Порталы на службе бизнеса

 

Сегодня портал становится ключевым компонентом корпоративной ИТ-инфраструктуры. Новые портальные программные продукты уже не предназначаются исключительно для представления и управления информацией в Сети. Самые последние портальные решения имеют характер программного обеспечения промежуточного уровня (middleware), и многие производители ПО для порталов поставляют решения, направленные на интеграцию порталов с корпоративными приложениями, такими как ERP, CRM или e-procurement. Кроме того, порталы также применяются для повышения отдачи от использования корпоративных приложений за счет упрощения работы с ними: даже неопытные пользователи с помощью порталов легко работают со сложными приложениями.

 

Важность портальных решений для компаний отражается и в структуре ИТ-расходов. При общем падении расходов на проекты электронной коммерции в 2002 г., многие руководители, тем не менее, планируют покупку портальных решений. Так, согласно исследованию Forrester, треть из 874 опрошенных ИТ-директоров планируют покупать портальное программное обеспечение, а по прошлогодним прогнозам Gartner Dataquest, портальные продажи в период между 2001 и 2006 годами возрастут в среднем на 24 %.

 

Порталы соединяют наследуемые и новые корпоративные системы

 

Пример компании Maysteel - производителя компонентов для электроники и электротехники – демонстрирует применение порталов для интеграции корпоративных данных и повышения эффективности использования корпоративных информационных систем. В компании была поставлена цель повышения эффективности ее операций, частично за счет стандартизации производственных процессов на каждом из ее шести заводов. При этом часть усилий предполагалось направить на тщательное изучение показателей качества производства, однако выяснилось, что получение нужных данных из существующей корпоративной ERP-системы слишком сложно для любого сотрудника, не являющегося опытным пользователем системы. Таким образом, встала задача обеспечить свободный доступ к необходимым данным из ERP-систем для руководителей компании и персонала по контролю качества.

 

В связи с режимом жесткой экономии и снижением ИТ-расходов, не могло быть и речи о замене ERP-системы на более современную и функциональную. Тогда специалисты ИТ-подразделения компании разработали программу по применению корпоративного портала как инструмента простого доступа к данным ERP-системы. Для демонстрации таких возможностей портала была создана демо-версия, что позволило убедить руководство в целесообразности инвестиций в такое решение, которое в результате стало относительно недорогим способом оперативно получать нужную информацию и эффективно ее использовать.

 

Порталы служат для контактов с клиентами

 

Пример Maysteel отражает улучшение внутренней эффективности работы компании за счет применения портала, но многие компании используют порталы, чтобы привлечь новых клиентов.

 

Так, компания Cigna, специализирующаяся на организации и управлении социальными программами компаний и физических лиц (программы медицинского страхования, управления пенсионными отчислениями и т.д.), использовала портал для доступа клиентов к необходимой информации, что в результате усилило конкурентные преимущества компании.

 

Потенциальные корпоративные клиенты Cigna (HR отделы компаний) затрачивают много сил на поиск оптимальных программ медицинского страхования и управления пенсионными отчислениями, которые при этом должны быть "прозрачны" для служащих компании. Предоставление на портале Cigna развернутой информации о предложениях по страхованию здоровья и программам управления отчислениями, а также размещение персонализированной информации для клиентов компании о работе по их программам послужило для привлечения новых клиентов. Поскольку эти функции портала выполняли часть работы персонала HR-отделов корпоративных клиентов и делали "прозрачными" для служащих компаний-клиентов все выгоды их социальных пакетов.

 

Согласно исследованию Cigna, многие служащие управляли бы медицинскими и пенсионными пособиями более активно, если бы имели "адекватные диалоговые инструменты". За три месяца с начала использования портала Cigna для этих целей, 348 тыс. из 14,9 млн. клиентов компании подписались на этот сервис.

 

Другой пример: компания Pratt & Whitney, производитель реактивных двигателей, использовала портал с целью захватить большую долю рынка обслуживания и ремонта двигателей за счет клиентов, купивших двигатели Pratt. Корпоративный портал компании поддерживает около 4 тыс. служащих, поставщиков и клиентов компании, использующих более 100 сервисов портала. Один из сервисов позволяет уменьшить на 30 % время, необходимое на капитальный ремонт двигателя. Использование Web-технологий помогает изготовителям двигателей обеспечить себе постоянный доход от обслуживания авиалиний и ремонтного бизнеса.

 

Многие авиалинии имеют собственные ремонтные мастерские, и при необходимости ремонта они выбирают, исходя из параметров стоимости и времени ремонта, один из вариантов: делать ли эти работы самостоятельно, посылать ли двигатель назад изготовителю или использовать для ремонта третье лицо. Рассматривая статус обслуживания их двигателей через портал, клиенты-авиалинии и специалисты Pratt могут оперативно принимать решение о необходимых действиях, например, ждать ли ремонта одной или нескольких из 28 тыс. частей двигателя, или устанавливать новые, и т.д. Учитывая, что клиентам нужно принимать такого рода решения много раз для каждого двигателя, становится понятно: чем быстрее принимаются эти решения, тем скорее многомиллионный по стоимости двигатель снова готов к использованию, экономя авиалинии стоимость простоя самолетов.

 

Порталы находят применение в хозяйственной деятельности компаний

 

Порталы служат многим компаниям для централизованного управления корпоративными данными и сервисами.

 

Так, для крупного производственного конгломерата Menasha, объединяющего 5 компаний, которые занимаются производством упаковки, картона, пластмасс, полимеров и т.д., портал служит для размещения клиентами заказов и отслеживания статуса заказов, для получения инвентарной и логистической информации из ERP-системы (SAP), для онлайнового взаимодействия и т.д. Портал используют 3 тыс. конечных пользователей; информация персонализирована; сервисы портала организованы таким образом, чтобы максимально удовлетворить запросы клиентов.

 

Компания Maids Home Services International использует портал как центр связи со своими франчайзи. Специализируясь на предоставлении услуг по уборке помещений, эта компания активно использует франчайзинг и имеет около 140 компаний-партнеров. Портал Maids Home Services используется для распространения корпоративных документов по компаниям-франчайзи, которые в результате имеют полную информацию, важную для их деятельности, - от общих руководств, маркетинговых и рекламных материалов до профессиональных записок о новых методах и приемах в работе. А головной офис экономит деньги, поскольку отпала необходимость рассылать кипы бумажных документов.

 

Кроме того, портал активно используется компаниями-франчайзи для организации онлайновых форумов и дискуссий на профессиональные темы. Maids Home Services взяла на себя администрирование форумов (поддержание актуальности контактной информации и каталогизацию дискуссий по темам). В результате партнеры получили возможность, не используя переписку, обсуждать новые технологии, опыт работы, разрешения проблем и т.д.

 

Как оценить эффективность портала?

 

Г-н Войцеховский, Вице-президент и CIO компании Menasha, отмечает, что в его компании первый портал был построен на средства, выделенные правлением на развитие проекта по электронной коммерции, и соответственно подразумевалось, что портал станет именно инструментом электронной коммерции. Однако уже тогда будущий портал воспринимался также как средство сокращения издержек в цепочке поставок, таких, например, как время, затрачиваемое сотрудниками компании на телефонные переговоры с целью привлечения новых клиентов и получения новых заказов. Портал помогает компании и сохранить клиентов, и в целом повысить прибыль.

 

CIO компании "Pratt & Whitney" г-н Лонго считает портал частью ИТ-инфраструктуры компании. Однако он затрудняется определить в количественных показателях эффективность портала, говоря о качественных показателях - например, времени, требующемся для маркировки грузов, предназначенных для производства, которое удалось сократить. Эта и другие функции портала, предназначенные для поставщиков, безусловно, помогают ежемесячно сократить затраты времени, которые сопровождают операции по поставке и хранению грузов. В то же время, г-н Вола (Maids Home Services) основным преимуществом портала называет сокращение бумажного документооборота, а соответственно и денег, затрачиваемых на отправление почты. 

 

Г-жа Анания (Cigna) считает, что основным показателем эффективности портала является степень удовлетворенности клиентов компании. Выяснить это можно путем опросов клиентов, что в Cigna и делается. Другим показателем эффективность портала является посещаемость сайта компании.

Источник информации
Опубликовано 02.02.2005