В первой части В.Г. Осипов рассказал об истории завода и его выживании в кризисные годы: см. http://mashportal.ru/interview-23395.aspx
Техническое перевооружение завода и повышение производительности, сегодняшнее состояние дел на заводе – тема второй части интервью.
В.Г. Осипов является также техническим директором ЕПК и отвечает за техническое перевооружение всех заводов. Все проекты по модернизации, по улучшению процессов проходят через Управляющую компанию ЕПК.
- Помогает ли Вам должность технического директора Корпорации в руководстве Московским подшипником?
- Да. Мы внедряем передовое оборудование и технологии на заводе авиационных подшипников (Самара), и я стараюсь в Москве рассказывать, показывать эти достижения. У нас регулярно идут инвестиционные проекты, через которые развивается компания. Берется узкое направление в производстве и путем исследований, применений знаний из зарубежных компаний, мы создаем проекты производств, начинаем их внедрять.
Проекты подразумевают закупку оборудования, создание новых технологических процессов. Их защищают перед специальной комиссией в управляющей компании. Мы проверяем все обоснования, все расчеты, финансисты оценивают проект с точки зрения окупаемости. Потом принимается решение с участием акционеров: вкладывать деньги или не вкладывать.
Каждый завод занимается разработкой подобных проектов, и предоставляет их нам, в управляющую компанию, защищает их, реализует в течение года и на следующий год опять готовит проекты. Это постоянный процесс совершенствования. Финансирование идет централизованно. В год выделяется порядка 300 млн. рублей на корпорацию, хотя мы также изыскиваем и другие источники. Вот эти 300 млн. реальных денег вкладываются в новые оборудование и технологии по всем заводам.
“ |
300 млн. реальных денег вкладываются в новые оборудование и технологии по всем заводам. |
На сегодняшний день ЕПК является привлекательной компанией, как самая большая и динамично развивающаяся — на нас сегодня смотрят все. Наш рейтинг у рейтингового агентства S&P – B+, мы кредитно привлекательны. Тогда как 10 лет назад мы "бились", чтобы хоть кого-нибудь привлечь. И первой стала компания Brenco (Amsted Rail) — американская фирма, с которой мы создали совместное предприятие.
- Чем удалось ее привлечь?
В то время у нас было от рынка железнодорожных подшипников — 85%. Brenko специализируется на железнодорожном направлении, им очень хотелось с нами сотрудничать. Однако они сразу обозначили сектор: подшипники TBU, на которых "бегает" железнодорожный транспорт всей Америки. В России подобные подшипники осваивались только нашей компанией.
В 2007 г. мы подписали контракт на создание совместного производства. Сейчас предприятие реально существует, оборудование все есть. Аналога такому производству сегодня в мире нет. В него затянута настолько современная технология, что даже у американцев такой нет. Вот эту технологию нам поставляли сами американцы, делавшие это для себя. Уже при заказе оборудования, при внедрении технологии они понимали, где отстают. В результате все новшества были внедрены. Сейчас производство подшипников идет, но в целом оно в стадии роста (планируемый объем около 350 тысяч подшипников в год). Мы горды тем, что в структуре ЕПК есть подобное предприятие.
Такая задача по созданию производства, использующего современные технологии, и стояла перед реконструкцией. Этот этап был завершен 2005 году.
Теперь подошло время технического перевооружения завода. За 5 лет мы планируем создать современное производство крупногабаритных подшипников — до 2,5 м диаметром. В секторе производства подобных подшипников емкость российского рынка составляет порядка 250-300 млн. руб. в месяц. Мы пока выпускаем всего 40. Занять в этой нише достойное место можно только с современной технологией, позволяющей обеспечить высокое качество и низкую себестоимость подшипников. Разрабатывая проект крупногабаритного производства, мы рассчитываем увеличить наш объем до 160 млн. руб. в месяц. Объем производства возрастет в 4 раза.
- Есть ли сейчас проблемы со снабжением?
- Сейчас стало легче. Серьезных проблем нет. Это связано, в том числе, с централизацией закупок в корпорации. Функция снабжения в части переговорного процесса, определения квот и объемов, определения подходящей цены отдана Управляющей компании ЕПК. Для всех заводов, входящих в корпорацию, это большое благо. Также легче, потому что сегодня все хотят продать. И мы на всю закупаемую продукцию объявляем тендеры, отбираем по качеству и цене.
- Идет речь об отечественном сырье?
- О всей закупаемой продукции. В основном это отечественная продукция, но есть ряд товаров, (например, охлаждающая жидкость), который мы закупаем за границей.
“ |
Когда человек попадает в отлаженный механизм, ему там интересно. Попадая в сумбур, где непонятно, кто и как командует, люди не задерживаются. |
- Как и чем вы привлекаете, удерживаете молодежь?
- После того, как мы провели реконструкцию, молодежь привлекает порядок, чистота, сама налаженная система производства. Когда человек попадает в отлаженный механизм, ему там интересно. Попадая в сумбур, где непонятно, кто и как командует, люди не задерживаются. У нас все четко, каждый процесс прописан. Действует система менеджмента качества, строго регламентирующая все действия. Новый человек видит, что это серьезная организация, серьезный завод.
- Откуда к вам попадают люди?
- Много иногородних. Есть общежитие, около 350 человек — иногородние. Много людей, живущих в общежитии, работают по 10 и более лет. Средняя зарплата по заводу — 25-30 тысяч рублей. Это в среднем. Опытные станочники получают больше из-за сдельных расценок. Например, токари, кузнецы, наладчики — гораздо больше. С опытом рабочий успевает больше. Мы поднимаем объемы товарного выпуска и поднимаем зарплату. За прошлый год увеличили ее в среднем на 4 тысячи. Дорожают электроэнергия, газ, аренда, поэтому мы должны давать рост соответственно… Сегодня только за счет повышения производительности можно поднять заработную плату. Больше выпускать меньшим количеством.
- Повышение производительности Вы связываете с новым оборудованием?
- Не только. Производительность в большей степени связана с организаций труда, когда человек "не простаивает". Когда вовремя подаются детали должного качества, человек работает целый день с высокой производительностью. Когда он вынужден что-то ждать — начинается падение объема. Главное здесь — повышение качества изготовления деталей, а значит и уменьшение брака и увеличение выпуска подшипников.
- Как происходило внедрение системы управления производством?
При внедрении ISO 9000 — это один из процессов, все наши работники прошли обучение. Система менеджмента качества включает в себя все, что касается производства — от культуры до производительности. И сейчас происходит постоянное обучение как на нашей территории, так мы направляем на обучение. Обучаются и старые, и новые сотрудники — процесс не прекращается. Это заложено в бюджете. Это — наше будущее.
“ |
Сегодня только за счет повышения производительности можно поднять заработную плату. Она в большей степени связана с организаций труда, когда человек "не простаивает". |
Сейчас идет внедрение новой системы автоматизированного управления производственным процессом. Программа рассчитана на 2,5 года, вложения составят порядка 14 млн. рублей. Мы идем на такие затраты для улучшения учета, качества планирования. Завод развивается постоянно, а иначе никак нельзя — потому что тут же обгонят. Конкурентов, причем не только на внутреннем рынке, много. Сегодня все хотят войти на этот рынок: европейские компании, Китай, индийский производитель. Самое главное, над чем мы работаем — это разработка проектов, создание новых производств на основе новых технологий, нового оборудования. Это программа, обозначенная акционерами — приоритетная, будем реализовать в течение 3-5 лет.
У нас нет цели увеличивать количество людей, и за счет этого повышать объем производства. Мы собираемся повысить качество, производительность и объем выпуска за счет технологических процессов, направленных на увеличение производительности труда и сокращению издержек на производстве.
- Вы можете обозначить место завода на российском и на зарубежном рынке?
- Наши конкуренты за границей — FAG (Sсhaeffler Group), SKF, Timken — все ведущие фирмы. Конечно, по технической оснащенности мы им уступаем. Технологический процесс у нас отстает от зарубежных фирм. В целом недостаточно еще на наших заводах современных технологических процессов, кроме СП "ЕПК-Бренко" — там, наоборот, технологии опережают всех конкурентов. Но мы подтягиваемся и цель новых проектов — создать условия, в которых мы были бы с ними конкурентоспособны именно по качеству продукции.
- Как бы Вы определили уникальность завода?
- Наш завод действительно уникальный. Во-первых, большая номенклатура. Завод выпускает много конструктивных групп. Мы делаем подшипники малыми партиями. И отличаемся тем, что каждый раз происходит переналадка, в отличие от серийных заводов с автоматическими линиями.
Наш продукт востребован — практически во все времена подшипники покупались. Все крутится и вертится на подшипнике. Пусть это будет уже не в тех объемах, не в тех количествах — но продукция сегодня нужна рынку, значит, мы будем и дальше производить.
- Владимир Григорьевич, решили ли Вы на чем сделаете акценты, что скажете в своей речи на юбилее завода?
- Да, думал я уже на эту тему. Никогда не пишу себе никаких текстов. На совещаниях, на пленарных заседаниях, мне не надо подсматривать, я владею всеми цифрами, информацией по всему, чем живет завод. Такой же вечер я проводил на 70-летие. Были раздумья, что сказать... Когда вышел на сцену — все получилось само собой, от сердца: поздравил заводчан, обозначил вехи, сказал теплые слова людям, которые участвовали. Думаю, также будет и в этот раз.
- Что является самым главным на заводе и что завод значит для Вас?
- Главным на нашем заводе являются люди. А Завод — это жизнь. Я здесь пропадаю все время. Прихожу рано утром, ухожу поздно вечером, все время в делах, в выходные работаю. Я пришел в 22 года и уже 30 марта будет 56 лет, так и получилось, что эти 34 года отданы Московскому подшипниковому заводу.
Фоторепортаж подготовлен Порталом машиностроения по итогам экскурсии, проведенной в феврале 2012 г.
Выражаем благодарность Европейской подшипниковой корпорации, Владимиру Григорьевичу Осипову и Валентине Верижниковой за ответы на вопросы и организацию интервью, а также Александру Валентиновичу Алексееву, техническому директору Дивизиона МП (ЕПК-Москва) за проведенную экскурсию.
Беседовала Елена Абашева (Портал машиностроения)