Люди и машины: интерактив облегчает понимание

Светлана Власовец,
руководитель учебно-методического отдела Корпоративного центра подготовки кадров "Персонал" Магнитогорского металлургического комбината



Электронные курсы по управленческой тематике широко представлены на российском рынке, чего не скажешь о курсах для специалистов (например, для технологов), работа которых очень важна для многих видов производства. Между тем такие курсы – с мультимедийной визуализацией технологического процесса, делающие ставку на интерактивность обучения, – способны обеспечить глубокое понимание специалистами сути соответствующего процесса. А значит, гарантировать высокое качество обучения и повышения квалификации кадров, чью роль в эффективном функционировании производства сложно переоценить.

Знакомая ситуация: на двух заводах установлена одинаковая техника, а производимый с ее помощью продукт имеет разное качество. Почему? Потому, что краеугольным камнем производственного процесса является то, насколько грамотно люди научились эксплуатировать технику для обеспечения требуемых свойств готовой продукции. Иными словами, главное на производстве – технология. О том, сколь велико ее значение в производственном процессе, свидетельствует и тот факт, что именно технологии, а не оборудование являются объектами промышленного шпионажа.

Поэтому компании, которая думает о своем развитии, об обеспечении конкурентоспособности, очень важно создать условия, во-первых, для хорошего структурирования накопленных специалистами предприятия опыта и знаний, во-вторых, для их качественной и методически верной передачи сотрудникам. Одним из средств, позволяющих компании решить обе эти задачи одновременно, являются электронные образовательные ресурсы.

Тренинг по взаимопониманию с оборудованием

Пожалуй, на любом производстве специалист-технолог должен быть способен не только осознанно выполнять требования технологической инструкции, но и находить во внештатной ситуации такое решение, которое обеспечит качество продукции, требуeмое потребителем. На Магнитогорском металлургическом комбинате (ММК) давно осознали, что без должной подготовки работник не сможет принять эффективное и не слишком затратное решение – его необходимо учить, для чего на предприятии должны быть созданы условия для непрерывного повышения квалификации персонала. На ММК аккумулирование опыта, наработанного специалистами предприятия и учеными, и передача нового интегрированного знания осуществляются через электронный ресурс, постоянно доступный на работе каждому технологу.

Очевидно, что контент (содержание) и форма любого электронного курса зависят от цели, которую ставит заказчик. Разные задачи предполагают различные способы подачи материала, различные педагогические сценарии. При этом можно выделить типовые и уникальные задачи. Пример типовой задачи для промышленного предприятия – обучение по тематике, актуальной практически для всех работников и руководителей, например курсы по охране труда.

Задача иного рода сложности – обеспечить технологический персонал глубокими знаниями о конкретном производственном процессе и своей роли в нем. Тут в каждом случае наши действия как методистов уникальны и достаточно трудоемки. Необходимо обеспечить людям доступ к постоянно обновляемому электронному ресурсу, который содержит комплексные сведения о технологии и помогает технологу понять, что именно происходит, скажем, с металлом в ходе обработки и почему технологическая инструкция требует от работника тех или иных действий.

Наилучших результатов можно добиться, используя мультимедийную визуализацию технологического процесса и интерактивные упражнения. Электронный курс с таким контентом не только обеспечивает глубокие профессиональные знания о тонкостях технологии, специфике отдельных производственных систем, но и позволяет тренировать некоторые умения.

Как выглядят такого рода упражнения? Приведем для наглядности пример задания одного из интерактивных курсов.

Пример упражнения интерактивного электронного курса для специалистов металлургического предприятия

Условная "печь" на экране компьютера "заработает" только после того, как вы правильно укажете:

  • микроструктуру металла слябов для трубной заготовки;
  • причину, от которой зависит ударная вязкость за шестой клетью;
  • какой именно должна быть температура металла за шестой клетью, чтобы доля вязкой составляющей в изломе была > 50%;
  • какой должна быть температура нагрева слябов в печи для получения требуемой температуры металла за шестой клетью.

Если вы что-то укажете неверно, "печь" не включится! Вам придется изучить материал еще раз и начать заново.

Так выглядит один из интерактивных элементов электронного дистанционного курса "Обеспечение механических свойств металла при прокатке", разработанного специалистами нашего Центра для сменного технологического персонала. Как видите, вопрос весьма сложный, полидисциплинарный, насыщен теорией, а потому скомпоновать его содержание было нелегко. Но именно такие вопросы целесообразно включать в обучающие курсы для специалистов производственных предприятий со сложными технологическими процессами. Большое внимание в упомянутом курсе мы уделили также и разработке интерактивных элементов для тренировки практических умений.

Нужно заметить, что разработка интерактивных упражнений настолько же интересна, насколько и сложна. Это "высший пилотаж" методики профессионального обучения. Если удается придать колоссальному объему текста наглядность, превратив в анимированные картинки, которые доходчиво и ярко объясняют сущность процесса, – это победа!

Придумать сценарий такой анимации сложно. Еще сложнее разработать педагогический сценарий, благодаря которому пользователь сможет самостоятельно освоить материал.

Например, предприятию необходимо, чтобы технолог очень хорошо знал параметры прокатки, охлаждения и смотки, обеспечивающие структуру определенной марки стали. Для этого мы изобразили технологический процесс и добились того, что ресурс мотивирует пользователя путем рассуждений и самопроверки выбрать нужные технологические параметры. Параметры подобраны правильно – оборудование "включается в работу" и картинка "оживает". Если обучаемый делает что-то неправильно, ему дается ссылка на соответствующий раздел ресурса.

Получается, что знание не просто озвучено пользователю, а "добыто" им самим и усвоено в активной форме путем изучения и практического применения в виртуальном пространстве ресурса. А, как известно, знание, добытое самим учеником, то есть полученное им в ходе эксперимента, прочно укореняется в памяти, дает опыт и порождает желание опробовать все на практике. По сути, это мотивирует специалиста не просто к работе, а к качественной работе.

Последовательное, линейное, книжное мышление – вот от чего мы всеми способами пытались отойти, создавая электронные ресурсы. Здесь необходимо концентрироваться на том, чтобы каждый информационный блок был самодостаточен, локален и мог изучаться в любом сценарном варианте. При этом важно так организовать процесс освоения учебного материала и контроля знаний, чтобы пользователю волей-неволей пришлось изучить все, что мы считаем нужным поместить в ресурс.

Сколько стоит курс "построить"?

Существуют, конечно, и проблемы, которые приходится решать при разработке интерактивных электронных курсов.

Первая из них – недостаток информации, исходных материалов, которые ложатся в основу курса. Например, сейчас мы пытаемся создать электронную энциклопедию по общей металлургии. Хотели в первую очередь сделать мультимедийные иллюстрации, которые помогли бы преподавателю техникума, вуза объяснять студентам устройство оборудования. Начали собирать первоисточники. Оказалось, что подходящие иллюстрации есть лишь в старых учебниках и пособиях, а современных учебников по общей металлургии вообще нет.

Еще одна серьезная проблема в том, что из огромного объема информации, которым владеют ученые, специалисты, нужно создать емкое по смыслу, краткое, понятное содержание ресурса. Проблема – в "трудностях перевода" информации, "живущей" в головах ее носителей, на язык электронного курса. Трудно найти людей, способных лаконично и доступно объяснить сложнейший предмет, особенно если надо учесть несколько точек зрения.

Разработка курса предполагает проектирование контента, его изготовление и размещение в системе дистанционного обучения. Но даже если создатель располагает новейшими IT-технологиями, а носителей знаний, способных превратить эти знания в обучающий ресурс, нет – ничего не получится.

Разработка электронных ресурсов, конечно, обходится недешево. Но если вы полагаете, что обучение стоит дорого, посчитайте, во сколько обойдется его отсутствие. К примеру, двухминутный ролик об устройстве клапана давления стоит около 70 тысяч рублей. Однако замена вышедшего из строя клапана (в том числе и по причине неопытности или недостаточной квалификации персонала) обойдется куда дороже. Во-первых, к стоимости самого клапана нужно прибавить оплату труда людей, которые должны его поменять. Во-вторых, не забудьте и о прочих рисках, о потерях от простоя производства.

Любому дальновидному руководителю понятно, что выгоднее один раз вложить эти 70 тысяч в обучение специалистов, чем постоянно платить за последствия их неграмотности. К тому же ролик покупаешь один раз, а обучаешь неограниченное количество работников, электронные курсы встраиваются в саму систему адаптации персонала на предприятии.

Может возникнуть проблема и в виде недопонимания между заказчиком соответствующего курса и разработчиком. Для ее предотвращения работу лучше организовать в два этапа.

Наиболее сложный и ответственный этап – первый, проектирование. Результатом этого этапа должен стать детальный план контента: какой именно материал будет представлен, каков сценарий изучения этого материала, что и какими средствами будет проиллюстрировано, какие интерактивные элементы нужны, какие контрольные задания и т. д. Чтобы спроектировать контент, потребуется длительная работа всей команды: преподавателей, ведущих специалистов предприятия, методистов и программистов. Это творческий процесс, трудно назвать его размеренным и поддающимся четкому нормированию и структурированию. Но желание создать ресурс, который обеспечит эффективное повышение или поддержание квалификации персонала, позволяет преодолеть разногласия. Конечно, предварительно идет еще согласование целей и задач будущего электронного курса с заказчиком.

Второй этап – собственно изготовление курса. Здесь важно обеспечить гармоничную, без простоев и авралов, работу исполнителей, постоянный контроль со стороны авторов и методиста.

Электронная альма-матер

Очевидно, что описанные выше наглядность и интерактивность традиционному обучению не свойственны. Между тем комплексные, полидисциплинарные задачи, представленные в интерактивных упражнениях, очень помогли бы выпускникам высших и средних специальных учебных заведений подготовиться к будущей работе и существенно сократили бы время на адаптацию молодых специалистов и их "подстройку" к специфике производства.

О проблеме оторванности наших образовательных учреждений, готовящих кадры для производства, от производственных реалий говорят много и давно. Так не пора ли начать что-то менять?

Справедливости ради замечу, что многие отечественные вузы приступили к внедрению систем электронного обучения. Но пока такие системы в основном сводятся к переводу конспектов лекций и семинаров в электронный вид. Это, конечно, дело полезное – многие учебники, особенно по спецдисциплинам, найти трудно. Но такие материалы обеспечивают студента только суммой знаний по программе. Предприятию же нужен выпускник, который уже неплохо ориентируется на производстве, владеет не только отдельными дисциплинарными знаниями, но и понимает взаимозависимость процессов и явлений, возможности оборудования и особенности технологии, и может обойтись без длительной подготовки и дополнительного обучения на рабочем месте.

Создать полноценный электронный ресурс по интерактивной схеме для освоения некоего технологического процесса – задача для вуза, пожалуй, неподъемная. К тому же особенности конкретной технологии обычно являются коммерческой тайной и не могут разглашаться для свободного использования в учебном заведении. Тем не менее обеспечить студенту возможность наилучшим образом усвоить, что и как устроено на производстве, вполне реально, используя ту же мультимедийную визуализацию работы технически сложных устройств, таких как электродвигатель, к примеру.

Создать подобные мультимедийные элементы учебно-методических комплексов непросто. Так, на разработку и воплощение ролика об устройстве и принципах работы электродвигателя постоянного тока у нас ушло два месяца. Зато теперь для освоения вопроса преподаватель может потратить вместо четырех аудиторных часов не более часа вместе с дополнительными объяснениями и контрольными вопросами.

Столь существенное сокращение времени, которое требуется для освоения базового материала, за счет применения мультимедийных технологий открывает возможность для проработки со студентами более глубоких профессиональных вопросов. А это, безусловно, меняет требования к квалификации самого педагога, его самообразованию и саморазвитию. И, чтобы соответствовать им, преподавателю придется поднимать уровень собственного образования и педагогического мастерства.

Пища для размышлений

Возвращаясь к производственным реалиям, зададимся еще раз вопросом: так для чего предприятиям необходимо создавать интерактивную базу данных о производственных процессах, формировать библиотеку электронных курсов по технологиям и другим немаловажным вопросам производства, выстраивать систему управления знаниями? Прежде всего, для того, чтобы наработанное в компании знание оставалось в ней, а не "уходило на пенсию" вместе с его носителями, а новому поколению специалистов не приходилось каждый раз начинать работу "с чистого листа". В конечном же итоге применение перечисленных средств обучения позволяет повысить капитализацию компании.

Работа над созданием, пополнением, актуализацией таких ресурсов – это стратегическая задача любой компании в любой отрасли, поскольку банк знаний в области технологий – это основа конкурентоспособности, а значит, прочный фундамент будущего компании.


Бернд Гофманн, директор управления по персоналу компании КНАУФ СНГ:

Сейчас в компании КНАУФ работают более 86 000 человек только в странах СНГ, зарегистрировано 47 юридических лиц.

Нам очень не хватает в России грамотных руководителей для наших производственных предприятий. Частично эту проблему мы решали при помощи известных методик Talent management – управления талантами. Но более значимых успехов в этом вопросе мы рассчитываем достичь при помощи Академии КНАУФ, которая откроется в России в июне 2009 года. Это новая форма организации обучения (в том числе и внутреннего) в компании.

Мы планируем создать кадровый резерв менеджеров для наших производственных предприятий, с которым сможет работать почти 50 юридических лиц под маркой "Кнауф".

Помимо организации работы Академии КНАУФ, у нас функционирует еще 18 учебных центров в различных регионах. Сегодня их задача – обучение персонала интеллектуальной сборке конструкций "Кнауф" с изучением и соблюдением технологии и всех предписаний.

У нас выросли требования к результатам обучения и повышения квалификации. Основную свою задачу наши специалисты по управлению персоналом видят в стимулировании рабочих к постоянному профессиональному росту. Например, приветствуются многофункциональность рабочих и их умение быстро отремонтировать оборудование того участка, где они работают. За счет этого и появляется мультиэффективность, которая может помочь нам сократить разрыв в штатной численности персонала на российских заводах и предприятиях, расположенных в других странах. Поэтому инвестиции в персонал, в обучение и переквалификацию мы сократили несущественно.


Источник информации
Журнал "Управление производством" №5-6, 2009г. www.pm-j.ru
Опубликовано 25.06.2009