) не только дополнительными цифрами – 02, но и спецопрокидывателем. "Такая вроде бы небольшая деталь означает резкое расширение возможностей поставок УВЗ, причем не только на экспорт, но и российским транспортникам, – сказал RBC daily бизнес-директор компании "Развитие бизнес-систем" Александр Либеров. – Впрочем, "чешские" вагоны будут иметь и европейский размер колеи. В любом случае УВЗ имеет возможность занять значительные ниши, по тем или иным причинам полупустые в Европе. Чешский кредит, как и облигационные займы, безусловно, помогут занимать эти ниши активнее".

"Насколько известно, усовершенствование полувагонов 12-132 происходит с помощью самих чехов, которые имеют соответствующие ноу-хау и, что немаловажно, многолетний опыт работы с нашими производителями, – говорит начальник аналитического отдела ИК "Проспект" Наталья Одинцова. – Не так уж сложно переоборудовать эту продукцию и под европейскую колею, тем более что такой опыт у наших предприятий имеется. Хотя "европеизация" и удорожает производство, все равно наши полувагоны будут по соотношению цена – качество выигрывать у чешской и немецкой техники. Особенно там, где требуется перевозка простых слабораспыляемых и неопасных навалочно-насыпных грузов вроде руды, угля, некоторых видов химической продукции. Экспорт более сложной техники – задача, видимо, отдаленного будущего, пока важно с чего-то начать".

Источник информации
Опубликовано 12.05.2005