Лебедки, ручные тали и другие средства малой механизации

Е. Сагизлы


По функциональному назначению средства малой механизации, используемые в строительстве и на погрузочно-разгрузочных работах, можно разделить на следующие группы:

·     средства подмащивания;

·     грузозахватные приспособления;

·     контейнеры и пакеты емкости;

·     внутрипостроечный транспорт;

·     вспомогательные средства для улучшения условий труда и техники безопасности;

·     средства малой механизации по видам работ.

В статье дается краткий обзор наиболее распространенных видов средств малой механизации, применяемых для подъема и перемещения грузов. К ним относятся устройства и механизмы либо вовсе без привода, либо приводимые в движение вручную, за счет мускульной силы человека. В том случае, если средства малой механизации имеют электропривод, их используют на работах легкой группы режима. Среди таких устройств в первую очередь необходимо выделить лебедки и ручные тали, механизмы тяговые монтажные и домкраты.

Грузоподъемное оборудование

Рис. 1. Грузоподъемное оборудование

Лебедка – это тяговый механизм, который обеспечивает подъем либо горизонтальное перемещение груза посредством движущегося гибкого элемента, в качестве которого используют канаты различных типов, цепи, плоские текстильные ленты, веревки, кабели. Тяговое усилие гибкому элементу передается от барабана или звездочки, которые приводят в движение передаточный механизм. Важным элементом лебедки является барабан, на который наматывается гибкий тяговый элемент. В классическом варианте ручной лебедки барабан приводится в движение рукояткой, конфигурация которой напоминает шею лебедя, – отсюда и историческое название этого устройства: "лебедка". Лебедка с барабаном действует по принципу простого ворота, отличаясь от него наличием передаточного механизма. По назначению лебедки подразделяют на тяговые (ТЛ), монтажные (ЛМ), автомобильные и др., а в зависимости от применяемого гибкого тягового элемента они могут быть канатными, цепными, натяжными. По типу привода различают лебедки ручные и электрические. Лебедки оснащают устройствами безопасности – храповиками, остановами, тормозами различной конструкции. В основном лебедки устанавливают стационарно (за исключением крановых).

Передвижные тали

Рис. 2. Передвижные тали

Тали предназначены для подъема, опускания и горизонтального перемещения грузов по монорельсовому пути и применяются в том случае, если использование крана или других подъемных средств затруднено или невозможно. В зависимости от привода тали подразделяют на ручные и электрические. Ручные тали используют для подъема и перемещения грузов при малых темпах обработки, в стесненных условиях, при отсутствии энергоснабжения, а также в тех случаях, когда требуется невысокая скорость подъема и перемещения груза, например при установке двигателя на шпильки рамы автомобиля. Устройства этого типа бывают стационарными (без тележки и механизма передвижения) и передвижными, с шестеренным или червячным механизмом, рычажными.

Передвижные тали

Рис. 3. Передвижные тали

Передвижные тали изготавливают с "холостой" тележкой (без механизма перемещения) и с механизмом перемещения, который приводится в действие при помощи мускульной силы человека с приложением усилия от 95 до 200 Н (в зависимости от грузоподъемности тали). Грузоподъемность талей ручных: шестеренных (ГОСТ 2799, ГОСТ 28408) – 0,25...8 т; червячных – 1...8 т (ГОСТ 1106 – с механизмом передвижения, ГОСТ 1107 – без механизма передвижения).

Практически скорость подъема талей ручных – от 0,02 до 0,001 м/с (соответственно для талей ручных грузоподъемностью от 0,25 до 12,5 т), а используют эти механизмы в диапазоне температур от –40 до +40 °С (исполнение У1.1 по ГОСТ 15150).

Ручные тали фирмы Pfaff-silberblau

Рис. 4. Ручные тали фирмы Pfaff-silberblau

Тали можно эксплуатировать как в закрытом помещении, так и на открытом воздухе. Применение талей для подъема людей, взрывоопасных и ядовитых веществ, жидкого или раскаленного металла и шлака и эксплуатация в химически активных средах запрещены. При поставке таль упаковывают в деревянную тару типа III-1 или III-2 по ГОСТ 2991–85. В комплект поставки входят таль, грузовая цепь, подвеска нижняя, тяговая цепь. Каждую таль снабжают паспортом, в котором подробно описаны ее назначение, техническая характеристика, устройство и принцип работы, порядок подготовки к работе и технического обслуживания, меры безопасности, свидетельство о приемке со штампом ОТК завода-изготовителя, гарантийный срок эксплуатации, правила хранения и транспортировки, сведения об упаковке, а также приведены таблицы, заполняемые эксплуатирующей организацией.

Табл. 1. Технические характеристики талей ручных шестеренных стационарных



Из ручных талей наиболее распространены тали ручные шестеренные передвижные. Они предназначены для подъема, удержания в поднятом положении и опускания груза, для перемещения груза по подвесному пути двутаврового профиля при различных работах в режиме не выше группы 1М по ГОСТ 25835 и состоят из "кошки" (механизма передвижения), двух силовых щек, нижней подвески, редуктора с грузоупорным тормозом, корпуса, грузовой и тяговой звездочек, грузовой и тяговых цепей и ограничителя тяговой цепи.

Механизмы тяговые монтажные (МТМ) предназначены для подъема и перемещения грузов на строительно-монтажных, ремонтных и погрузочно-разгрузочных работах. МТМ состоит из механизма тягового, съемного телескопического рычага, каната с крюком и обоймы для хранения каната. Тяговый механизм является рабочим органом МТМ, передающим через канат усилие, необходимое для перемещения груза. Работа тягового механизма основана на протягивании каната с помощью двух захватов, приводимых в движение рычагами переднего или заднего хода. Кулачки захватов попеременно зажимают канат с усилием, пропорциональным нагрузке, и продвигают его в соответствующем направлении. Подъем груза осуществляется рычагом переднего хода, опускание – рычагом заднего хода с предварительно переставленным на него телескопическим рычагом. Грузоподъемность МТМ – 1,6 и 3,2 т. Их можно использовать для работы с системой полиспастов.

Полиспаст – это устройство, состоящее из подвижной (нижней) и неподвижной (верхней) блочных обойм, соединенных канатом либо другим гибким элементом (такую конструкцию называют запасовкой полиспаста). При этом один конец каната жестко закреплен к нижней или верхней обойме, а другой – через отводной блок к барабану лебедки или МТМ. Полиспаст дает выигрыш в силе или скорости. Обычно он является частью механизма подъема и изменения вылета стрелы подъемных кранов и такелажных приспособлений, но может использоваться и самостоятельно для подъема (опускания) небольших грузов. В силовом полиспасте груз подвешен к подвижной обойме, а тяговое усилие прикладывается к ветви каната, сбегающей с последнего из последовательно огибаемых канатом блоков. Скоростной полиспаст – это по существу полиспаст обращённый силовой. На монтажных работах в основном используют силовые полиспасты, у которых за счет уменьшения скорости перемещения груза повышается грузоподъемная сила. Помимо этого полиспасты бывают одно-, дву-, трех- и четырехкратные.

Модель домкрата фирмы Pfaff-silberblau

Рис. 5. Модель домкрата фирмы Pfaff-silberblau

Домкрат – это переносной грузоподъемный механизм, предназначенный для подъема грузов на небольшую высоту при монтажных, ремонтных и перегрузочных работах, а также при ремонте вагонов и железнодорожных путей (по В. Далю, домкрат – ручной снаряд для подъема тяжестей). Он позволяет осуществить плавный подъем и опускание груза, высокую точность его позиционирования на заданном уровне. Домкраты подразделяют на четыре группы: клиновые, реечные, винтовые и гидравлические.

Домкраты реечные (ДР) состоят из стальной рейки с прямыми зубьями, при подъеме груза неподвижно стоящей на основании, и штампованного корпуса с крышкой. Корпус с грузом при вращении рукоятки поднимается и опускается по рейке. Для удержания корпуса с грузом в определенном положении служит тормозное устройство. На домкрате имеются ручки для строповки и перемещения его грузоподъемным механизмом.

Домкраты гидравлические (ДГ) производят с ручным либо электрическим приводом. В качестве рабочей жидкости в них используются гидравлические масла по ГОСТ 610. При температуре окружающей среды выше +20 °С применяют масла марки "3", от –20 до –40 °С – масла марки "С"; при более низкой температуре рекомендуется заправлять эти механизмы маслом АМГ-10 (ГОСТ 6794) либо незамерзающей жидкостью, например смесью денатурированного или древесного спирта (17%) с техническим глицерином (17%) и водой (66%). При перезаправке домкратов с одной марки масла на другую их следует очищать от грязи и промывать керосином с последующей продувкой воздухом.

Модель домкрата фирмы Pfaff-silberblau

Рис. 6. Модель домкрата фирмы Pfaff-silberblau

Домкрат гидравлический с ручным приводом (ДГ) состоит из рабочего цилиндра, двухплунжерного насоса и ручного привода. Наличие колес и рукоятки позволяет передвигать домкрат с одного места на другое. В домкратах гидравлических с пневматическим приводом (ДГП) подъем рабочего поршня осуществляется путем подачи масла в нижнюю полость цилиндра поршня двухплунжерным насосом, приводимым в движение от автоматически действующего пневматического устройства. Основными деталями узлов пневмогидропривода являются насос, воздушный цилиндр, автоматическая головка.

Источник информации
Опубликовано 21.10.2005