В автопроме начались массовые увольнения

Владимир Суханов


В российской автомобильной промышленности работает слишком много сотрудников, полагают аналитики

На "ИжАвто" началось массовое сокращение штатов. Как сказали RBC daily в отделе кадров автозавода, до конца года будет уволено около четырех тысяч сотрудников. Руководство "ИжАвто" не скрывает, что завод оказался в сложной ситуации, и увольнения являются вынужденной мерой, призванной сохранить стабильность экономики предприятия. Аналитики полагают, что ситуация с "ИжАвто" отображает общую тенденцию развития отрасли в целом.

Ижевский автозавод (ОАО "ИжАвто") входит в структуру группы "СОК". С 2000 года на предприятии проводилась модернизация производства, и сегодня оно имеет пять ведущих производств: прессово-штамповочное, сварочно-кузовное, окрасочное, сборочное и по выпуску пластмассовых деталей. В 2004 г. на ОАО "ИжАвто" было произведено 96 497 автомобилей. За последние четыре года общий объем инвестиций в развитие автозавода составил 1 млрд 700 млн руб. В 2005 г. на Ижевском автозаводе всего планируется произвести порядка 90 тысяч автомобилей, с учетом 8 тысяч автомобилей KIA Spectra, производство которых начнется в августе. Также в 2005 г. будет произведено 8,5 тысяч машинокомплектов ВАЗ (в основном ВАЗ-21043) для поставок на Украину.

В первом квартале текущего года Ижевский автозавод, как и большинство предприятий российского автопрома, столкнулся с тем, что объем продаж автомобилей постепенно снижается. А это повлекло за собой и уменьшение объемов выпуска продукции. За три месяца с конвейера "ИжАвто" сошло 17 тысяч автомобилей против 23 тысяч за аналогичный период прошлого года.

Как сказали RBC daily на предприятии, "самой главной нашей проблемой сегодня являются не иномарки, а государственная политика в отношении монополистов". Так, за последние четыре года цены на входящие ресурсы, необходимые для производства автомобиля (сырье, энергоносители, транспорт, закупаемые комплектующие), выросли почти в два раза. В то время как автомобили "ИжАвто", к примеру, подорожали лишь на 30%. "Такой дисбаланс неизбежно приводит к вымыванию оборотных средств, – сказали в пресс-службе компании. – Отсутствие резерва для снижения цен и падение спроса на российские машины вызвало сокращение производства на отечественных предприятиях. Автозаводы фактически не могут себе позволить ни снизить цены без риска обанкротить предприятие, ни вложить средства в обновление технологии и радикальное улучшение потребительских свойств автомобилей. В итоге некоторый рост объемов производства российского автомобилестроения сопровождается ежегодным снижением инвестиций в основной капитал". В создавшейся ситуации каждое предприятие автопрома вынуждено искать свой рецепт выживания. "Оптимизация численности персонала – из этого же смыслового ряда", – добавили в пресс-службе.

Речь идет о достаточно большом количестве сотрудников. Как сказали RBC daily в отделе кадров "ИжАвто", всего будет сокращено около 4 тысяч работников. "Эти люди будут трудоустроены на других предприятиях республики, – сказал нам вице-мэр Ижевска Сергей Протозанов. – Мы создали специальный координационный совет, который взаимодействует с руководством завода".

Опрошенные RBC daily аналитики полагают, что сокращение численности сотрудников на российских предприятиях – закономерный процесс. Машиностроение – это очень технологичный процесс, и по мере автоматизации производства неизбежны и массовые увольнения. "У "ИжАвто" проблемы начались раньше всех остальных заводов, еще осенью прошлого года, – напоминает аналитик ИК "ЦентрИнвест" Геннадий Суханов. – Происходит снижение производства, и, как результат, менеджмент компании оптимизирует расходы и сокращает персонал. Совершенно очевидно в данном случае, что сокращение спроса носит не сезонный, а фундаментальный характер". Более того, уверен аналитик, если не прибегать к таким крайним мерам, под угрозой окажется весь производственный процесс.

В то же время нельзя не учитывать тот факт, что от рентабельности такого предприятия, как "ИжАвто", во многом зависит состояние экономики региона. "ИжАвто" – крупнейший работодатель и крупнейший налогоплательщик республики: из 1 млрд 46 млн руб., уплаченных предприятием во все уровни бюджета и внебюджетные фонды, 309 млн составил единый социальный налог и еще 123 млн выплачено подоходного налога. По словам Алексея Офицерова, вице-президента группы "СОК", "путь к выживанию и росту прибыльности предприятия – в повышении производительности и выработки". И уже в прошлом году прибыль "ИжАвто" составила 141 млн руб. Из них, согласно решению акционеров, 22 млн направлено на реализацию положений коллективного договора. Остальная сумма пойдет на погашение убытков прошлых лет.

"В 2005 году мы планируем сохранить уровень прибыли, – сказал финансовый директор ОАО Евгений Страхов, – однако не планируем роста доходности предприятия. Именно на 2005 год приходится большинство финансовых вложений в реализацию проекта KIA Spectra". Несмотря на то что проект, согласно плану, окупится только через несколько лет, его реализация чрезвычайно важна для предприятия.

Источник информации
Опубликовано 19.05.2005