Сегодня на рынке труда в промышленном секторе складывается поистине парадоксальная ситуация. Начавшееся в условиях кризиса сокращение занятости дипломированных специалистов сочетается с отнюдь не теряющей остроту проблемой нехватки работников, обладающих должным уровнем компетенций. Недавнее исследование Grant Thornton засвидетельствовало, что каждый второй отечественный бизнесмен проблемой номер один называет дефицит высококвалифицированного персонала, а вовсе не коррупцию или доступ к кредитным ресурсам.
Надо признать откровенно - критических сигналов, исходящих от работодателей в адрес выпускников инженерных вузов, несмотря на принимаемые усилия, становится не меньше, а больше. Вместе с тем наряду с обоснованными претензиями в предпринимательском сообществе идет активный поиск конструктивных решений, способных существенно приблизить качество подготовки специалистов инженерного профиля к насущным запросам современного производства. В частности, ТПП РФ совместно с территориальными палатами Уральского региона внимательно отслеживает процесс реализации программы возрождения инженерной школы, принятой пока на уровне только Свердловской области, но уже вошедшей в число приоритетов Ассоциации палат УФО для тиражирования в других субъектах этого макрорегиона.
Хотел бы поделиться нашим видением решения некоторых злободневных задач образовательного процесса в профильных учебных заведениях. Первоочередной задачей ТПП РФ считает предметное включение бизнес-сообщества в обеспечение притока в политехнические вузы молодых людей, по-настоящему увлеченных техническим творчеством и инженерными профессиями. Ведь при сегодняшнем наплыве в профильные вузы случайного контингента лиц, которым низкие баллы по ЕГЭ не позволяют стать экономистами или юристами, мы обречены находиться в незавидном положении, когда половина выпускников высшей школы предпочитает трудиться не по специальности.
В то же время нельзя не заметить появления новых подходов, инициируемых социально ответственными бизнес-структурами. Так, на только что прошедшем конкурсе "Лучшие социальные проекты России" было представлено немало поучительных примеров. В их числе - возобновление после многолетнего перерыва выпуска альманаха для детей "Хочу все знать" по инициативе компании "РусГидро". Цель проекта - формирование у подрастающего поколения интереса к науке, промышленности и инжинирингу.
Многие территориальные ТПП поощряют стремление руководителей предприятий к расширению контактов с образовательными учреждениями, финансово поддерживать возрождение подзабытых форм ранней профориентации молодежи вплоть до возможности заниматься им простейшими исследованиями и конструкторскими разработками.
В свою очередь ТПП РФ поддерживает инициативы ряда регионов, которые ставят целью улучшить подготовку технических кадров, ориентируясь на конкретные нужды промышленных предприятий. В этом плане заслуживает внимания и поддержки недавно подписанное между правительством Тульской области, образовательными учреждениями региона и местными металлургическими предприятиями соглашение о долгосрочном сотрудничестве в подготовке кадров. Соглашение предусматривает, в частности, совместную работу по внедрению современных методов обучения на основе информационных технологий с использованием новых учебно-лабораторных и учебно-производственных комплексов. Кроме того, вузовские преподаватели будут привлекаться для повышения уровня подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, выпускаемых начальной и средней профессионально-технической школой. К выполнению большинства пунктов соглашения уже подключилась Тульская ТПП. Кстати, доля металлургии в общем объеме промышленной продукции Тульской области составляет около 20%.
В последние годы немало говорилось о необходимости вовлечения студентов инженерных вузов в научно-техническое творчество и коммерциализацию интеллектуальных разработок. Но пока похвастаться особо нечем.
По данным Роспатента, импорт интеллектуальной собственности в РФ превышает экспорт в 11 раз. Как в такой обстановке рассчитывать на эффективность импортозамещающих программ? Эксперты констатируют, что практически не замеченным в деловых кругах и властных коридорах стал факт вступления в силу с 1 октября 2014 года изменений в 4-ю часть ГК РФ. Однако никаких признаков оживления патентования российскими авторами своих разработок за рубежом пока не наблюдается.
На фоне заметного разочарования по поводу результатов перехода российской высшей школы на болонскую систему имеет смысл обратиться к интересным начинаниям в сфере подготовки инженерных кадров, которые накапливаются в странах БРИКС и которые во многом позволяют этим странам успешно запускать инновационные производства и осуществлять крупные инфраструктурные проекты. В частности, внимание многих международных экспертов привлекла амбициозная индийская программа по подготовке за 10 лет 150 млн инженеров и рабочих высокой квалификации. Причем речь в программе идет не только о том, чтобы покончить с "кадровым голодом" внутри Индии, но и наладить масштабный экспорт специалистов инженерного профиля по всему миру. На мой взгляд, нешаблонный подход к опыту индийских коллег поможет нам лучше понять, где и почему пробуксовывает наш собственный план по организации 25 млн высококвалифицированных рабочих мест.
Повышение престижа инженерного образования, приток творчески устремленных молодых людей в технические вузы напрямую зависят от того, насколько основательно государство и работодатели займутся решением проблемы справедливой оплаты инженерного труда. Этим вопросом озабочено не только российское общество. Не случайно, к примеру, Международная организация труда провозгласила курс на достойный труд и его оплату как основу устойчивого развития всей мировой экономики. Что касается нашей страны, то, несмотря на рост зарплат инженерно-технических работников в течение последних 15 лет, лишь недавно удалось приблизиться к сопоставимым цифрам доходов этой категории сотрудников, которые имелись в СССР в конце 1980-х годов. Причем это без учета дополнительных доходов, получаемых в тот период из общественных фондов. А если учесть фактор общественных фондов, то зарплата в современной России должна быть не меньше 70 тыс. руб., а после недавней девальвации рубля и взлета инфляции - все 100 тыс.
Эксперты ТПП РФ убеждены, что сегодняшние призывы к ужесточению финансовой дисциплины посредством экономии на оплате труда квалифицированных специалистов обернутся дальнейшим снижением покупательского спроса, сокращением прослойки среднего класса, что приведет только к усугублению кризисных явлений в отечественной экономике. Так что пришло время обратиться к альтернативным вариантам, и, в частности, к азиатскому опыту финансирования крупнейших госпрограмм за счет ограниченной денежной эмиссии с последующим освоением средств бизнеса по четко обозначенным приоритетным направлениям.
ТПП РФ внимательно отслеживает ситуацию, связанную с инспекционными проверками системы высшего образования. Наша позиция: нужно стремиться не к механическому сокращению числа вузов, а к тому, чтобы все учебные заведения, как государственные, так и частные, предлагали качественное образование. Именно на решение этой задачи направлено крепнущее в последние годы сотрудничество многих территориальных палат с негосударственными вузами, особенно с теми, которые в отдельных муниципальных образованиях являются единственными высшими учебными заведениями. Вместе с Ассоциацией негосударственных вузов ТПП РФ планирует взять под контроль работу около 50 учебных заведений, предлагающих инженерно-технические специальности.
Надо признать откровенно - критических сигналов, исходящих от работодателей в адрес выпускников инженерных вузов, несмотря на принимаемые усилия, становится не меньше, а больше. Вместе с тем наряду с обоснованными претензиями в предпринимательском сообществе идет активный поиск конструктивных решений, способных существенно приблизить качество подготовки специалистов инженерного профиля к насущным запросам современного производства. В частности, ТПП РФ совместно с территориальными палатами Уральского региона внимательно отслеживает процесс реализации программы возрождения инженерной школы, принятой пока на уровне только Свердловской области, но уже вошедшей в число приоритетов Ассоциации палат УФО для тиражирования в других субъектах этого макрорегиона.
Хотел бы поделиться нашим видением решения некоторых злободневных задач образовательного процесса в профильных учебных заведениях. Первоочередной задачей ТПП РФ считает предметное включение бизнес-сообщества в обеспечение притока в политехнические вузы молодых людей, по-настоящему увлеченных техническим творчеством и инженерными профессиями. Ведь при сегодняшнем наплыве в профильные вузы случайного контингента лиц, которым низкие баллы по ЕГЭ не позволяют стать экономистами или юристами, мы обречены находиться в незавидном положении, когда половина выпускников высшей школы предпочитает трудиться не по специальности.
В то же время нельзя не заметить появления новых подходов, инициируемых социально ответственными бизнес-структурами. Так, на только что прошедшем конкурсе "Лучшие социальные проекты России" было представлено немало поучительных примеров. В их числе - возобновление после многолетнего перерыва выпуска альманаха для детей "Хочу все знать" по инициативе компании "РусГидро". Цель проекта - формирование у подрастающего поколения интереса к науке, промышленности и инжинирингу.
Многие территориальные ТПП поощряют стремление руководителей предприятий к расширению контактов с образовательными учреждениями, финансово поддерживать возрождение подзабытых форм ранней профориентации молодежи вплоть до возможности заниматься им простейшими исследованиями и конструкторскими разработками.
В свою очередь ТПП РФ поддерживает инициативы ряда регионов, которые ставят целью улучшить подготовку технических кадров, ориентируясь на конкретные нужды промышленных предприятий. В этом плане заслуживает внимания и поддержки недавно подписанное между правительством Тульской области, образовательными учреждениями региона и местными металлургическими предприятиями соглашение о долгосрочном сотрудничестве в подготовке кадров. Соглашение предусматривает, в частности, совместную работу по внедрению современных методов обучения на основе информационных технологий с использованием новых учебно-лабораторных и учебно-производственных комплексов. Кроме того, вузовские преподаватели будут привлекаться для повышения уровня подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, выпускаемых начальной и средней профессионально-технической школой. К выполнению большинства пунктов соглашения уже подключилась Тульская ТПП. Кстати, доля металлургии в общем объеме промышленной продукции Тульской области составляет около 20%.
В последние годы немало говорилось о необходимости вовлечения студентов инженерных вузов в научно-техническое творчество и коммерциализацию интеллектуальных разработок. Но пока похвастаться особо нечем.
По данным Роспатента, импорт интеллектуальной собственности в РФ превышает экспорт в 11 раз. Как в такой обстановке рассчитывать на эффективность импортозамещающих программ? Эксперты констатируют, что практически не замеченным в деловых кругах и властных коридорах стал факт вступления в силу с 1 октября 2014 года изменений в 4-ю часть ГК РФ. Однако никаких признаков оживления патентования российскими авторами своих разработок за рубежом пока не наблюдается.
На фоне заметного разочарования по поводу результатов перехода российской высшей школы на болонскую систему имеет смысл обратиться к интересным начинаниям в сфере подготовки инженерных кадров, которые накапливаются в странах БРИКС и которые во многом позволяют этим странам успешно запускать инновационные производства и осуществлять крупные инфраструктурные проекты. В частности, внимание многих международных экспертов привлекла амбициозная индийская программа по подготовке за 10 лет 150 млн инженеров и рабочих высокой квалификации. Причем речь в программе идет не только о том, чтобы покончить с "кадровым голодом" внутри Индии, но и наладить масштабный экспорт специалистов инженерного профиля по всему миру. На мой взгляд, нешаблонный подход к опыту индийских коллег поможет нам лучше понять, где и почему пробуксовывает наш собственный план по организации 25 млн высококвалифицированных рабочих мест.
Повышение престижа инженерного образования, приток творчески устремленных молодых людей в технические вузы напрямую зависят от того, насколько основательно государство и работодатели займутся решением проблемы справедливой оплаты инженерного труда. Этим вопросом озабочено не только российское общество. Не случайно, к примеру, Международная организация труда провозгласила курс на достойный труд и его оплату как основу устойчивого развития всей мировой экономики. Что касается нашей страны, то, несмотря на рост зарплат инженерно-технических работников в течение последних 15 лет, лишь недавно удалось приблизиться к сопоставимым цифрам доходов этой категории сотрудников, которые имелись в СССР в конце 1980-х годов. Причем это без учета дополнительных доходов, получаемых в тот период из общественных фондов. А если учесть фактор общественных фондов, то зарплата в современной России должна быть не меньше 70 тыс. руб., а после недавней девальвации рубля и взлета инфляции - все 100 тыс.
Эксперты ТПП РФ убеждены, что сегодняшние призывы к ужесточению финансовой дисциплины посредством экономии на оплате труда квалифицированных специалистов обернутся дальнейшим снижением покупательского спроса, сокращением прослойки среднего класса, что приведет только к усугублению кризисных явлений в отечественной экономике. Так что пришло время обратиться к альтернативным вариантам, и, в частности, к азиатскому опыту финансирования крупнейших госпрограмм за счет ограниченной денежной эмиссии с последующим освоением средств бизнеса по четко обозначенным приоритетным направлениям.
ТПП РФ внимательно отслеживает ситуацию, связанную с инспекционными проверками системы высшего образования. Наша позиция: нужно стремиться не к механическому сокращению числа вузов, а к тому, чтобы все учебные заведения, как государственные, так и частные, предлагали качественное образование. Именно на решение этой задачи направлено крепнущее в последние годы сотрудничество многих территориальных палат с негосударственными вузами, особенно с теми, которые в отдельных муниципальных образованиях являются единственными высшими учебными заведениями. Вместе с Ассоциацией негосударственных вузов ТПП РФ планирует взять под контроль работу около 50 учебных заведений, предлагающих инженерно-технические специальности.
Источник информации