Аналитический обзор рынка электронных торгов b2b сегмента в 2012 году

В связи со вступлением в действие Федерального Закона №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в 2012 году на рынке электронных закупок в сегменте b2b начался новый виток развития. Закон регламентирует закупки компаний с госдолей более 50% и устанавливает общие требования к проведению закупок, которые основаны на информационной открытости и свободной конкуренции. Кроме того, закон обязывает заказчика разработать Положение, в котором должен быть отражен "свод правил" закупок. Нормы закона, требующие максимальной публичности закупок госкомпаний, установили принципиально новые правила закупочной деятельности в этой сфере и, тем самым, существенно повлияли на рынок электронных торгов.



Результат влияния закона на рынок отображает статистика по ключевым показателям основных электронных торговых площадок (ЭТП), специализирующихся на сегменте b2b. Как видно из рис.1, количество сделок, совершенных за год, увеличилось более чем в 2 раза по сравнению с 2011 годом и почти в 4 раза по сравнению с 2010 годом - периодом активного роста рынка электронных торгов в сегментах b2b и b2g.



Наряду с количеством торговых операций увеличился и объем сделок - об этом свидетельствует график (рис.2). Правда, темпы роста объема торгов значительно уступают темпам роста количества сделок, но, тем не менее, остаются на высоком уровне. В 2012 году прирост относительно 2011 года составил 54%, относительно 2010 года объем увеличился более чем в 4 раза.Следует отметить, что показатели количества торгов и их объемов росли разными темпами. Это связано с тем, что в 2011 году на электронные торги вышли ряд крупных промышленных компаний России. Эти предприятия начали переводить в электронную форму закупки основных средств, и объемы таких сделок были весьма значительны. В 2012 году к уже работающим на рынке электронных торгов крупным компаниям присоединились представители среднего бизнеса. Сверхбольших закупок в 2012 году уже не проводилось. В результате количество сделок существенно выросло, но их объемы увеличились незначительно.

Статистика по участникам рынка

В 2012 году число заказчиков, организующих закупки на ЭТП, выросло на 50-60% по сравнению с 2011 годом. Распределение компаний по количеству проведенных в 2012 году торгов выглядит следующим образом (рис.3).



Значительное число заказчиков (66%), организующих малое число закупок, связано с тем, что их организаторами выступают небольшие компании, зарегистрированные на ЭТП в качестве поставщиков. Компании, получив эффект от использования инструментов электронной коммерции, теперь выступают и в качестве заказчиков. В целом, в сегменте b2b ведется закупка преимущественно основных средств производства (не оборотных), поэтому само количество торговых процедур невелико (далеко не каждое предприятие регулярно обновляет основные средства производства). Всего 1% от общего числа всех заказчиков на ЭТП проводит более 1000 процедур в течение года. К их числу принадлежат компании-гиганты, преимущественно из энергетической отрасли. Например, ОАО "Холдинг МРСК", ОАО "ФСК ЕЭС", ГК Росатом и др. Этот сегмент занял 60% рынка электронных торгов в 2012 году. В целом в 2012 г. увеличилось количество как заказчиков, так и поставщиков. График на рис.4 демонстрирует, что в 2011 году прирост составил 50%, а в 2012 году - 42%.



Перспективы развития отрасли

В 2013 году показатели по объему рынка b2b, по количеству торгов и их участников будут увеличиваться, однако темп прироста немного замедлится. В связи с закупками товаров и услуг, перечисленных в Постановлении Правительства РФ №616 (полиграфическая и печатная продукция, канцелярские принадлежности, автомобили и проч.) как обязательные для закупок в электронной форме, снизится величина среднего лота, изменится структура закупок по количеству торгов, и, как следствие, увеличится на торгах количество компаний-представителей малого бизнеса.

В настоящий момент электронные торговые площадки нацелены на сегмент ТОП-400. В поисках новых клиентов-заказчиков операторы ЭТП начнут менять стратегию развития. В первую очередь, площадки приступят к экспансии на зарубежные рынки (преимущественно в странах СНГ), параллельно привлекая крупные российские компании (от 250 человек), которые не входят в список ТОП-400. В дальнейшем произойдет переориентация ЭТП на средний и малый бизнес. По предварительным оценкам, первый этап будет проходить в 2013-2014 гг., второй начнется в 2014 году.
Источник информации
Компании
Опубликовано 04.04.2013