Поиск на Портале

Опубликовано: 19 сентября 2006 г.

Следы качения при повреждении подшипников и их значение

категории:  Статьи   просмотров: 1582

Источник информации: Портал машиностроения

Ильченко А.А. (snr_roulements@mail.ru)


Подшипник является часто очень важным компонентом машины или механизма, и преждевременный выход его из строя становится нежелательным, ведя к значительным издержкам или даже убыткам от простоя и ремонтам оборудования. И поэтому значимую роль играет выявление причин выхода из строя подшипника и принятия мер по предупреждению.

Вид и расположение следов качения является довольно полезным средством при диагностике и предотвращения повреждений подшипников. Исследование следов качения даёт возможность делать выводы о том, при каких условиях он был установлен и как он работал. Зная различия между нормальными и фактическими следами качения, можно определить, работал ли подшипник в нормальных или в каких-то других условиях, а значит принять меры для предотвращения возможной поломки.

Ниже приведены типичные случаи следов качения подшипников подверженные тем или иным видам повреждений.


Случай 1



Условия работы:

·     вращается внутреннее кольцо;

·     наружное кольцо не вращается, но может перемещаться под действием нагрузки;

·     осевой нагрузки нет;

·     радиальная нагрузка постоянна относительно корпуса.

Картина явления:

·     cледы качения расположены на дорожках качения обоих колец;

·     на внешней стороне наружного кольца заметны следы трения.

Причины:

·     ненормальное вращение наружного кольца;

·     перемещение наружного под действием нагрузки.

Меры по предупреждению:

·     необходимо проверить правильность посадки наружного кольца подшипника.


Случай 2



Условия работы:

·     вращается наружное кольцо;

·     внутреннее кольцо не вращается, но может перемещаться под действием нагрузки;

·     осевой нагрузки нет;

·     радиальная нагрузка постоянна относительно корпуса.

Картина явления:

·     cледы качения расположены на дорожках качения обоих колец

Причины:

·     вращение внутреннего кольца относительно вала;

·     перемещение внутреннего кольца по валу.

Меры по предупреждению:

·     необходимо проверить правильность посадки внутреннего кольца подшипника.


Случай 3



Условия работы:

·     вращается внутреннее кольцо, и оно чрезмерно запресованно;

·     отсутствует внутренний зазор (тела качения зажаты);

·     наружное кольцо не вращается;

·     осевой нагрузки нет;

·     действует дополнительная радиальная нагрузка, вызванная запрессовкой внутреннего кольца.

Картина явления:

·     cледы качения расположены на дорожках качения обоих колец

Причины:

·     чрезмерная запрессовка (натяг) подшипника в корпус или на вал;

·     отсутствие внутреннего зазора, ведущая к возникновению дополнительного напряжения, величина которой суммируется с величиной уже действующей нормальной нагрузкой.

Меры по предупреждению:

·     необходимо проверить правильность посадки колец подшипника;

·     увеличить внутренний зазор подшипника.


Случай 4



Условия работы:

·     вращается наружное кольцо, и оно чрезмерно запресованно;

·     отсутствует внутренний зазор (тела качения зажаты);

·     внутреннее кольцо не вращается;

·     осевой нагрузки нет;

·     действует дополнительная радиальная нагрузка, вызванная запрессовкой наружного кольца.

Картина явления:

·     cледы качения расположены на дорожках качения обоих колец.

Причины:

·     чрезмерная запрессовка (натяг) подшипника в корпус или на вал;

·     отсутствие внутреннего зазора, ведущая к возникновению дополнительного напряжения, величина которой суммируется с величиной уже действующей нормальной нагрузкой.

Меры по предупреждению:

·     необходимо проверить правильность посадки колец подшипника;

·     увеличить внутренний зазор подшипника.


Случай 5



Условия работы:

·     внутреннее кольцо не вращается;

·     наружное кольцо не вращается;

·     радиальная нагрузка постоянна относительно наружного или внутреннего кольца;

Картина явления:

·     следы качения расположены на дорожках качения обоих колец по дуге, меньшей, чем половина окружности.

Причины:

·     действие вибраций относительно неработающего подшипника.

Меры по предупреждению:

·     при транспортировке двигателей, генераторов и подобного оборудования подшипник должен быть зафиксирован на валу;

·     использовать виброизолирующие башмаки;

·     при вынужденном нахождении в зоне действия вибрации подшипник должен периодически вращаться (даже очень медленно), чтобы равномерно распределить заложенную смазку, которая предотвращает непосредственный контакт между поверхностями элементов подшипников;

·     подшипник (отдельно или в составе машины) должен быть извлечен из зоны вибрации.


Случай 6



Условия работы:

·     внутреннее кольцо не вращается;

·     наружное кольцо не вращается;

·     действует радиальная нагрузка, вращающаяся относительно наружного или внутреннего кольца.

Картина явления:

·     равноудаленные следы качения, с расстоянием равным расстоянию между телами качения, которые могут быть расположены по всей окружности дорожек качения обоих колец.

Причины:

·     действие вибрации, которая привела к колебательному движению сепаратора и тел качения.

Меры по предупреждению:

·     при транспортировке двигателей, генераторов и подобного оборудования подшипник должен быть зафиксирован на валу;

·     использовать виброизолирующие башмаки;

·     при вынужденном нахождении в зоне действия вибрации подшипник должен периодически вращаться (даже очень медленно), чтобы равномерно распределить заложенную смазку, которая предотвращает непосредственный контакт между поверхностями элементов подшипников;

·     подшипник (отдельно или в составе машины) должен быть извлечен из зоны вибрации;

·     применить надлежащую смазку.


Случай 7



Условия работы:

·     вращается внутреннее или наружное кольцо;

·     величина радиальной нагрузки равна нулю или незначительна относительно осевой;

·     осевая нагрузка постоянна.

Картина явления:

·     следы качения на наружной или внутренней обоймах смещены в разные стороны (на внутренней обойме – на встречу действия осевой нагрузки, на наружной – с обратной стороны).

Причины:

·     действие аномальной осевой нагрузки.

Меры по предупреждению:

·     проверьте и уменьшите величину осевой нагрузки.


Случай 8



Условия работы:

·     внутреннее кольцо не вращается, наружное кольцо не вращается;

·     действует изменяющаяся осевая нагрузка.

Картина явления:

·     равноудаленные следы качения, с расстоянием равным расстоянию между телами качения;

·     следы смещены в разные стороны (на внутренней обойме – на встречу действия осевой нагрузки, на наружной – с обратной стороны).

Причины:

·     действует изменяющаяся осевая нагрузка.

Меры по предупреждению:

·     проверьте величину изменения осевой нагрузки, возможно она ненормальна;

·     примените надлежащую смазку.


Случай 9



Условия работы:

·     вращается внутреннее кольцо, наружное кольцо не вращается;

·     осевой нагрузки нет;

·     радиальная нагрузка постоянна относительно наружного кольца;

·     действительная ось вращения смещена относительно нормального расположения оси на угол равный внутреннему зазору (несоосность, перекос).

Картина явления:

·     на внутреннем кольце широкий след качения распространяется посередине дорожки качения по всей окружности;

·     на наружном кольце следы качения расположены на двух диаметрально противоположных участках дорожки качения.

Причины:

·     ось корпуса и вращения вала смещена на некоторый угол;

·     перекос наружного кольца.

Меры по предупреждению:

·     необходимо проверить соосность;

·     необходимо выравнить положение корпуса.


Случай 10



Условия работы:

·     вращается наружное кольцо, внутреннее кольцо не вращается;

·     осевой нагрузки нет;

·     радиальная нагрузка постоянна относительно внутреннего кольца;

·     действительная ось вращения смещена относительно нормального расположения оси на угол равный внутреннему зазору (несоосность, перекос).

Картина явления:

·     на наружном кольце широкий след качения распространяется посередине дорожки качения по всей окружности;

·     на внутреннем кольце следы качения расположены на двух диаметрально противоположных участках дорожки качения.

Причины:

·     несоосность вала относительно корпуса.

Меры по предупреждению:

·     необходимо проверить соосность;

·     необходимо выравнить положение вала.


По материалам сайта www.snr.com.ru

             
         Добавить в Google Reader  Читать в Яндекс Ленте

Подписка на новости машиностроения
Для подписки на почтовую рассылку Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Последний выпуск
НОВОСТИ КОМПАНИЙ
25.09.2018
"ЛокоТех" и ÖBB-Technische Services-GmbH подписали соглашение о сотрудничестве по обслуживанию локомотивов Австрийских железных дорог
СТАН и компания NURZAT договорились о сотрудничестве по экспорту российского станкостроительного оборудования в Турцию
ОДК приняла участие в разработке и выпуске национального стандарта по работе с поставщиками в области качества
"Appius-PLM Управление проектно-сметной документацией" поддерживает технологии BIM
"РМ Рейл" приняла участие в международной транспортной выставке InnoTrans-2018
Hyundai Motor и H2 Energy обеспечат ввод в коммерческую эксплуатацию первого в мире парка грузовиков на водородном топливе
Завершён ремонт главных двигателей МРК Гейзер
Предприятие ОМЗ-Спецсталь улучшает условия труда работников
На "КАМАЗе" изготовили первую партию узлов для кабин К5
Суперкомпьютер на основе разработки "Росэлектроники" вошел в ТОП-50 на территории СНГ
24.09.2018
Ростех открыл машиностроительный комплекс в Татарстане за 4 млрд рублей
АО "Уралэлектромедь" направило для испытания новые коллекторные пластины для электровозов

Все новости >>

 Машиностроение в России   |   Машиностроение в мире   |   Технологии и методики   |   Программные и технические решения   |   Технологии будущего   |   Интервью   |   Опросы    |   Мнения пользователей 
© 2018 Портал машиностроения