Почему "буксует" автопром

В последнее время на автомобильных рынках всего мира наблюдается не катастрофический, но вполне устойчивый спад. Новости мирового автопрома приходят чуть ли не как весточки с "поля боя": сокращается производство автомобилей, автопроизводители увольняют рабочих и пытаются продать свои производственные мощности, а то и вовсе какая-либо компания становится банкротом.

А причина вовсе не в безработице, а следовательно, не в снижении покупательной способности, причина вообще довольно удивительна – это скидки! Да-да, именно скидки, бонусы и прочие приятные "ништячки", которыми дилеры заманивают потенциальных владельцев новеньких автомобилей. Результат "кровавых" войн скидок сейчас очень хорошо заметен в Европе. Падение продаж буквально загоняет автопроизводителей в угол – они вынуждены идти на финансовые уступки ради сбыта продукции, а это, в свою очередь, приводит к уменьшению маржи. Покупателям же такая ситуация только на руку, народ нынче грамотный, за новостями следит и, естественно, в курсе непростой ситуации, сложившейся в сфере автомобилестроения. И все больше покупателей ждут скидки даже тогда, когда продавцы не имеют никакой возможности снизить цену на автомобиль.

Но это Европа, а мы же в России – что страшного-то? Основная проблема все в том же – "войны скидок". Отличный рост российского автомобильного рынка в 2011 и 2012 годах закончился плавным спадом в 2013 году. До перенасыщения рынка машинами, как в Европе, пока еще далеко, но не настолько, насколько кажется. Пока в России скидки предлагаются либо на устаревшие модели, либо на те машины, у которых не за горами выход преемника. При этом грамотная политика автокредитования, ограниченность моделей, на которые предоставляется скидка, в некотором роде помогают предотвратить европейский вариант кризиса автопроизводителей. В то же время высокая конкуренция на рынке, обилие различных моделей авто и падение продаж постепенно приводят к тому, что автопроизводители вынуждены понемногу снижать цены на свою продукцию и восполнять убытки через техобслуживание уже проданных машин. Ну а большие скидки в течение продолжительного периода времени неизбежно приведут к тому же, что случилось в Европе: покупатели привыкнут к низким ценам, и производителям гораздо труднее будет выйти хотя бы на тот же уровень маржи, что был в 2011–2012 годах.

Опять же, по сравнению с Европой, России подобный кризис автомобильного рынка может грозить серьезными последствиями для отечественых автопроизводителей. Если крупные европейские автопроизводители могут снижать цены на конечную продукцию, компенсируя убытки продажами автомобилей в развивающихся странах типа Китая или Индии, то российским автопроизводителям отступать просто некуда и восполнять возможные убытки практически нечем.

Несмотря на сложные перипетии развития автомобильных рынков и различные "игры" автопроизводителей, простым российским автомобилистам паниковать еще рано, достаточно просто быть настороже. Чтобы не быть голословными, приведем статистику аналитической компании JATO Dynamics, согласно которой реализация автомобилей марки Ford выросла на 10,4%, автомобилей Renault – на 3,5%, а единственная компания, чьи продажи продолжают падать, – это Volkswagen, который, невзирая на это обстоятельство, все же остается лидером продаж. Таким образом, можно увидеть, что самые популярные среди россиян бренды по-прежнему остаются популярными, и глобальных скидок на машины этих автопроизводителей в ближайшее время ожидать не стоит.
Опубликовано 17.10.2013