А. Лесков (ЗабГУ): Уберите машиностроение – не останется ничего

Андрей Лесков

Декан факультета технологии, транспорта и связи ЗабГУ Андрей Лесков о губительном ЕГЭ, инфантильности современных студентов и формировании престижа профессии.

— Я не хочу говорить о том, что наш факультет замечательный, здесь работают сильные преподаватели, здесь не скучно и всё такое. Об этом можно прочитать в интернете или узнать в день открытых дверей. Я хочу поговорить о серьёзных проблемах, что существуют сейчас вокруг технических профессий, в частности, машиностроения, автотранспорта, современных видов связи, биомедицинской инженерии и почему. Вот смотрите: мы все знаем, что такое сотовый телефон. Мы не можем ни одного часа обойтись без него, но отчего-то никто не желает с этим связываться профессионально. Я сейчас говорю про школьников и абитуриентов. Ведь кто такой инженер-механик или просто инженер? Он формирует или создает технологическое пространство в обществе, без которого человек – ну, просто не существует. Например, одежда, мебель, шариковая ручка, компьютер и прочее – изготавливается благодаря машиностроителям, обслуживается огромной армией инженеров других отраслей. Уберите всё, что сделано руками человека с применением металла в производстве – останется сам человек. Гуманитарий.

Я прихожу в школы, уже во многих побывал, несколько районов проехал лично. Какая там картина: класс 20-25 человек, трое сдают физику, остальные – нет, мы сдаём обществознание. Да кто мы без физики?

— Физика не является обязательным предметом для сдачи ЕГЭ.

— По моему мнению, для того, чтобы стать технически грамотным человеком, нужно сдать математику и физику. Физику не сдают, да. А с математикой – парадокс, рождённый правительством и министерством образования. Минимальный положительный порог для сдачи единого госэкзамена по математике – 24 балла. Набрал ты эти несчастные баллы, получил тройку, и тебе говорят – хорошо всё. И это при том, что школа испокон веков требовала за тройку, если считать проценты от пятёрки, 60% правильно выполненного задания. А правительство решило, что 24 балла по математике – этого достаточно для цивилизованного общества.

А самое что противное – поставить-то этот порог поставили, но тут же говорят, что такие вузы – неэффективные. То есть, им позволено ломать систему образования, а мы остаёмся крайними. Верните вы, как полагается – меньше 60% решил правильно, и будет двойка. Потом и посмотрим, кто неэффективен.

— Но, при этом же, открывают инновационные центры, научные центры – Сколково, например.

— Да, открывают. И у нас думают об одарённых детях. Но какую ситуацию мы имеем на сегодняшний день, при которой такие центры будут бесполезны? Сегодня государство говорит прямо: не хочешь учится – свободен, не хочешь сдавать ЕГЭ – сдай минимум и свободен. Принцип государства – не надо тратить деньги на тех, кто не желает учиться, а надо вкладывать их в тех, кто этого хочет. Я участвовал в международных конференциях и всегда там говорил, что такое в регионе с миллионом населения, где несколько десятков тысяч детей готовы получать образование, взять – даже сто человек – выделить и начать с ними работать? Анекдот для ответа. Наступает вот армия. Генерал расписывает план атаки. Вот здесь танки пойдут, так пехота, правый фланг, левый. А авиации у нас не будет – лётчик заболел. Почему наше общество решило, что на фоне очень низкой общей образованности можно сделать прорыв на базе 100-200 человек? Ну, какой это прорыв?

Вот я знаю, что 50% выпускников-краснокаменцев – уезжают. У нас – минимум 30% уезжают. А кто уезжают, как думаете? Те у кого ЕГЭ 24 балла? Или у кого 60? Ведь когда вводился этот экзамен, пытались решить несколько проблем: недоступность образования, например. Мол, в московские вузы приходилось сдавать экзамены, и волею судьбы отбивались те, кто мог там по уровню знаний вполне успешно учиться. ЕГЭ решили сдавать ещё и потому, чтобы не перегружать выпускников. Вести статистику, учёт – ведь все результаты высвечиваются, и если что – поднять уровень образования, регулировать его. Наконец, убрать коррупционную составляющую.

Что в остатке. По статистике, коррупция выросла в 10 раз. Не мои слова – с интернета снято. Уровень образования – понятно какой. Но – да, все поехали. Если раньше всё же требовался какой-то выше среднего материальный достаток в семье – отправить ребёнка учится в другой город, что теперь могут ехать все. Наши вузы не наполняются.

А поначалу же единый госэкзамен – вообще было стихийное бедствие. Дилетанство на уровне государства. Решите уравнение, и 4 варианта ответов. Я ребят спрашиваю, что делать будете? Так решать, говорят. Да пятиклассник знает, что достаточно просто подставить значения и проверить. Мозгов не надо – простая арифметика. И старшеклассники мне говорят, чтобы быть лучшим, поступать, достаточно иметь 66 баллов. А вы спросите у преподавателей, для которых на тройку – минимально положительную оценку – всегда было выполнение 2/3 материала. Это и есть 66 баллов. Так вы выходите троечниками.

— Гуманитарии жалуются на отсутствие развития образного мышления из-за тестов, на неумение рассуждать, делать выводы.

— Правильно. Вот у нас пример. Преподаватель даёт студентам задачу, все сидят. Спрашивает, чего сидите. А они: а вы пример нам разберите. То есть, когда натаскиваются на тесты – обязательно прорешиваются примеры. Теория у них умирает, а теория – база всего. Я всегда в таком случае привожу пример. Вот правила дорожного движения. Чтобы сдать на права – нужно выполнить тест, да и готовятся к сдаче по тестам. Но, прежде чем начать решать, необходимо пройти теоретический курс. А если не знать теории, а учиться лишь правильно ставить галочки в похожих примерах, то какая будет ситуация. Выезжая на любой перекрёсток, водитель должен найти в голове подходящий пример для дальнейших действий. А если в примере появляется новое условие– пешеходов на три десятка больше или трактор как-то встал, то и водитель встанет. Или не проскочит.

Поколение ЕГЭ не умеет логически мыслить, только стереотипно. Это не только математика. Мы вынуждены вводить дополнительные занятия. А что касается физики – это вообще…

— Проблема выбора профессии как-то связана с ЕГЭ?

— Конечно. Я спрашиваю себя – а ты знал, куда тебе пойти учиться в свои 16-17 лет? У меня оба родителя – из машиностроения. Я даже при этом не мог однозначно ответить, куда идти учиться. Я не мог ответить, но в школе мы сдавали 10 экзаменов, и 4 я должен был сдавать институт. Чем сейчас боятся перегрузить выпускников – я поэтому понять не могу! Так вот, я приходил в приёмную комиссию, читал про специальности, подавал документы. И за три дня до экзаменов мог забрать их и переложить. Сегодня большие дяди и тёти с министерства заставляют выбирать девятиклассников! Иди в экономический, физико-математический или гуманитарный класс. А у же в марте в 11-м классе выбирай ЕГЭ. И всё. Потом ты уже не дёрнешься никуда, если какого-то предмета тебе не хватает для другой специальности. Теперь ты обречён.

Что ещё. Недавно слышал, на "Радио Сибирь", обсуждали, что в Америке 30-летние разговаривают в курилках про "Звёздные войны", играют в "PlayStation". И ведь в России такая же проблема незрелости и инфантилизма. У нас сегодня беременная студентка – это, я не знаю, редкость. Женятся – единицы. Единицы замуж выходят, и единицы рожают. Когда я заканчивал университет – у нас единицы оставались неженатые, а были и с детьми семьи. Современные студенты не готовы ещё заводить семью. Они незрелые. А вы говорите о выборе профессии на всю жизнь.

Да и как её выбирать, если у нас по телевизору одни танцоры и певцы, судьи и адвокаты, силовики да врачи. Больше никого нет. Один раз решил посмотреть, сколько раз за новости скажут о технарях. Один! Единственный! Про какой-то материал для атомной промышленности. Где имидж профессии? Где "Весна на заречной улице"? Ведь даже в песне о Победе – "у мартеновских печей не смыкала наша Родина очей". Победу ковали машиностроители ведь тоже.

Я советую родителям, советую ребятам – не слушать никого, а посмотреть на реальность. Она такова, что без развития производства и промышленности у страны нет будущего. Выбирайте ЕГЭ по физике, будет возможность выбора при поступлении. Вот краснокаменский РМЗ хоть сейчас отхватит 30 специалистов – а их нет. Мы набираем в группу 15, остаётся 5. Им зарплата – от 30 тысяч, жильё, соцпакет, а они в экономисты. А так нельзя, так просто не бывает.
Источник информации
Опубликовано 19.02.2013