B2B-Center: как вступление в ВТО отразится на российских площадках для электронных торгов?

22 августа Россия официально вступила в ВТО. Благодаря этому электронная торговля в сегментaх b2b и b2g получит стимулы для интенсивного и экстенсивного развития.

Опираясь на 10-летний опыт работы, эксперты B2B-Center прогнозируют развитие электронной коммерции. Так, по мнению Алексея Дегтярева, генерального директора B2B-Center, приток зарубежных участников увеличит клиентскую базу российских торговых площадок и усилит конкуренцию среди поставщиков, а стремление организаторов торгов к сокращению затрат на приобретаемую продукцию подтолкнет к проведению закупочной деятельности через электронные площадки. Таким образом, вырастут численные показатели, характеризующие отрасль электронной торговли, - количество и объем торгов, количество участников и др.

Кроме того, можно ожидать, что российские электронные системы будут стремиться к качественному развитию – например, станут осуществлять перевод торговых процедур на английский язык, и это будет способствовать расширению круга иностранных участников торгов.

С высокой долей вероятности можно предположить, что на российский рынок электронных торгов придут международные доски объявлений, ориентированные на предприятия малого и среднего бизнеса, основной особенностью которых будет предоставление не информационных услуг, а ряда дополнительных сервисов. И это также будет способствовать качественным изменениям в отрасли электронной коммерции сначала в корпоративном сегменте, а затем и в сегменте b2g.

Одновременно другие отрасли российской экономики испытают положительное влияние вступления России в ВТО. По мнению экспертов Всемирного банка (рис. 1) к таким отраслям относятся: металлургия, химическая, нефтехимическая и нефтегазовая отрасли, сфера связи, грузовые перевозки и т.д. Отрицательного воздействия эксперты не ожидают в энергетике, в переработке нефти, морских и ж/д перевозках.

Рисунок 1.



В то же время, по оценкам Strategic Business Solution отрицательные последствия от вступления России в ВТО, скорее всего, наступят для сельского хозяйства, легкой и тяжелой промышленности. В настоящее время в легкой промышленности функционируют 14 тысяч специализированных и зарегистрированных на территории страны крупных, средних и малых предприятий, расположенных в 72 субъектах Российской Федерации. Около 70% предприятий являются градообразующими. После вступления в ВТО пошлины на одежду снизятся с 10-20% до 5-7%, на текстиль – с 9,5% до 7,3%. Прямые потери в отрасли составят в 2020 г. около 11% от объема производства.

Для тяжелой промышленности вступление России в ВТО также может иметь отрицательные последствия. Прямые потери в отрасли вследствие увеличения импорта составят 102% от объема производства в 2020 г., а упущенные возможности роста – 177%.

В такой ситуации предприятия вынуждены будут снижать цену производимой продукции. Одним из способов снижения цены является сокращение доли прибыли, однако данный способ нежелателен, поскольку уровень рентабельности для многих промышленных предприятий в России составляет 6-8%.

Другой способ заключается в снижении себестоимости продукции. Этого можно добиться, например, при проведении закупок товаров и услуг в электронной форме. Например, за счет высокой конкуренции в процессе проведения электронных торгов на площадках системы B2B-Center, компании добиваются снижения расходов на закупаемую продукцию до 20% (экономический эффект от использования электронных торговых площадок представлен на рис.2).

Рисунок 2. Эффект от использования электронных торговых площадок (на примере промышленных предприятий).



Еще одним решением, способным компенсировать негативные последствия от вступления России в ВТО, может стать увеличение объемов реализации продукции, и здесь также технологии электронной торговли могут быть эффективны. По данным B2B-Center, около 80% поставщиков работающих в Системе, участвуют в торгах не только в своем регионе, причем значительная часть поставщиков расширила круг клиентов, увеличила объемы продаж.

Таким образом, участие в электронных торгах является наиболее эффективным инструментом повышения конкурентоспособности российских предприятий в условиях вступления в ВТО, а также необходимым фактором для выживания в условиях единого торгового пространства.

Список источников.
1. Томас Резерфорд, Университет штата Колорадо и Дэвид Тарр, Всемирный банк. Вступление России в ВТО: влияние на макроэкономику, отрасли, рынок труда и домохозяйства. 2009.
2. Strategic Business Solution. Оценка макроэкономических последствий вступления России в ВТО. 2012
Источник информации
Компании
Опубликовано 30.08.2012