Законодательство о госзакупках: время выходить на новый уровень


Вадим Потрашков, Электроная площадка B2B-center

В этой статье мы поговорим о важнейших концептуальных проблемах действующего российского законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, а также о перспективах и основных направлениях дальнейшего развития этой отрасли законодательства.

За более чем пятилетнюю историю действия Закона № 94-ФЗ нормативное регулирование госзаказа прошло множество трансформаций. Было принято почти тридцать пакетов поправок к закону, однако и сегодня процесс размещения заказов для государственных и муниципальных нужд нельзя назвать идеально отрегулированным. Главной претензией к этой системе остается тот факт, что законодательно установленные процедуры не позволяют эффективно расходовать бюджетные средства, а злоупотребления при осуществлении госзакупок как со стороны заказчиков, так и со стороны поставщиков и подрядчиков при этом не сокращаются. Соответственно требуется вывести регулирование госзаказа на принципиально новый уровень. Вот только дискуссия о методах и направлениях этого обновления продолжается до сих пор.

Основа для дальнейшего развития
Закон № 94-ФЗ стал в своё время важным шагом на пути развития законодательства о госзакупках. Однако и практика размещения госзаказов, и даже сам объём поправок, которые были внесены в этот закон за прошедшие шесть лет, свидетельствуют о том, что этот нормативный акт нельзя рассматривать в качестве вершины развития закупочного законодательства. Уместнее говорить о том, что реализация положений Закона № 94-ФЗ позволила заложить основы для дальнейшего развития законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Во-первых, Закон № 94-ФЗ расширил инструментарий закупочных процедур по сравнению с действовавшим до 2006 года Законом № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Использование этого инструментария позволило как заказчикам, так и поставщикам (подрядчикам) на практике выявить достоинства и недостатки каждого из способов размещения заказа и предложить оптимальные параметры этих способов.

Во-вторых, практика реализации положений Закона № 94-ФЗ выявила то, что недостаточно регламентировать лишь саму процедуру размещения заказа. Для эффективного расходования бюджетных средств нормативно урегулированными и открытыми для контроля должны быть все отношения, связанные с госзаказом: составление и согласование плана закупок, и формирование конкурсной (аукционной) документации, и размещение заказа, и заключение контракта, и выполнение контрактных обязательств, и выполнение гарантийных обязательств поставщиком (подрядчиком) в течение действия гарантийного срока.

В-третьих, обязательное использование Internet-технологий при размещении государственных и муниципальных заказов позволило сформировать единое информационное пространство в сфере госзакупок.

Приобретенный опыт и должен стать отправной точкой для того, чтобы вывести законодательство о госзакупках на качественно новый уровень.

Принципы регулирования закупочных отношений
В будущем нормативное регулирование госзакупок не может ограничиваться лишь процедурной регламентацией способов размещения заказа. В законе должны быть закреплены и все остальные, нормативно неурегулированные на сегодняшний день, стадии закупочных отношений.

Что же касается собственно процедуры размещения заказа, то наряду с расширением разрешенных методов размещения, необходимо принять во внимание опыт реализации Федерального закона № 94-ФЗ. Этот опыт показал, что крайне сложно выработать несколько абсолютно универсальных методов, в равной мере подходящих для закупки всех товаров, работ и услуг. Из этой ситуации можно выходить двумя способами. Можно «по-старинке» пытаться уместить в громоздкие законодательные нормы многочисленные исключения из общей процедуры размещения заказа. А можно избрать новый принцип законодательного регулирования, а именно возложить на государственных и муниципальных заказчиков обязанность разработать открытые для общего ознакомления ведомственные регламенты закупок, учитывающие специфику их деятельности, а в законе закрепить лишь общие принципы и подходы к размещению закупочной деятельности.

Среди принципов размещения госзаказа, которые в любом случае должны быть закреплены законодательно, важнейшими можно назвать принцип конкуренции и тесно связанный с ним принцип информационной открытости при размещении государственных и муниципальных заказов. Без информационной открытости невозможно обеспечить ни реальную конкуренцию, ни общественный контроль, о необходимости которого во всех сферах так много говорится на официальном уровне.

Информационная открытость госзакупок
Повышение уровня информационной открытости обеспечивается, в первую очередь, облегчением доступа неограниченного круга лиц к информации о госзакупках. А одним из наиболее эффективных методов обеспечения такого доступа к информации о размещении госзаказов является размещение заказа в электронной форме. Если в электронной форме в сети Internet неограниченному кругу лиц будет доступна информация о всех стадиях закупочного процесса, то будет существенно облегчена экспертная оценка каждой из этих стадий и появится куда больше возможностей по своевременной профилактике злоупотреблений, связанных с размещением государственного и муниципального заказа.

Уже глава 3.1 Закона № 94-ФЗ, при всем несовершенстве предложенных ей механизмов нормативного регулирования, закрепила обязательную электронную форму, по крайней мере, для отдельного сектора размещения госзаказа. Концептуальным недостатком действующего Закона № 94-ФЗ можно назвать и то, что главой 3.1 электронная форма размещения заказа была предусмотрена лишь для одного, весьма ограниченного в сфере своего применения метода – аукциона. В настоящее время повсеместное распространение Internet-технологий, в том числе и в сфере размещения государственных и муниципальных заказов, позволяет реализовать электронную форму, а значит и открытость информации неопределенному кругу лиц, для всех видов процедур госзакупок.

Как мы уже говорили выше, информационно открыты и доступны для ознакомления и анализа должна быть не только сама процедура размещения заказа, но и все стадии отношений, связанных с госзакупками, начиная с составления и согласования планов закупок министерств и ведомств и заканчивая результатами аудита исполнения поставщиками и подрядчиками своих обязательств.

Это тем более необходимо, учитывая, что при размещении государственного заказа важна не только и не столько низкая цена контракта, сколько качество поставляемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг. Цель законодательного регулирования госзакупок – это не столько максимально экономное, сколько максимально эффективное использование бюджетных средств. Ведь сама по себе низкая цена контракта не способна обеспечить экономию денег налогоплательщиков, если, например, работы будут выполнены недостаточно качественно или с непродолжительным гарантийным сроком, а значит возникнет нужда вновь направлять бюджетные деньги на размещение заказа по выполнению тех же работ. Для минимизации подобных рисков, при размещении заказа, должны быть сформулированы с учетом отраслевой специфики и размещены в открытом доступе ясные и адекватные требования к квалификации поставщика (исполнителя) и качеству товаров, работ и услуг.

Направление развития законодательства о госзакупках
Модернизация законодательства о госзакупках не может быть ограничена только формальным включением в нормативные акты терминов «электронный аукцион» или «общественный контроль». Для того, чтобы новшества способствовали эффективному расходованию бюджетных средств, требуется качественное совершенствование самой концепции построения законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Для того, чтобы отвечать требованиям постиндустриального информационного общества, процесс расходования бюджетных средств на удовлетворение нужд общества должен не только информационно обеспечиваться с использованием современных методов IT-коммуникации, но и целиком проходить в открытой информационной среде. Оптимальным способом обеспечения такой информационной открытости служит электронная форма размещения заказов. При наличии информационной открытости в условиях свободного доступа к системе Internet, любой пользователь сможет оперативно и с минимальными издержками получить всю важнейшую информацию по каждой закупочной операции, проведенной в электронной форме, что в свою очередь и сможет стать основой реального общественного и экспертного контроля над размещением заказов для государственных и муниципальных нужд.

Справка 

B2B-Center - российский оператор электронных торгов (ОАО "Центр развития экономики") основан в 2002 году. На сегодняшний день компания является одним из крупнейших разработчиков систем электронной торговли для корпоративных заказчиков.

Система B2B-Center позволяет каждой компании выступать как организатором, так и участником торговых процедур любого уровня сложности (более 40 вариантов): конкурентные переговоры, запросы цен/предложений, аукционы продавца/покупателя, все виды конкурсов и др.

На данный момент в Системе проведено более 114 000 торгов на общую сумму более 870 млрд. рублей. Количество участников В2В-Center превышает 66 000 - это заказчики и поставщики из 85 стран мира

В Системе работают такие компании, как ОАО "РОСНАНО", ЗАО "КЭС-Холдинг", ОАО "РусГидро", ОАО "Холдинг МРСК", ОАО "АНК "Башнефть", ОАО "РАО ЭС Востока", ОАО "ТГК-1", ОАО "Силовые машины", ГК "Мечел", ОАО "АВТОВАЗ", ОАО "Зарубежнефть" и др.

Основная функция B2B-Center – торговая, но на этом возможности площадки не ограничиваются: в Системе можно получить статистику по торгам, произвести поиск поставщиков по нужной тематике, найти маркетинговые исследования рынка, получить финансовые услуги (электронные банковские гарантии, кредиты, лизинг, факторинг), страховые услуги и многое другое.
Опубликовано 05.10.2011