Развитие станкостроения в Южной Корее

Машиностроение в мире является ведущей отраслью и составляет 1/3 объема всей промышленной продукции в мире. В значительной степени эта отрасль определяет направление научно-технического прогресса. Ее конечным продуктом является более 1 млн. видов оборудования для всех существующих отраслей хозяйств. Также машиностроение работает и на удовлетворение потребностей каждого индивидуального потребителя, однако без развития в экономике это невозможно осуществить.

На протяжении нескольких десятилетий весь мир наблюдал за рядом развивающихся стран, которые демонстрировали настоящие "экономические чудеса", и за короткое время занимали лидирующие позиции в различных сферах деятельности, в том числе и в машиностроении. В 60-70-х гг. эти страны объединились в отдельную группу под называнием "Новые индустриальные страны". Среди них находится и Южная Корея. Послевоенное время с Северной Кореей, эта страна была настолько экономически, отсталой, что ее ВВП на душу населения не достигал и 100 долларов.

Первым шагом правительства были мероприятия по ликвидации неграмотности и проведение аграрной реформы, согласно которой земля перешла в частную собственность. Второй шаг был самым радикальным. Благодаря помощи США 1960-х гг. в стране началась индустриализация. Первым делом она захватила легкую промышленность, а уже к 70-х гг. она перешла в тяжелую промышленность, где в числе первых стали развиваться химическая, машиностроительная и металлургическая отрасли. Большие конгломераты в промышленности получали поддержку от государства в виде субсидий. Макроэкономическая политика страны укрепляла финансовые возможности компаний: выпускались новые законы, содействующие росту отраслей промышленности и станкостроения; финансовая поддержка была легализованной, а процесс контроля продукции лишь улучшал качество выпускаемых станков. Также ежемесячно проводились совещания, на которых президент страны ставил крупным конгломератам ориентировочные экспортные задания. Эти меры и законы были отменены в 90-х гг., когда компании уже перестали нуждаться в дополнительной поддержки, и укрепили свои позиции на международном рынке.

В Корее стал отмечаться быстрый рост производства станков, что было связано с расширением внутреннего рынка. Корейское станкостроение было обеспечено мощной основой для дальнейшего развития и повышения спроса на продукцию благодаря мощным капиталовложениям и успешному выполнению планов по экономическому развитию страны. Самые высокие показатели спроса отмечаются в 80-90-х гг. прошлого века, когда большинство потребителей станочного оборудования начали проводить модернизацию своих предприятий с целью наращивания производительности труда. Правительство активно поддерживала предприятия и с 1975 года до начала 90-х гг. спрос на станки увеличился примерно на 26% ежегодно.

Но, по-прежнему качество корейской продукции станкоинструментальной отрасли оставляло желать лучшего и уступало промышленно-развитым странам. Производство было ограниченным и по ассортименту продукции и по ее объему. В итоге, больше половины всего спроса на станки удовлетворялась за счет импортного оборудования. Но в дальнейшем структура спроса стала быстро изменяться, так как начали развиваться новые отрасли и подотрасли, потребляющие продукцию станкостроения. Потребность в станках начала расти, предприятиям требовались специализированные и высокотехнологичные станки и оборудование нового поколения. Особенно остро промышленность нуждалась в станках с ЧПУ, а также в автоматических станочных линиях, которые отличались очень высокими показателями точности и производительности.

Вместе с ростом объемов производства станкоинструментальной отрасли расширялся и ассортимент. В основном на рынок поступают станки корейских производителей общего назначения и с низко технологичным программным управлением: фрезерные, шлифовальные, сверлильные и токарные станки, многоцелевые центры обработки, фрезерные станки с ЧПУ и т.д.

Доля национального производства в 1990-2000 гг. постоянно росла, доля экспорта станков и машин соответственно увеличивалась. На сегодняшний день корейские производители способны производить сложнейшие агрегаты, им принадлежат изобретения мирового масштаба. Вступление в ВТО открыло для Кореи новые рынки сбыта своей продукции и возможности для новых плодотворных союзов со многими развивающимися и развитыми странами.

Еще одним фактором успеха корейского машиностроения стала тактика заимствования зарубежных технологий. Начиная с 80-х годов, корейское правительство привлекает в свою страну иностранные инвестиции и современные технологии. Это сыграло свою роль в приобщении южнокорейской экономики к достижениям НТР. Чтобы внедрить на своих предприятиях современные технологии требовалось приобретать у соседей соответствующую технику. Большую долю в закупках составляли электроприборы, аппаратура, транспортное и машинное оборудование, используемое непосредственно в производственных процессах. Приобретение оборудования и станков, как правило, сопровождалось покупкой прав на использование технологических процессов. С каждым годом потребность в них увеличивалась. Начиная с 1962 года, за 20 летний период была заключена 2281 сделка по перекупке технических "ноу-хау".

Основная часть сделок по приобретению производственного оборудования у зарубежных производителей заключалась с японскими партнерами. Удельный вес японского оборудования был доминирующим. Лишь за 10 лет Япония заработала, таким образом, сотни миллионов долларов. На втором месте по объемам закупок у стран импортеров находилась США. Зависимость от импорта этих двух стран росла, и правительство решило незамедлительно диверсифицировать источники поступления технологий и техники.

В 1979 году в Корее начали действовать новые правила по привлечению иностранных технологий. В свете высоких требований к импортным закупкам, у корейских компаний появился новый стимул к повышению качества станкостроительной отрасли, которое позволило бы выйти им на международную торговую арену.

Заимствуя технологии у других стран, Южная Корея смогла выйти на лидирующие позиции во многих сферах деятельности, например на 2 место по судостроению. Станкостроение Кореи 2006 года характеризуется диверсифицированной линейкой продуктов, выпускаемых в небольшом количестве. В основном производилась стандартизированная продукция, но время от времени приходилось вносить ряд изменений и модифицировать ее, чтобы удовлетворить потребности потребителей, возникающие в разных отраслях и сферах. Однако и диверсификации также требуется технологическая модернизация, чего по-прежнему производителям недостает. Большая часть из них специализируется на выпуске стандартизированных обрабатывающих центров и токарных станков с программным управлением, что вызывает большую конкуренцию в группе отечественных производителей. В 2006 году объем экспорта станков и обрабатывающих центров составил 700 млн. долларов.

По данным 2010 года Корея достигла высоких промышленных показателей. По производству металлообрабатывающих станков Корея обгоняет США, увеличив свои показатели на 63%, по доли экспорта она вышла на седьмое место, по импорту и потреблению занимает четвертые места. Сегодня Южная Корея стала частью мировой структуры машиностроительной отрасли.

Справка

Владимир Сметана является вице-президентом по стратегическому развития ГК ФИНВАЛ.
- Кандидат философских наук, PhD, МВА
- Член Подкомиссии дистрибьюторов станкоинструментальной отрасли при Комиссии по развитию конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса Общероссийского отраслевого объединения работодателей "Союз машиностроителей России".
- Член экспертного совета по развитию конкуренции в сфере машиностроения ФАС РФ
Источник информации
Сметана В.В., Вице-президент по стратегическому развитию ГК ФИНВАЛ
Компании
Опубликовано 04.05.2012