Поиск на Портале
НОВОСТИ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Обновлено: 22 сентября 2017 г.
Владимир Гутенев поздравил работников машиностроительной отрасли с Днем машиностроителя
Новые производители вошли в Ассоциацию "Росспецмаш"
В Жуковском отрыт архитектурный комплекс "Создатели авиации России"
Размеры субсидий на газомоторную технику и число газовых заправок нуждаются в росте
В АО "Рособоронэкспорт" обсудили проблемы нормативно-правового обеспечения развития прикладной науки
РЭЦ поддержит российских производителей на выставке АГРОСАЛОН 2018
Комитет НП "ОПЖТ" по координации локомотивостроения и их компонентов обсудил вопросы развития тепловозостроения
Законопроект об уменьшении размера обеспечения исполнения контракта будет особенно полезен для машиностроительных предприятий
Власти Марий Эл попросили Дмитрия Медведева продлить действие Программы льготного приобретения сельхозтехники
Владимир Гутенев поздравил работников оборонно-промышленного комплекса c Днем оружейника
Участник Национальной научно-технической конференции создал панорамную систему, применимую в поисково-спасательных операциях
В Омске пройдет конференция Минпромторга "Развитие радиоэлектроники – основа будущего России"

Все новости >>

Направления деятельности
      Корпоративное управление
      Маркетинг
      Разработка
      Производство
      Снабжение
      Продажи
      Сервисное обслуживание
      Поддержка деятельности

Опубликовано: 25 мая 2005 г.

Как автоматизировать ремонты и техническое обслуживание

  комментариев: 1   просмотров: 4772

Источник информации: www.cio-world.ru

Дмитрий Шехватов

 

 

Для компаний, где основной капитал эксплуатируется интенсивно, незапланированный простой оборудования оборачивается убытками. Информационные системы, ставшие в последнее время одним из самых действенных инструментов повышения эффективности производства и снижения издержек, позволяют, в том числе, снизить затраты на модернизацию и поддержание парка оборудования в работоспособном состоянии. Синхронизировать производственные процессы таким образом, чтобы избегать незапланированных сбоев, подбирать соответствующих специалистов для работ, снижать количество ремонтов и составлять график обслуживания или замены оборудования так, чтобы основное производство пострадало как можно меньше, помогает технология ЕАМ. 

 

Решения класса EAM в России менее известны, чем ERP- или CRM-системы. Но это не умаляет их значимости. Управление основными фондами (именно так переводится на русский язык расшифровка аббревиатуры EAM — enterprise asset management) напрямую связано с техническим обслуживанием и ремонтами (ТОиР) — жизненно важной областью деятельности энергетических и транспортных компаний, добывающих и оборонных предприятий, автосервисов и операторов связи. Более того, в таких системах, как SAP R/3 и IFS Applications, EAM-функциональность напрямую интегрирована со стандартными модулями ERP, будучи, таким образом, дополненной финансовыми, производственными и прочими модулями.

 

Аббревиатура EAM была введена в конце 1990-х годов аналитической компанией Gartner Group, подобно «стандартизованным» ранее системам MRP, MRPII и ERP. Впрочем, реальным стандартом в его классическом понимании EAM не является, хотя существуют устойчивые управленческие методологии, которые и лежат в его основе.

 

Интегрированные системы управления основными фондами явились логическим развитием компьютерных систем управления ремонтами (computerized maintenance management systems — CMMS), существующих уже более 20 лет. Основное предназначение CMMS — это сокращение затрат на обслуживание оборудования и повышение производительности (коэффициента готовности).

 

Рассмотрим функциональность типовой CMMS-системы, а затем и расширенную функциональность системы класса EAM.

 

CMMS обеспечивает поддержку следующих возможностей:

 

·         ведение регистра оборудования, технических установок, агрегатов и их компонентов;

·         регистрация технических данных, спецификаций для установки, ремонта и обслуживания оборудования;

·         планирование основанных на календаре предупредительных ремонтов и генерация наряд-заказов;

·         планирование и диспетчеризация исполнения наряд-заказов;

·         отчетность о выполнении наряд-заказов — объемы работ, рабочее время, использованные материалы и понесенные затраты;

·         управление складским хозяйством, возвратом материалов и запасными частями;

·         управление снабжением материалами, запасными частями и внешними подрядчиками;

·         стандартная отчетность и статистика;

·         контроль доступа пользователей к системе.

 

CMMS-система управляет и поддерживает только наряд-заказы. В отдельных системах поддерживаются элементарные бизнес-процессы, однако они обычно жестко зашиты в ядро системы и используются только для управления наряд-заказами.

 

EAM-системы обеспечивают всю ту же функциональность, что и CMMS (порой даже более продвинутую), равно как и много других возможностей:

 

·         проектирование процессов технического обслуживания и модернизации оборудования;

·         управление поставками оборудования и управление монтажом;

·         предупредительное обслуживание, основанное на условиях (ремонт по состоянию). Продвинутые ЕАМ-системы интегрируются с системами нижнего уровня (АСУ ТП), позволяя получать от них данные, на основе которых проводится анализ необходимости выполнения тех или иных ремонтных/профилактических работ;

·         управление людскими ресурсами (персоналом) — контроль и управление доступностью ремонтного персонала, анализ квалификации, соответствия требуемой компетенции, учет посещаемости;

·         сбор данных — штрих-коды, внешние датчики;

·         экспорт данных в другие программы (например, табличные процессоры, аналитические средства);

·         расширенный контроль доступа, основанный на ролях доступ к выбранным функциям и данным (обновление или только чтение), необходимость получения авторизации для выполнения отдельных операций;

·         процедуры одобрения/подтверждения/контроля, основанные на ролевом доступе;

·         продвинутое планирование и диспетчеризация наряд-заказов. Интеграция с системой управления персоналом;

·         полная регистрация всех транзакций в финансовой системе по всем процессам — снабжению, складским операциям, проектным работам;

·         полная регистрация всех расходов на ремонтные работы (материалы, время, трудозатраты) и сравнение их с запланированными;

·         управление складскими запасами — пополнение материалов на основе потребностей наряд-заказов, заказов снабжения, запланированных отпусков и уровней складских запасов;

·         управление документооборотом — по меньшей мере, возможность оперативного доступа к электронным документам, связанным с оборудованием, наряд-заказами и регламентами проведения ремонтных работ;

·         управление персоналом — управление и контроль обслуживающего и ремонтного персонала, квалификации, доступности, компетенции.

 

Основное отличие между CMMS- и ЕАМ-системами заключается в том, что последние управляют всем жизненным циклом оборудования, начиная с проектирования, изготовления, монтажа и сборки и, далее, последующего обслуживания, сервисных и профилактических работ, модернизации, реконструкции и списания. В рамках этих активностей ЕАМ обеспечивает поддержку всех бизнес-процессов.

 

ЕАМ-система включает в себя также систему поддержки принятия решений, например систему мониторинга эффективности работы оборудования (основанную на доступности, эффективности и качестве).

 

Результаты внедрений ЕАМ-систем в мире свидетельствуют об их чрезвычайно высокой отдаче. Подавляющее большинство проектов окупается менее чем за полтора-два года. Типовым является сокращение на 20% и более затрат на ремонтные работы. Для крупных предприятий экономия может составлять миллионы долларов (например, согласно данным MSI Magazine, нефтеперерабатывающий завод Holly Corp из Далласа сообщил об экономии в 1,2 млн. долларов).

 

ЕАМ-системы достаточно легки во внедрении и не вызывают таких сложностей, как, например, внедрение MRP-планирования на производстве. Неудачные проекты фактически отсутствуют. Это во многом объясняется тем, что даже внедренная в минимальном объеме система уже дает значительный эффект.

 

Хорошо описанный регистр оборудования, ведение истории всех неисправностей и ремонтных работ в единой системе, отказ от журналов регистрации неисправностей (данные сразу заносятся в систему) — все это резко улучшает качество работ, связанных с планированием наряд-заказов, снабжением и отчетностью.

 

Существует ряд проблем, затрудняющих внедрение таких систем на российских предприятиях. Они достаточно очевидны. Одна из главных — так называемая задача паспортизации: для ведения регистра оборудования необходимо иметь на него всю документацию. По ряду причин этой документации может не быть. Например, автору приходилось сталкиваться со следующими ситуациями: а) агрегаты находятся в работе более 70 лет, документация рассеяна, а на некоторые блоки отсутствует вовсе, ремонты производились собственными силами, никто подобную технику уже больше не поддерживает; б) оборудование получено по репарациям из Германии, документация отсутствует, предприятия, которое выпускало это оборудование, не существует со времен Второй мировой войны; в) бывшее в употреблении оборудование куплено как списанное у одного из европейских заводов, а на момент модернизации западного предприятия никто не беспокоился о возможности повторной продажи техники; г) документации не осталось.

 

Как видно из этих примеров, проблемы возникают из-за использования старого, изношенного оборудования. Такой случай типичен для многих российских предприятий. Однако это не делает задачу безнадежной, просто процесс ввода в систему осмысленного описания агрегата становится более трудоемким. Примером другой проблемы является создание подходящего классификатора. Подобная задача не уникальна для России. Важно понимать, что готовых удобных классификаторов не существует. И что самый удобный — это тот, что был разработан именно для данной организации.

 

Если окинуть взглядом мировой рынок ЕАМ-систем, то такие решения предлагает более сотни компаний-разработчиков. К ведущим из них обычно относят MRO Software, IFS, Indus, SAP, Intentia и Mincom. Indus в основном распространена в Северной Америке, IFS — в Европе, Mincom — в Азии, а SAP — в Латинской Америке. Для средних предприятий Gartner Group считает лидерами системы Intentia, IFS и MRO Software, для крупных — SAP и IFS. Согласно ARC, лидером на платформе Oracle является IFS, на MS SQL ServerMRO Software, на прочих СУБД — Intentia.

 

В целом, затраты на ремонты, потери от простоев и поломок на российских предприятиях настолько велики, что внедрение EAM-систем представляется едва ли не безусловно необходимым. Реальная же практика такова, что предприятия, приступая к программе комплексной автоматизации и приобретая тяжелое ERP-решение, начинают с бухгалтерии и финансов, «увязая» в процессе внедрения на долгие годы. Разумеется, финансовыми потоками лучше управлять с помощью компьютерной программы, однако какой ценой? Возможно, эффективней было бы выделить те управленческие цепочки, где внедрение очевидно принесет прибыль, а главное, риск неудачного или затянутого внедрения невысок. И в этом контексте автоматизация технического обслуживания и ремонтов представляется делом весьма привлекательным.

             
         Добавить в Google Reader  Читать в Яндекс Ленте

Комментарии читателей


Ходченков Евгений
сообщение оставлено 18.02.2009 в 15:08
 

Дмитрий, а вы можете раскрыть тему управления надежностью оборудования с помощью RCM2?


Опубликуйте свой комментарий

Фамилия:*
Имя:*
Отчество:
E-mail:
Ваш комментарий:
Отправить >>
Подписка на новости машиностроения
Для подписки на почтовую рассылку Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Последний выпуск
НОВОСТИ КОМПАНИЙ
22.09.2017
День предприятия "Швабе" отмечен запуском уникального литейного производства
Завершились очередные испытания современной лесозаготовительной техники Онежского тракторного завода
Металлоинвест повысил производительность установки металлизации №2 на ОЭМК
Зульцер Хемтех расширяет производство в России
Ижорские заводы заключили контракт на поставку оборудования для АЭС "Руппур"
"Швабе" автоматизировал обработку крупногабаритной оптики
ГТЛК закупит более 5 тыс. вагонов нового поколения производства Тихвинского вагоностроительного завода
21.09.2017
"Ангстрем" предлагает заменить иностранные электронные компоненты на отечественные в изделиях холдинга "Швабе"
ОДК поддерживает российско-китайскую программу обучения будущих специалистов двигателестроения
ОДК предлагает модернизировать силовые установки российских вертолетов в Китае
Уральские электропоезда "Ласточка" вышли на маршруты Ленинградской области
Рустам Минниханов и Джо Кэзер обсудили сотрудничество Татарстана и "Сименс"

Все новости >>

 Машиностроение в России   |   Машиностроение в мире   |   Технологии и методики   |   Программные и технические решения   |   Технологии будущего   |   Интервью   |   Опросы    |   Мнения пользователей 
© 2017 Портал машиностроения