Поиск на Портале

Опубликовано: 11 февраля 2005 г.

Аутсорсинг - что за зверь такой?

категории:  Статьи   просмотров: 2012

Источник информации: НОУ "ИПП"

Кушниров Владимир Борисович


За последние десять-пятнадцать в русском языке появилось огромное количество иностранных слов. Понятных и не совсем. Благозвучных и не очень. Обозначающих (давно) известные понятия и нечто ранее неслыханное. Мы с ними потихоньку разобрались и освоились, стали употреблять к месту и со знанием дела. Но, как выясняется, велик не только русский язык. К ранее освоенным иностранным словам то и дело добавляются новые.

Одно из таких новых - "outsourcing" (аутсорсинг) - настолько "свежее", что точного перевода не найти даже в быстро обновляемых интернет - словарях. И, пока смысл его несколько туманен, оно применяется как некий синоним словам субконтрактинг и кооперация.

Буквальный перевод слова "outsourcing" - "втекающий извне / снаружи". В бизнес - практике это понимают как "(нечто) имеющее внешний (по отношению к фирме) источник / происхождение". Этим словом принято обозначать вынесение бизнес-функций за пределы компании, передачу их для исполнения другим фирмам. Но, не просто передачу:

- аутсорсинг есть форма взаимодействия, при которой "внешнее" предприятие (продавая заказчику свои товары/услуги) включается в "управленческие контуры" заказчика как функциональное подразделение, оставаясь при этом юридически и организационно независимым.

Для сравнения:

- кооперация есть форма взаимодействия, при которой предприятие приобретает у контрагентов готовые изделия (детали / узлы / агрегаты);

- субконтрактинг есть форма взаимодействия, при которой предприятие приобретает у контрагента услуги по выполнению (технологических) операций.

Нельзя сказать, что аутсорсинг (как организационное решение) для отечественных предприятий экзотическое явление. Можно привести многочисленные примеры его использования малым и средним бизнесом, особенно в части услуг:

- бухгалтерское обслуживание и юридическое сопровождение;

- информационное обслуживание в самых разных сферах: от патентного поиска до тематического мониторинга СМИ;

- различные виды охраны,

- уборка (производственных) помещений;

- обслуживание и поддержание компьютерных сетей и ПК.

Что же касается непосредственно промышленного производства, то здесь дальше обслуживания оборудования дело продвинулось не очень.

По мнению консультантов БТК "Знаю как", среди основных причин неразвитости аутсорсинга в машиностроении следует назвать:

a. Недостаток предложения (производственных) услуг.

Во-первых, (в силу исторических причин) производственная структура предприятий практически одинакова - у всех есть все переделы. Но, обычно, это универсальное оборудование, на котором трудно получить ощутимые конкурентные преимущества. Другими словами: внешнее предложение производственных функций ни по цене, ни по качеству не слишком отличаются от "своего";

Во-вторых, промышленное производство - отрасль пока еще не самая прибыльная и здесь еще нет ни больших инвестиций в (технологически) специализированные (высокопроизводительные) производства, ни достаточного предложения разного рода инжиниринговых услуг.

b. Проблемы взаимодействия.

Аутсорсинг это форма взаимодействия, наиболее близкая предприятиям с матричной структурой. Матричная структура предполагает высокий уровень управленческой культуры: целеполагание, четкая формализация (управленческих) процедур и организационных регламентов, недвусмысленные критерии оценки результатов работы, ясные обязанности и ответственность. Привлекая внешнее предприятие к аутсорсингу необходимо все эти вопросы продумать, оговорить и зафиксировать. Увы, готовы к этому (морально и профессионально) далеко не все менеджеры.

c. Риски

Одним из недостатков такого тесного взаимодействия как аутсорсинг является возрастание (количества) рисков, которым подвергается производственная система. В каком-то смысле эти риски даже удваиваются.

Кроме того, есть специфические риски:

- любой из партнеров по аутсорсингу имеет возможность проявить рыночную силу в большей мере, чем это осуществимо при других формах взаимодействия;

- аутсорсинг - прекрасный способ "вырастить" (в средне-догосрочной перспективе) хорошего конкурента. Примером этого может служить "экономическое чудо" Южной Кореи и стран Юго-восточной Азии, появившееся из аутсорсинга японских и американских фирм.

d. Психологические барьеры

Существенным препятствием к привлечению внешних организаций является моральная неготовность доверить внутрифирменную информацию и положиться на "варягов". Существуют подобные барьеры и у "дающей" стороны, и у "принимающей".

Однако у аутсорсинга есть неоспоримые достоинства, которые во многом компенсируют недостатки.

Главнейшие из достоинств аутсорсинга:

- способность обеспечить высочайшую гибкость производства для предприятия, "отдающего" функцию. В случаях, когда требуется освоить ранее неиспользовавшиеся технологии, разница между аутсорсингом и освоением "у себя" особенно впечатляет - время необходимое для запуска новой продукции сокращается многократно, месяцы превращаются в недели, иногда даже дни.

- возможность (для "отдающего") быстрого достижения максимальной компетентности в отданной функции.

Кроме этого, есть и другие положительные моменты:

- переданная функция (практически, гарантированно) будет выполняться с конкурентоспособным качеством и конкурентоспособной стоимостью, что "у себя" достигается далеко не всегда;

- предприятие "отдающее" функцию, имеет возможность (значительной) экономии затрат на приобретении оборудования, организации рабочих мест, наборе и обучении персонала и т.д.;

- особенно хорош аутсорсинг в ситуациях с неясными рыночными перспективами выбранного направления и/или коротким жизненным циклом выпускаемой продукции, поскольку позволяет снизить потери от ошибок в выборе направления развития

- затраты на поддержание "отданной" функции не будут превышать аналогичных затрат "у себя";

- отдельно следует отметить возможность экономии организационных ресурсов (у "отдающего") и концентрации их на ключевых аспектах бизнеса.

Общих рекомендаций на тему: "Отдавать или не отдавать функцию на аутсорсинг?",- безусловно, нет. Этот вопрос каждое предприятие решает само для себя, исходя из своих целей, своего понимания путей их достижения и имеющихся ресурсов. Думаю, излишне говорить, что в основе решения об аутсорсинге лежит экономическая эффективность вариантов " сделать самим / отдать на аутсорсинг".

Но, можно обозначить категории функций, для которых использование аутсорсинга наиболее эффективно.

I. "Второстепенная" функция

Речь идет о функции, которая сама по себе не создает добавленной стоимости и/или не приносит прибыли предприятию, хотя и является необходимой. Это могут быть упоминавшие выше бухгалтерские функции и функции системного администратора, кадровый учет, обучение персонала и т.п.

К этой же категории могут быть отнесены любые функции (даже основные) имеющие разовый характер, скажем, работы связанные с перепроектированием / реструктуризацией / модернизацией производства.

Эти функции вполне успешно могут взять на себя различные консалтинговые и инжиниринговые компании:

- компания "Северсталь-Авто" передала функции управления (!) одним из своих производств компании Gemco . Цель взаимодействия: достижение в течение года заданных показателей качества и производительности труда, проведение реструктуризации предприятия, обучение персонала и внедрение современной культуры производства;

- Онежский тракторный завод " и ЗАО "Масса-К доверили функцию отдела главного технолога Бюро технологического консалтинга "Знаю как". Цель взаимодействия: проведение технико-экономического анализа, технологическое проектирование производства, достижение заданных технико-экономических показателей производства;

- компания "Чистые технологии" использовала фирму "Рокад" в функции отдела главного конструктора при постановке на производство новой техники. Цель взаимодействия: достижение целевых производственных и эксплуатационных показателей выпускаемой продукции.

II. "Новая" функция

Сюда относятся функции, которых ранее не было, и необходимость которых возникла в процессе развития предприятия. Характерной особенностью новых функций является отсутствие достаточной собственной компетентности в вопросе и риски потерь, связанных с освоением неизведанного.

Примеры "новых" функций:

- маркетинг и сбыт на новых (для предприятия) товарных и/или географических рынках;

- разработка непрофильных (по специализации), но принципиально значимых компонентов выпускаемой продукции (приводов, электронных блоков и т.п.);

- освоение новых (производственных) технологий.

III. "Существующая" функция

Выполнение части производственных функций своими силами не всегда возможно с конкурентоспособными ценой / качеством. Особенно часто это происходит на операциях с небольшим объемом работ, требующих высокой квалификации и/или специализированного (дорогостоящего) оборудования. Примером такой функции могут быть разного рода (климатические или механические) испытания. Передать такие функции на аутсорсинг - святое дело. Специализированные центры берутся за это весьма охотно.

Еще одни повод для аутсорсинга - загрузка производственных мощностей близкая к максимальной величине. По имеющейся информации, С-Пб завод металлоконструкций в 2003 году в связи с полной загрузкой собственных производственных мощностей искал возможности аутсорсинга "избыточных" заказов.

Подводя итог сказанному, хочу отметить: во многом аутсорсинг - организационная "технология" завтрашнего дня. По инфраструктурным причинам мы еще не вполне готовы к ее использованию, еще следует "потренироваться" на субконтрактинге. Но, это самый перспективный путь к достижению конкурентоспособности мирового уровня. Мы обязательно научимся.

             
         Добавить в Google Reader  Читать в Яндекс Ленте

Комментарии читателей


Горелов Анатолий
сообщение оставлено 14.02.2007 в 16:36
 

Просто, ясно и при этом достаточно полно и точно.
Я бы предложил автору опубликовать эту статью (может быть, в новой редакции) в жунале "АС" ("Арматуростроение" - www.valve-industry.ru)
С уважением, гл. редактор "АС" А.Горелов


Христофорова Анжела
сообщение оставлено 26.05.2014 в 22:30
 

Аутсорсинг хороший зверь, белый и пушистый если правильно к нему подойти. Впрочем об этом автор в статье объяснил достаточно популярно. Из собственного опыта добавлю, что два года наша бухгалтерия находится на аутсорсинге у компании BDO Unicon Outsourcing, довольны, что-то менять не собираемся.


Семина Рита
сообщение оставлено 23.06.2014 в 17:33
 

Мы в сфере кадрового учета сотрудничаем с этой компанией, тоже довольны http://bporus.ru/services/hr/


Градецкая Людмила
сообщение оставлено 26.12.2014 в 11:40
 

Большинство предприятий отдают на аутсорсинг бухгалтерию и кадровые вопросы. Мы не исключение — работаем с bporus.ru.


icomov alexey
сообщение оставлено 29.01.2015 в 18:56
 

Просто зарегистрировать организацию или сотавить авансовый отчет это одно.. А вот кадровый консалтинг мало кому, кроме БДО Юникон можно поручить.


Гришаев Дмитрий
сообщение оставлено 27.02.2015 в 8:36
 

Нам пока приходится содержать целый штат бухгалтерии, но рассчитываем скоро перейти на http://bporus.ru/services/accounting/uchet_po_vsem_uchastkam/


Подписка на новости машиностроения
Для подписки на почтовую рассылку Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Последний выпуск
НОВОСТИ КОМПАНИЙ
14.06.2019
ОАК представит Бе-200 на авиасалоне в Ле Бурже
Тепловоз ТГМ6-УГМК сертифицирован на соответствие Техническому регламенту Таможенного союза
13.06.2019
ОДК внедрила Naumen Service Desk и тиражировала систему на все предприятия корпорации
С помощью беспилотников ZALA найдены отделяющиеся части РН "Союз-2"
Второй инновационный энергоблок Нововоронежской АЭС-2 вышел на 50% мощности
Ижорские заводы отгрузили оборудование для АЭС "Руппур" (Бангладеш)
SKF запустила уникальную производственную линию в Твери
КРМЗ будет изготавливать узлы газотурбинных электростанций для ОДК
ЦИАМ сохранил статус Государственного научного центра Российской Федерации
"КАМАЗ" успешно прошёл инспекционный аудит
"Росэлектроника" разработала газосигнализаторы для животноводческих комплексов
Завод "Алнас" начал производство оборудования для скважин с техническими ограничениями

Все новости >>

 Машиностроение в России   |   Машиностроение в мире   |   Технологии и методики   |   Программные и технические решения   |   Технологии будущего   |   Интервью   |   Опросы    |   Мнения пользователей 
© 2019 Портал машиностроения