ООО "Сервис Промышленных Машин": на пути к "умному трактору"

Публикация корреспонденции "Под колпаком" ГЛОНАСС" в предыдущем номере журнала "Четра" о системе мониторинга техники (СМТ), являющейся результатом совместной работы подразделений Концерна "Тракторные заводы" и его партнеров, вызвала живой интерес у читателей. Некоторые из них попросили более подробно рассказать о новой системе. В частности, они спрашивают: "Насколько взаимосвязаны две системы: ГЛОНАСС и мониторинг техники?" Их просьба была переадресована советнику исполнительного директора ООО "Сервис Промышленных Машин" Евгению Платову.

– Эти две системы взаимно дополняют друг друга. Навигационные приёмники системы ГЛОНАСС, которые в настоящее время устанавливаются на технику ЧЕТРА и принимают навигационные сигналы околоземных спутников, позволяют с довольно высокой точностью определить координаты и скорость движения машин, а также осуществить привязку к точному времени, – рассказывает Евгений Николаевич. – Что касается мониторинга техники, то сейчас уже повсеместно распространены системы управления транспортом и автомобильными перевозками. Однако созданная нами система мониторинга "заточена" именно под тракторную технику. Сегодня благодаря СМТ мы можем контролировать в режиме online не только местоположение, скорость и направление движения техники на географической карте, но и ее наработку в моточасах за все время эксплуатации или за определенный срок, эффективность использования машины, ее загруженность, расход топлива, техническое состояние трактора и многое другое.

– Это много или мало?

– Смотря с какой точки зрения оценивать… Если учесть, что первый прибор системы мониторинга в экспериментальном порядке мы установили на тракторе ЧЕТРА Т11 буквально два года назад и что технические возможности СМТ в то время были весьма ограничены, прогресс налицо. Однако это всего лишь первый этап в создании полнофункциональной системы мониторинга техники ЧЕТРА. С учетом накопленного опыта и после тщательного анализа результатов использования спутниковых навигационных систем в обеспечении эффективного использования машин мы совместно с конструкторами инжиниринговой компании "МИКОНТ" внесли некоторые коррективы в первоначальные планы.

– Нашим читателям наверняка было бы интересно узнать подробности.

– Основные изменения будут касаться функционала комбинации приборов. Она, обладая собственным алгоритмом отслеживания проведения регламентного ТО (по подсчитываемым моточасам), обеспечит выполнение соответствующих предупреждающих функций. В частности, при приближении сроков очередного ТО на панели приборов выводится соответствующее оповещение о необходимости проведения техосмотра, а в случае превышения установленных лимитов по наработке начнет активироваться алгоритм, запрещающий дальнейшую эксплуатацию трактора. Деактивация предупреждающих функций станет возможной только после проведения ТО, что должно подтверждаться специальным кодом, вводимым сервисным специалистом, уполномоченным на проведение обслуживания техники. Разрабатывается вариант, который предусматривает возможность ввода данного кода дистанционно, через абонентский терминал СМТ. Соответственно, вся отслеживаемая комбинацией приборов информация по проведению ТО, в том числе факт ввода кода, будет передаваться на абонентский терминал.

– То есть обслуживание техники без системы мониторинга невозможно провести?

– Можно. Но в таком случае соответствующей информацией о техническом состоянии трактора будет обладать только оператор-машинист. Представим такую ситуацию. Бульдозер работает в труднодоступной местности. И вдруг на панели приборов появился сигнал, предупреждающий об изменениях параметров давления в системе смазки двигателя. бывает, что машинист, каким бы опытным ни был, не в состоянии самостоятельно определить причину неполадки. А эксплуатация машины в аварийном режиме может привести к выходу ее из строя. Поэтому крайне важно, чтобы информация как можно быстрее поступила в диспетчерский центр, в свою очередь, абонентский терминал СМТ будет иметь CAN-интерфейс, обеспечивающий взаимодействие с бортовым управляющим и регистрирующим оборудованием: контроллерами управления двигателем, трансмиссией и навесным оборудованием, регистратором кранового ограничителя нагрузки и другими приборами, позволяющими получить необходимую информацию о технических параметрах работы трактора. вот здесь без системы мониторинга никак не обойтись.

– Но ведь чтобы получить полноценную информацию о техническом состоянии машины, причем в режиме реального времени, она должна быть буквально напичкана датчиками?

– Совместно с конструкторами мы уже наметили "точки", где будут установлены бортовые датчики. Так, будут значительно увеличены возможности СМТ в области мониторинга параметров трансмиссии за счет установки датчиков давления масла на входе-выходе гидротрансформатора, в блоках управления бортовыми фрикционами, коробкой передач, а также в системе сервоуправления. Датчики будут работать в одном из двух режимов: "аналоговый" режим позволит осуществить учет текущих значений давления масла с возможностью построения графиков динамики их изменения, а "дискретный" режим обеспечит контроль нахождения значения давления в заданных пределах, естественно, будет предусмотрена возможность передачи информации с бортовых датчиков через СМТ по запросу диспетчера сервисной службы; при этом сигналы о возникших аварийных ситуациях будут поступать в автоматическом режиме.

– Предусмотрена ли возможность автоматического устранения неполадок в случае возникновения каких-то нештатных изменений параметров, скажем, в системе смазки трансмиссии?

– Чтобы ответить на этот вопрос, я остановлюсь на некоторых технических деталях. главная фишка здесь – в комбинации двух видов датчиков: "дискретных" и "аналоговых". "Цифровой" датчик аварийного давления извещает контроллер управления о состоянии давления в линии подачи масла, например, в бустер фрикционного элемента коробки передач, в случае несоответствия давления контроллер, чтобы обеспечить безопасность выполняемых работ и сохранность узла трансмиссии, через определенный промежуток времени отключает подачу масла в данный контур и одновременно выдает сообщение на панель управления о возникшем аварийном режиме. Соответственно, контроллер запоминает время срабатывания и номер сработавшего датчика. В свою очередь, "аналоговые" датчики отслеживают скорость нарастания давления, а контроллер управления сопоставляет полученную информацию с заложенными в него данными. В случае несоответствия скорости нарастания в определенных пределах контроллер самостоятельно подстраивает алгоритм нарастания сигнала. В случае неудачи он выдает сообщение на панель приборов в виде предупреждения о необходимости проверки и настройки системы. Все несоответствия остаются в памяти контроллера и могут быть считаны в виде кодов неисправностей при нажатии кнопки диагностики трансмиссии на панели приборов или через диагностический разъем с помощью ноутбука, а также через СМТ. По такому же принципу предполагается осуществлять мониторинг состояния подшипников трансмиссии и ДВС.

– Насчет мониторинга техники все понятно: как говорится, сам Бог велел его осуществлять. Но ведь эффективность ее эксплуатации зависит и от состояния навесного оборудования. Не секрет, потребители, зная о надежности машин ЧЕТРА, часто используют их в самых экстремальных ситуациях: на "рыхлежке" очень твердых пород, на крутых горных склонах и т.д.

– Да, это так. Поэтому при разработке усовершенствованной СМТ мы большое внимание уделяем мониторингу работы навесного оборудования. Так, предусматриваем получение информации о загруженности ковша погрузчиков (количество подъемов-опусканий ковша, средний вес поднимаемого груза), о режимах эксплуатации трубоукладчика (работа в колонне или одиночная, вблизи ЛЭП или границ рабочей зоны), о рабочих параметрах крана (степень загрузки, вылет и угол наклона стрелы, положение противовеса, подъем-опускание рабочих органов с подсчетом циклов работы, указанием веса поднимаемого груза) и т.д.

Кроме того, будет осуществлен мониторинг продольного и поперечного наклона трактора. Это необходимо для оценки соблюдения оператором допустимых условий эксплуатации техники. В то же время данная информация может быть полезна и для оценки срабатываний датчиков низкого давления масла в двигателе или трансмиссии. Вся информация о нарушениях условий эксплуатации вместе с данными о времени и длительности срабатывания аварийного сигнала, месте эксплуатации техники в момент срабатывания будет храниться в бортовом "черном ящике" для возможности ее последующего дистанционного запроса с диспетчерского пункта.

– Последний вопрос, который тоже интересует наших читателей: как повлияет на стоимость машин ЧЕТРА внедрение усовершенствованной СМТ?

– На этот вопрос прямой ответ дать трудно, да в этом и нет необходимости. Дело в том, что вопрос внедрения СМТ назрел давно – время того требует. Проект "Умный трактор", реализация которого осуществляется в Концерне "Тракторные заводы", в первую очередь предполагает создание глобальной универсальной системы мониторинга техники. Именно потребности рынка подталкивают нас к новому, более высокому уровню СМТ. Но для этого надо значительно увеличить количество датчиков и укомплектовать машины новой электронной "начинкой". Именно на это сейчас нацелены конструкторы компании "МИКОНТ". Если мы реализуем все, что наметили – а это вполне реально – возможности СМТ возрастут многократно и потребители получат ощутимую выгоду.

– В чем она выражается?

– Прежде всего, существенно продлится эксплуатационный срок машины, потому что и компании-дилеры, оказывающие сервисные услуги, и диспетчерский центр ООО "Сервис Промышленных Машин", и непосредственно конечные пользователи техники благодаря единой универсальной диспетчерской программе будут обладать информацией о состоянии, скажем, бульдозера или трубоукладчика, отслеживать ее и своевременно принимать необходимые меры. К примеру, на приборной панели трактора начнет мигать лампочка "checking", сигнализирующая о каких-то неполадках в работе ДВС. Этот же сигнал автоматически передается и диспетчеру, и сервисному центру. Таким образом, появляется возможность оперативно выявить причину сбоя работы двигателя и принять соответствующие меры для ее устранения. Тут важен и психологический аспект. Машинистоператор, зная, что за его действиями следят через систему мониторинга и что вся информация об управлении техникой хранится в базе данных, будет стараться не нарушать правила эксплуатации машины, продлевая тем самым ее век и увеличивая выработку. Как видим, выгода, которую получат потребители от внедрения СМТ, очевидна. Это как раз тот случай, когда затраты окупятся сторицей.
Источник информации
Компании
Опубликовано 15.05.2012